p align="left">Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления. Ибо, согласно общественному договору, только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо. Народ, рассуждал мыслитель, не может лишить самого себя неотчуж-даемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда есть акты общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно прини-маются или утверждаются путем проведения референдума самим народом. Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеет-ся неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда «хотят быть неограниченными». Хотя им издав-на твердили, что самое лучшее средство стать таковыми - это снискать лю-бовь своих подданных, однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки. Власть, возникающая из любви поддан-ных, несомненно, наибольшая. Но она непрочна и условна. Поэтому «нико-гда не удовлетворяются ею государи». Личный интерес любых повелите-лей состоит в том, чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться. Конечно, замечает мыслитель, если предположить, что подданные всегда будут оставаться совершенно покорными, го государь был бы тогда заинтересован в том, чтобы народ был могуществен, дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для сосе-дей. Но так как интерес народа имеет лишь второстепенное и подчиненное значение и так как оба предположения несовместимы, то естественно, что государи всегда предпочитают следовать тому правилу, которое для них не-посредственно выгодно. Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно отстаивали тезис о том, что народ обладает есте-ственным неотчуждаемым правом не только на создание государства на ос-нове общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту. 2.4.Теория насилия Эта теория является одной из распространенных на Западе теорий про-исхождения государства и права. Наиболее видные ее представители - немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К. Каутский (1854-1938). Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. «История не предъявляет нам ни одного примера, - рассуждал в связи с этим Л. Гумплович в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве», - где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь ина-че. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим пле-менем более слабого, уже оседлого населения» Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56. . В результате насилия и завоевания одних племен и народов другими, порабощенных одних другими победители образуют правящий класс, а по-бежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих». Во внутренней и внешней вражде племен заключается все дело, а не в чем-то другом. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждал Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать «главные, основ-ные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, ко-торые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству» Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества. .//Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19. . Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провиде-ние, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалисти-ческие и нравственные мотивы», как это следует из других учений о проис-хождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими, одним словом, прямое насилие - вот «родители и повивальная бабка государства», - являются основной причиной, согласно теории насилия, возникновения данных институтов. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локаль-ное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, не только порож-дающее единство противостоящих друг другу «элементов» государства победителей и побежденных, правящих и управляемых, по и имеющее да-леко идущие социально-экономические и политические последствия. Ос-новным среди них является возникновение и развитие государства и права. Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, отражает взгляды лишь некоторых слоен общества и их представителей на природу государства и па его происхождение. Наряду с названными теориями в мире всегда существовали и сущест-вуют другие довольно известные теории. Среди них можно назвать, в частности, патриархальную теорию, осно-вателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристо-тель. Согласно учению Аристотеля, государство, являясь продуктом есте-ственного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из не-скольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы об-щения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни» Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.. Другой широко известной в юридическом мире теорией происхождения государства, а вместе с ним и права является психологическая теория. Суть ее заключается в том, что основные причины возникновения государства и права она усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульси и в эмоциях, которые, согласно воззрениям известного русского ученого Л.И. Петражицкого (1867-1931) - основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001 . Необходимо назвать также органическую теорию происхождения госу-дарства, приравнивающую государство к человеческому организму и при-писывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической тео-рии, государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком. Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развива-лись еще в трудах древнегреческого философа Платона. Наибольшее разви-тие они, а вместе с ними и органическая теория в целом получили в конце XIX -- начале XX в. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый-философ Г. Спенсер (1X20 1903). В настоящее время органическая теория хотя и не пользуется прежней популярностью, но имеет хождение на Западе. Аналогично обстоит дело и с расовой теорией, которая рассматривавает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории, в мире су-ществуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «выс-ших» рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, не-обходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего разви-тия и даже практического применения она достигла в средние века в пе-риод расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появле-ния в Европе фашизма. Сначала «цивилизованные» страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и за-хвата их земель, а затем одни «цивилизованные» страны (фашистские Гер-мания и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расо-вой теории развязанную ими войну против других «цивилизованных» и «нецивилизованных» стран. Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в по-слевоенный период в ходе ведения «холодной войны» между капиталисти-ческими странами во главе с США и социалистическими во главе с СССР. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискреди-тирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время. Заключение Опыт исторического развития показывает, что при-чины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порож-дающих индивидуальную и общественную жизнь чело-века. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явле-ния не односторонне, а во всем разнообразии его про-явлений в реальной жизни. В связи с этим имеют полное право на существо-вание и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследу-ются биологические и психологические особеннос-ти человека как члена общества и гражданина госу-дарства, а общество и государство как система вза-имодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образова-ние государства в силу экономических причин не-возможны без участия психики человека и его физи-ческих усилий. В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравствен-ных, религиозных и других, однако все они в итоге реа-лизуются лишь через физиологию и психику. Пестрота и противоречивость прогрессивных науч-ных представлений о происхождении государства впол-не объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне об-щества и государства. Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой не может существовать ни одно общество. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Государство выступает и как организация политической власти общества. Для нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийноситью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда. Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества. Государство официально устанавливает право,обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер.Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства - признавать и осуществлять эти права. Список использованной литературы 1. Конституция РФ // Российская газета от 30.04.93. 2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 40т/Государство и революция. Т.33.- М., 1978 3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства-М. 1985 4. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003. 5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С. 6. Матузов Н.И; А.В. Малько Теория государства и права. М. 2002 7. Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000. гл. II, III. 8. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44. 9. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. М., Юристъ, 2002 10. Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56. 11. Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 1982. 12. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001 13. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.; Отечество. 2003. 14. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22. 15. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19. 16. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|