на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности
огласно статьи 2 Закона об информации, информатизации и защите информации, «информация» - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Однако нельзя признать правомерным определение конфиденциальной информации, установленное той же статьей, согласно которому конфиденциальной информацией признается исключительно документированная информация. Такое определение вступает в противоречие со многими правовыми институтами. Например, буквально следуя легальному определению нельзя признать конфиденциальными сведения, передаваемые больным лечащему врачу (врачебная тайна), прихожанином священнику во время исповеди (тайна исповеди), от обвиняемого к его адвокату (адвокатская тайна) и т.п.

С точки зрения этимологии, слово «конфиденциальный» происходит от латинского confidentia - доверие и в современном русском языке означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный» Словарь иностранных слов.- М.:ЮНВЕС,1995., С.359.. Слово «секрет», которое также необходимо рассмотреть, заимствовано из французского secret - «тайна». Однако, как отмечал автор Ефремов А. А. Информация как объект гражданских прав//Студенты в правовой науке: Сб. науч. тр. Вып. 1: Проблемы и перспективы современного российского права (Поиск новых идей). - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1998.- С. 56., понятие тайны в правовой науке не совсем совпадает с понятием конфиденциальной информации, так как тайна означает ещё и правовой режим информации.

При анализе видов конфиденциальной информации возникают большие сложности, связанные с противоречивостью и недостатками отечественного законодательства. Так, согласно п. 2 ст. 10 ФЗ «Об информации...», документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Это положение вызывает серьезную критику. Как отмечает А.И. Алексенцев Алексенцев А. И. О составе защищаемой информации. //Безопасность информационных технологий.-1999.-№ 2.- С.5., понятия «секретный», «конфиденциальный», «тайна» равнозначны, в результате получается парадокс - секретная информация (государственная тайна) исключена из сферы секретной. Правда, данное разделение информации оговорено фразой «по условиям ее правового режима», который действительно различается у сведений, составляющих государственную тайну, и у других сведений. Но все равно в данном случае эта норма закона противоречит определению конфиденциальной информации, данному в ст.2 этого же закона. А.И. Алексенцев указывает, что исключение государственной тайны из состава конфиденциальной информации не согласуется и с международными актами Алексенцев А. И. О составе защищаемой информации//Безопасность информационных технологий.-1999.-№ 2.-С.6.. В ст. 8 ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» информация, отнесенная к государственной тайне, поставлена в один ряд с «иной конфиденциальной информацией».

В свете вышесказанного представляется неправильной и попытка некоторых ученых обосновать разделение информации с ограниченным доступом на государственную тайну и конфиденциальную так как «есть сведения, защищать которые владелец или пользователь обязан, и те, защищать которые он имеет право, рассчитывая на помощь государства» Емельянинков М. Ю. Частушки о сертификации и лицензировании в области защиты информации, не составляющей государственной тайны. //Защита информации. Конфидент.- 2000.-№ 1.-С.15.. Как правильно указал А. И. Алескенцев Алексенцев А. И. О составе защищаемой информации. С.6, к конфиденциальной информации должна быть отнесена вся информация с ограниченным доступом, составляющая любой вид тайны.

В настоящее время нет четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Но определенные попытки такой классификации предпринимались учеными. Алексенцев А. И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны. //Безопасность информационных технологий.-1999.-№ 3.-С.65-71; Фатьянов А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе. //Безопасность информационных технологий.-1999.-№ 1.-С.26-40. Не имея возможности более детально исследовать вопросы классификации, ограничимся выводом, что в наиболее общем виде на законодательном уровне получили закрепление две разновидности тайн: государственная См. Закон Российской Федерации № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 1993. - 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 41. - Ст.4673. и коммерческая. ГК РФ и Закон о коммерческой тайне, а также ряд других федеральных законов позволяют признать информацию коммерческой тайной, если она отвечает минимум следующим требованиям:

1) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

3) к ней нет свободного доступа на законном основании;

4) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Вместе с тем, законодатель, употребляя подобные критерии, не дает ответа на вопрос, что вкладывается в определение действительная или потенциальная коммерческая ценность. Под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота. См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Ч. 1. /Под ред. О.Н. Садикова. М. 1998. ГК РФ предоставил право руководителю предприятия самостоятельно решать вопрос об объеме сведений, подлежащих засекречиванию. Таким образом, он же и будет решать вопрос о ценности той информации, которая будет защищаться в режиме коммерческой тайны. В общем, следует признать, что реальное коммерческое значение коммерческой информации законодатель всецело отдал на усмотрение здравого смысла.

Под понятие коммерческой тайны могут подпадать самые разнообразные сведения и знания, как технического характера, так и организационного или финансового. Например, коммерческой тайной может являться изобретение, на которое работодатель, умышленно сохраняющий его в тайне, принял решение не подавать заявку. В качестве коммерческой тайны не возбраняется охранять стратегию фирмы при продвижении товара на рынок, или оригинальное решение и т.п.

Однако в России, как мы отметили выше, возникла ситуация, при которой происходит бесконтрольный незаконный, по сути, экономический оборот конфиденциальной коммерческой информации. Продается информация, которая находится в распоряжении налоговых, таможенных органов, Пенсионного фонда РФ, органов валютного контроля, паспортных столов и других ведомств, призванных обеспечивать ее защиту от несанкционированного доступа. Тем самым наносится значительный ущерб не только коммерческим интересам российских компаний, но и материальным и моральным интересам физических лиц.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что коммерческая тайна, представляя собой особо ценную информацию для своих обладателей, напрямую затрагивающая интересы и собственников, и работников предприятий, несомненно, является разновидностью интеллектуальной собственности и нуждается в адекватной, а не декларативной защите.

2.2. Проблема охраны произведений и фонограмм

Самый значительный блок проблем, который постоянно увеличивается, - защита произведений и фонограмм. «Пиратская» продукция обращается на российском рынке параллельно с лицензионной, меры борьбы с этим явлением пока не принесли ощутимых результатов. Очевидно, что только репрессивными мерами искомый результат не будет достигнут, следует разрабатывать дополнительные «мягкие» меры борьбы с этим явлением. Например, снижать стоимость лицензионной продукции, увеличивать уровень защиты авторских произведений до их выпуска в серийное производство, повышать культуру потребления и т.п.

Еще один важный аспект данной проблемы - охрана авторских произведений и фонограмм в Сети Интернет. Появление новых технологических возможностей привело к широкому использованию объектов авторских и смежных прав в цифровых интерактивных сетях, в том числе в Интернете.

В настоящее время в России возможности интерактивных сетей и электронной почты используют миллионы человек. Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring проводит регулярный мониторинг Рунета с 1999 года. С 2003 года исследования аудитории российского Интернета стали регулярными (1 раз в квартал). В ходе исследований с помощью всероссийского опроса населения (N=1500, 18+) измерялось количество пользователей Интернет, а также частота использования всемирной сети, способы и места выхода в Интернет, виды деятельности, социально-демографические характеристики пользователей. (рис.2.1)


Рис.2.1. Количество пользователей Интернет (динамика)

Выборка: 1500 респондентов для каждой волны

По результатам, полученным в первом квартале 2005 года, аудитория российского Интернета, то есть количество респондентов, пользующихся Интернетом хотя бы раз в месяц, составила 13% от жителей России старше 18 лет (порядка 15 миллионов человек). Из них минимум раз в неделю Интернетом пользуются 10% респондентов (недельная аудитория), а минимум раз в день - 4% (дневная аудитория).

Таким образом, самая большая группа российских пользователей Интернет - это те, кто заходит в сеть в среднем 1-2 раза в неделю.

Количество активных пользователей, заходящих в Интернет в среднем 1-2 раза в неделю  выше в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург)  и больших (от 500 тысяч) городах, в то время как респонденты из менее населенных городов пользуются  Интернет значимо реже - 1-2 раза в месяц. Несомненно, на фоне остальных городов, выделяется  Москва, где количество пользователей Сети составляет около 40%. 13% россиян выходят в Интернет хотя бы раз в месяц. //http://www.4p.ru/index.php?page=2732.

Использование Интернет чаще всего затрагивает именно объекты авторских и смежных прав (литературные, художественные, музыкальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ, продукты мультимедиа и т.д.) Эти вопросы неоднократно обсуждались в публикациях отечественных авторов: см. Ботуз С. Правовая защита объектов интеллектуальной собственности в «Интернете» // Интеллектуальная собственность. 1997. № 3/4. С. 32-39; Гульбин Ю. Охрана авторов программного обеспечения ЭВМ. // Российская юстиция. 1997. № 5. С. 45-46; Кравец Л. Охрана интеллектуальной собственности в «ИНТЕРНЕТе» // Интеллектуальная собственность. 1998. № 1. С. 34-42 и др..

Как отметил Председатель Правления Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) В.В. Терлецкий, сегодня использование авторских произведений и фонограмм в российском сегменте сети Интернет происходит даже в большем объеме, чем на Западе. Но поскольку сама информация об Интернете начала широко распространяться в России относительно недавно (реклама Yandex на ОРТ признана событием 2000 года), то большинство авторов, исполнителей и других правообладателей еще плохо знают о своих собственных правах и не догадываются о масштабах и способах использования их интеллектуального труда в Интернете. Терлецкий В.В. Использование произведений и фонограмм в российском сегменте Сети Интернет. //http://www.copyright.ru/publ-433.html.

Большинство произведений и объектов смежных прав используются в цифровых сетях и при создании продуктов мультимедиа с грубыми нарушениями действующего законодательства.

Произведения в электронной форме, доступные в цифровой сети, могут быть восприняты неограниченным кругом пользователей в любое время по желанию каждого из них. Не имеющие специальной защиты произведения, будучи однажды преобразованы в цифровую форму и загружены в цифровую сеть, становятся легкой добычей для нарушителей.

Очевидно, что отдельные правообладатели не в состоянии отслеживать распространение охраняемых объектов в цифровых сетях и их использование при создании продуктов мультимедиа. Правообладатели фактически лишены возможности защищать свои права в цифровой среде теми же способами, что и при обычном использовании охраняемых авторским правом объектов.

Правда, использование произведений в российском Интернете происходит в основном на некоммерческих началах. Например, «библиотека Машкова» не использует размещение рекламных баннеров на страницах с произведениями, в связи с чем правообладатели не предъявляли пока особых претензий. Но перед многими контент-провайдерами, переводящими свою деятельность на коммерческую основу, стоят проблемы легализации своей деятельности. Сегодня более 99 процентов авторских произведений и фонограмм распространяются через Интернет бесплатно. Цифра, соизмеримая с объемом пиратства в недалеком прошлом в России. Терлецкий В.В. Использование произведений и фонограмм в российском сегменте Сети Интернет. //http://www.copyright.ru/publ-433.html.

Исходя их действующего законодательства при использовании произведений в Интернете затрагивается, прежде всего, такое правомочие правообладателя, как «сообщение для всеобщего сведения по кабелю или с использованием аналогичных средств» (пункт 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 39 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах). Причем под это правомочие подпадает как собственно расположение произведений на Интернет-сайтах, так и предоставление их путем загрузки файлов, в том числе музыкальных. В Интернет сейчас получило распространение «потоковое вещание», создаются все новые радиостанции, уже пытаются создать Интернет-телевидение. Эти случаи также охватываются в настоящее время указанным выше правомочием.

Для решения этих проблем была создана специализированная авторско-правовая организация - Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), одним из учредителей которого стало Российское авторское общество. РОМС является специализированной организацией, представляющей в определенной сфере всех правообладателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.