на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные теории происхождения государства и права
p align="left">Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления. Ибо, согласно общественному договору, только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо.

Народ, рассуждал мыслитель, не может лишить самого себя неотчуж-даемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда есть акты общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно прини-маются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.

Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеет-ся неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда «хотят быть неограниченными». Хотя им издав-на твердили, что самое лучшее средство стать таковыми - это снискать лю-бовь своих подданных, однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки. Власть, возникающая из любви поддан-ных, несомненно, наибольшая. Но она непрочна и условна. Поэтому «нико-гда не удовлетворяются ею государи». Личный интерес любых повелите-лей состоит в том, чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться. Конечно, замечает мыслитель, если предположить, что подданные всегда будут оставаться совершенно покорными, го государь был бы тогда заинтересован в том, чтобы народ был могуществен, дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для сосе-дей. Но так как интерес народа имеет лишь второстепенное и подчиненное значение и так как оба предположения несовместимы, то естественно, что государи всегда предпочитают следовать тому правилу, которое для них не-посредственно выгодно.

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно отстаивали тезис о том, что народ обладает есте-ственным неотчуждаемым правом не только на создание государства на ос-нове общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

2.4.Теория насилия

Эта теория является одной из распространенных на Западе теорий про-исхождения государства и права.

Наиболее видные ее представители - немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К. Каутский (1854-1938).

Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. «История не предъявляет нам ни одного примера, - рассуждал в связи с этим Л. Гумплович в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве», - где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь ина-че. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим пле-менем более слабого, уже оседлого населения» Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.

.

В результате насилия и завоевания одних племен и народов другими, порабощенных одних другими победители образуют правящий класс, а по-бежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих».

Во внутренней и внешней вражде племен заключается все дело, а не в чем-то другом. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждал Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать «главные, основ-ные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, ко-торые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству» Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества. .//Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.

.

Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провиде-ние, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалисти-ческие и нравственные мотивы», как это следует из других учений о проис-хождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими, одним словом, прямое насилие - вот «родители и повивальная бабка государства», - являются основной причиной, согласно теории насилия, возникновения данных институтов.

При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локаль-ное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, не только порож-дающее единство противостоящих друг другу «элементов» государства победителей и побежденных, правящих и управляемых, по и имеющее да-леко идущие социально-экономические и политические последствия. Ос-новным среди них является возникновение и развитие государства и права.

Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, отражает взгляды лишь некоторых слоен общества и их представителей на природу государства и па его происхождение.

Наряду с названными теориями в мире всегда существовали и сущест-вуют другие довольно известные теории.

Среди них можно назвать, в частности, патриархальную теорию, осно-вателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристо-тель. Согласно учению Аристотеля, государство, являясь продуктом есте-ственного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из не-скольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы об-щения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни» Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22..

Другой широко известной в юридическом мире теорией происхождения государства, а вместе с ним и права является психологическая теория. Суть ее заключается в том, что основные причины возникновения государства и права она усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульси и в эмоциях, которые, согласно воззрениям известного русского ученого Л.И. Петражицкого (1867-1931) - основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001

.

Необходимо назвать также органическую теорию происхождения госу-дарства, приравнивающую государство к человеческому организму и при-писывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической тео-рии, государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.

Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развива-лись еще в трудах древнегреческого философа Платона. Наибольшее разви-тие они, а вместе с ними и органическая теория в целом получили в конце XIX -- начале XX в. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый-философ Г. Спенсер (1X20 1903). В настоящее время органическая теория хотя и не пользуется прежней популярностью, но имеет хождение на Западе.

Аналогично обстоит дело и с расовой теорией, которая рассматривавает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории, в мире су-ществуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «выс-ших» рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, не-обходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего разви-тия и даже практического применения она достигла в средние века в пе-риод расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появле-ния в Европе фашизма. Сначала «цивилизованные» страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и за-хвата их земель, а затем одни «цивилизованные» страны (фашистские Гер-мания и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расо-вой теории развязанную ими войну против других «цивилизованных» и «нецивилизованных» стран.

Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в по-слевоенный период в ходе ведения «холодной войны» между капиталисти-ческими странами во главе с США и социалистическими во главе с СССР.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискреди-тирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Заключение

Опыт исторического развития показывает, что при-чины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порож-дающих индивидуальную и общественную жизнь чело-века. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явле-ния не односторонне, а во всем разнообразии его про-явлений в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право на существо-вание и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследу-ются биологические и психологические особеннос-ти человека как члена общества и гражданина госу-дарства, а общество и государство как система вза-имодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образова-ние государства в силу экономических причин не-возможны без участия психики человека и его физи-ческих усилий.

В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравствен-ных, религиозных и других, однако все они в итоге реа-лизуются лишь через физиологию и психику.

Пестрота и противоречивость прогрессивных науч-ных представлений о происхождении государства впол-не объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне об-щества и государства.

Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой не может существовать ни одно общество.

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Государство выступает и как организация политической власти общества. Для нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийноситью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда.

Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества.

Государство официально устанавливает право,обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер.Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства - признавать и осуществлять эти права.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ // Российская газета от 30.04.93.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 40т/Государство и революция. Т.33.- М., 1978

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства-М. 1985

4. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С.

6. Матузов Н.И; А.В. Малько Теория государства и права. М. 2002

7. Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000. гл. II, III.

8. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.

9. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. М., Юристъ, 2002

10. Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.

11. Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 1982.

12. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001

13. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.; Отечество. 2003.

14. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.

15. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.

16. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.