на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные тенденции развития современного российского федерализма

Основные тенденции развития современного российского федерализма

20

Содержание

Введение

1. Этапы становления конституционно-правовой модели современного российского федерализма

2. Федеративная природа России

3. Основные подходы к определению конституционно-правовой модели современного российского федерализма

4. Российский федерализм: основные направления и закономерности развития

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Грамотное разграничение предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной власти является одной из наиболее насущных практических задач современного этапа развития российской государственности, структура которой в силу целого ряда объективных факторов всегда характеризовалась значительным компетенционным дисбалансом. Так было и во времена Киевской Руси, и в период Империи, и при советской власти. Разграничение полномочий шло по принципу, метко подмеченному русским классиком: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Однако жизнь на местах шла вперед, а «барин», в чьей компетенции находилась львиная доля вопросов местного значения, так и не приезжал.

В политической истории России явно прослеживались две линии развития - федеративная и унитарная. Идею устройства России на федеративных началах высказывали ученые и политики в разные периоды российской истории. Уже в XVI в. Ю. Крижанич проповедовал идею славянской федерации. Среди сторонников федерализма были С. Корф, А. Щапов, А. Сперанский, Н. Новосильцев и многие другие. Владимирова В.В. - Актуальные проблемы федерализма: вопросы теории и практики: Учебное пособие/ГУУ - М. 2004 - 20 с.

Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного и межгосударственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства, межгосударственных объединений и в целом мирового сообщества?

Успех федерализма кроется в его способности служить средством разрешения самых сложных задач государственного строительства, межгосударственного мироустройства; «организации местной власти на началах разграничения предметов ведения и полномочий, субсидиарности, широкого самоуправления» Конюхова И.А. - Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец»»; «Формула права» - 2004 - 11 с..

Целью данной курсовой работы является попытка осветить состояние и тенденции развития современного российского федерализма. Также в работе будут указаны проблемы становления и совершенствования конституционно-правовых основ российского федерализма.

1. Этапы становления конституционно-правовой модели современного российского федерализма

Современная конституционно-правовая модель российского федерализма принципиально отличается от государственного устройства СССР и РСФСР в составе Союза.

Конституционно-правовая формула современного российского федерализма является следствием реформ, проводимых в России в последнее десятилетие, и сформировалась под влиянием развития, как отечественной государственности, так и государственности зарубежных стран. Она отразила особенности истории развития федеративных отношений в России, а также попытку соединить общемировые подходы к федерализму с российскими ценностями и традициями.

Выделяют три этапа формирования конституционно-правовых основ современного российского федерализма. Первый этап - период распада СССР и принятия Россией Декларации о государственном суверенитете; второй - подписание Федеративного договора и внесение соответствующих изменений в Конституцию 1978 г.; третий - принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Суть конституционной реформы в России в сфере государственного строительства на первом этапе явилась следствием реформ, проводимых с 1980-х годов, в политической и экономической сферах. Официально объявленный курс на децентрализацию политической и экономической жизни потребовал новых подходов к разделению государственной власти между центром и составными частями.

Характерная особенность реформирования государственного устройства этого периода проявилась в том, что политические, социальные и экономические реформы стали проводиться сверху, нередко без учета региональных особенностей, всей сложности проблем на местах.

Другой особенностью развития отношений между центром и составными частями российского государства этого времени стало проведение федерализации России на основе признания различий в статусе территорий. «Изначально осуществлялась политика выделения особого статуса республик в составе России» Конюхова И.А. - Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец»»; «Формула права» - 2004 - 225 с.. Отношения между Россией и её автономными республиками развивались в сторону конфедерализации. Такая тенденция была обусловлена конституционно-правовой политикой бывшего СССР.

Уже в период участия в разработке Союзного договора между республиками СССР, российские власти одновременно занимались разработкой Федеративного договора (далее - Договор) СЗ. - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.), который был подписан 31 марта 1992 г. С подписанием Договора начался новый этап в развитии государственности России. Центр предпринял попытку восстановить былую стабильность на основе договоренностями с территориями. Главные черты новой модели государственного устройства России, определяемые Договором, выразились в отказе от централистского принципа «закрепления открытого перечня вопросов ведения Федерации», закреплении гарантий самостоятельности субъектов Федерации в вопросах, не относящихся к ведению Федерации, установлении предметов совместного ведения, закреплении партнерских начал при реализации власти по предметам совместного ведения.

В юридической литературе достаточно распространена точка зрения о том, что подписание Договора ознаменовало переход России из унитарного государства в федеративное. Козлов А.Е. - Федеративные начала организации государственной власти в России. - М. - 1996 - 11 с. Другая точка зрения заключается в том, что и до Договора Россия являлась федеративным государством, с его же принятием изменилась природа федерации, произошло преобразование федерации, основанной на принципах национальной автономии, в конституционно-договорную федерацию с различными по своей природе субъектами Федерации.

По мнению И.А. Конюховой, Договор лишь заложил тенденцию федерализации России. Один из основных аргументов, приводимых И.А. Конюховой, заключается в том, что не все составные части России, подписавшие Договор, получили статус субъектов Российской Федерации.

Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. ознаменовало начало завершающего этапа в развитии конституционно-правовых основ современного российского федерализма. Конституция РФ отразила то реальное соотношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и её субъектами на момент её принятия. Конституция РФ предложила, с одной стороны, меры по укреплению единства и целостности Российской Федерации, а с другой стороны - меры, обеспечивающие дальнейшую децентрализацию и выравнивание в правах всех субъектов РФ.

Конституционные новшества, направленные на децентрализацию и выравнивание статуса субъектов Федерации, выразились в провозглашении принципа равноправия субъектов Российской Федерации, расширении возможностей регионов в решении общегосударственных вопросов.

Несмотря на то, что по новой Конституции Россия продекларирована федеративным государством, фактически об утверждении реального федерализма в нашем государстве приходится говорить лишь как о процессе. В борьбе между унитаристскими, федеративными и конфедеративными тенденциями ни один из принципов федерализма пока не реализуется в полной мере.

Стоит отметить, что в к числу принципов российского федерализма, закрепляемых конституционным правом относятся: государственная целостность, единство государственной власти и её системы, равноправие народов и равноправие субъектов РФ, право народов на самоопределение в рамках Федерации, разграничение предметов ведения между ней и её субъектами и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, равное гражданство и равный для всех субъектов стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина, верховенство федерального права. Чиркин В.Е. - Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ - 2004 - 199 с.

Российская формула федерализма отнюдь не в полной мере стала соблюдаться в федеральном законодательстве, конституционном и уставном законотворчестве субъектов РФ, развивающемся после принятия новой Конституции. Эта тенденция ещё более усилилась в связи с развернувшейся в России практикой заключения договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти отдельных субъектов РФ. Положения этих договоров в значительной мере составили альтернативу нормам федеральной Конституции. Нерешённость проблемы «разорванности» конституционного пространства обнаружилась настолько очевидно, что поиск дальнейших путей выхода из конституционного кризиса становился неизбежным. Первые же результаты адаптации и реализации конституционных положений стали говорить о необходимости совершенствования конституционно-правовых основ российского федерализма, создании дополнительных гарантий реализации конституционных норм, регулирующих отношения разделения государственной власти по вертикали в Российской Федерации.

2. Федеративная природа России

Теория признания федерации как договорного самоуправляемого государства, развиваемая в настоящее время наукой и подтверждаемая практикой, позволяет понять причины проблем федерализации современной России.

Стала ли Россия договорной самоуправляемой по природе, и были ли соблюдены все необходимые условия для достижения согласия во внутрифедеративных отношениях - вопросы, которые российская юридическая наука не обходит.

В частности, по мнению И.А. Конюховой, один из важнейших аспектов связан с изучением вопроса о том, в какой мере современная конституционная модель российского федерализма основана на согласии - на договоре центра и составных частей России.

Во время обсуждения проекта нового Основного закона России на Конституционном совещании в качестве условия вступления его в юридическую силу первоначально обсуждалась идея одобрения Конституции большинством субъектов РФ в дальнейшем была избрана иная форма принятия - всероссийским референдумом. В таком случае факт одобрения Конституции России субъектами Федерации - изъявление воли граждан, проживающих на территории конкретных субъектов.

Результаты голосования за новую Конституцию РФ обнаружили не совсем благополучную картину. В семи республиках (Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Тыва) и десяти областях граждане России проголосовали против принятия новой федеральной Конституции. В двух республиках (Татарстан и Чечня) референдум вообще не состоялся.

Дальнейшее развитие событий, выразившихся в правовом нигилизме и других формах неприятия частью субъектов РФ новой конституционной модели российского федерализма, свидетельствует о том, что в нашем государстве недостаточно высока степень согласия регионов с конституционным устройством Федерации. Причем ни формально, ни фактически до сих пор не достигнут тот требуемый уровень согласия центра и субъектов РФ, который бы обеспечил стабильность и эффективность функционирования российской государственности.

Следовательно, сегодня можно с большей долей условности говорить об утверждении сущностных сторон Российской Федерации как договорного государства и необходимо искать дальнейшие пути достижения этого согласия. Известные результаты российского референдума по принятию Конституции РФ, возникшие трудности адаптации нового основного закона в субъектах РФ - свидетельство о достаточно высокой степени негативного восприятия Конституции субъектами Федерации и населением. «Конституция несет в себе некоторую ущербность с точки зрения её потенциала стать инструментом достижения согласия на основе новой модели российского федерализма и решения насущных задач стабилизации России, укрепления её целостности» Умнова И.А. - Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело - 2000 - 78 с..

Вместе с тем недооценивать пройденный Россией путь в этом направлении было бы некорректно. Так, Договор стал первым этапом процесса федерализации России путём достижения субъектами Федерации согласия и существенно сблизил позиции центра и составных частей России в понимании федеративного устройства российского государства. Весьма значительная часть положений Договора вошла в Конституцию РФ, а сам Федеративный договор признан в федеральной Конституции действующим нормативно-правовым актом в части положений, которые не противоречат Конституции РФ.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.