p align="left">Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание. Конституция не устанавливает структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону о судебной системе, который должен установить соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру. Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований процессуального законодательства. 2. Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного Суда РФ, считать источником конституционного права и почему? Прокомментируйте Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. №8 (в ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и выделите все перечисляемые им случаи, когда судам общей юрисдикции следует прямо применять конституционные нормы Решения Конституционного Суда РФ относятся к источникам конституционного права. Конституционный Суд РФ, являясь частью федеральной судебной системы, вместе с тем занимает в ней особое положение. Конституционный Суд Российской федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная функция Конституционного Суда - осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным, он утрачивает юридическую силу. Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Действующая Конституция изменила и расширила полномочия Конституционного Суда. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции Конституционный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения (то есть по вопросам осуществления судебного конституционного контроля) Окуньков Л.А. Президент и правительство в механизме взаимодействия государственной власти. // Журнал российского права. 2006. №1.. Суду общей юрисдикции и арбитражные суды могут опосредованно влиять на формирование источников конституционного права. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладает любой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любой инстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле. В период с момента принятия к рассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается. Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации. В целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление №8 от 31.10.1995, в котором перечислены случаи применения судами положений Конституции РФ. Рассмотрим некоторые из них. Начало Постановления позволяет разобраться с источниками уголовного и гражданского процесса. Высшую юридическую силу здесь имеет Конституция РФ, и не только для судов, но и для всех других субъектов процесса. Исходя из положений, закрепленных в п. 6 комментируемого Постановления, орган дознания, следователь, прокурор и суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Согласно п. 8 Постановления Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). Если неподсудность уголовного дела данному суду обнаружилась уже после назначения судебного заседания, то дело по представлению судьи направляется председателю вышестоящего суда для отмены постановления о назначении судебного заседания и направления дела по подсудности. В п. 9 Постановления речь идет о принципе национального языка судопроизводства. В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке. Любое ограничение прав обвиняемого, подсудимого, защитника, обусловленное незнанием ими языка, на котором ведется судопроизводство, и не обеспечение этим лицам возможности пользоваться в любой стадии процесса родным языком является существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона. Пункт 10 Постановления разъясняет вопросы, связанные с принципом состязательности судопроизводства (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации). Изложенные здесь положения в большей степени касаются гражданского процесса. Однако данный принцип действует и по уголовным делам. Но в полной мере он проявляется лишь при рассмотрении дел судом присяжных. Состязательность сторон обозначают следующие четыре правила: 1. Исследование доказательств осуществляется сторонами обвинения (государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и их представители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель). 2. Стороны равны в правах. 3. Суд руководит процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. 4. Разрешает дело суд. В п. 15 Постановления говорится о принципе презумпции невиновности. В отличие от организационного принципа - осуществления правосудия только судом, сформулированного в ст. 49 Конституции РФ (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда), принцип презумпции невиновности в большей степени не лозунг, а гарантия того, что невиновный не будет осужден. Речь идет о следующих положениях закона, которые и могут быть признаны гарантиями осуществления принципа презумпции невиновности: Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Нельзя признавать лицо виновным, основываясь лишь на его признании. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В следующем пункте - 16 речь идет о допустимости доказательств. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации). Пункт 17 Постановления содержит в себе анализ принципа обеспечения обвиняемому (подозреваемому) права на защиту. При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону. Согласно п. 18 Постановления при рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела, должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц. Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого). 3. Граждане России, постоянно проживающие в одной из зарубежных стран, обратились в Государственную Думу РФ с жалобой, в которой отмечалось, что они не получили возможности принять участие во всероссийском референдуме из-за отказа российского посольства. Обоснована ли это жалоба? Дайте оценку обращения, основываясь на конституционно-правовых нормах и ФКЗ от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ (от 30.12.2006) «О референдуме Российской Федерации» В ч. 1 статьи 32 Конституции РФ раскрывается в наиболее общем виде сущность основного политического права граждан: участвовать в управлении делами государства. Управление делами государства охватывает деятельность всех его органов, в том числе органов государственной власти, управления, суда. Это право реализуется через более конкретные права, которые излагаются в ч. 2, 4, 5 статьи. Указанное политическое право связано с обладанием гражданством, поскольку само гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством. Только признавая за гражданами право на участие в управлении делами государства, само государство может притязать на добровольное соблюдение гражданами его установлений. В ч. 2 статьи перечислен ряд прав, конкретизирующих ч. 1. К ним относятся в частности т право участвовать в референдуме. Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных прав. Согласно ч. 3 ст. 5 №5-ФКЗ «О референдуме РФ» Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме. Жалоба граждан - обоснована. Список использованных источников 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 25.12.1993. 2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.94. СЗ РФ. 1994. № 13. 3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» №5-ФКЗ от 28.06.04. СЗ РФ. 2004. № 13. 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия». БВС РФ. 1996. №1. 5. Ионов И.А. Укрепление вертикали власти - в обход Конституции? // Журнал российского права. 2005. №6. 6. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. М., 2006. 7. Окуньков Л.А. Президент и правительство в механизме взаимодействия государственной власти. // Журнал российского права. 2006. №1. 8. Комментарий к Конституции РФ. // Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2004. 9. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М., 2006. 10. Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 2004. 11. Пьянов Н.А. Государственная власть и ее механизм.// Сибирский юридический вестник. 2001. №4. 12. Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 2007.
Страницы: 1, 2
|