на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы организации и деятельности государственной власти в Российской Федерации
p align="left">Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов.

Президент Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ч.2 ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ (ст.81) и на ее основе Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией Президент избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемых управляющих лиц. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации (п. «д» ч.1 ст.102 Конституции). Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года назад был избран Президент РФ.

Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.

Выдвигать кандидата на должность Президента вправе политические партии, имеющие право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин России может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. - М.: Юристъ 1998. - Стр. 29.

Важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. Новый Основной закон государства внес существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от законодательных и судебных органов заключается в назначении, содержании деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объектом их управления являются такие сферы жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая. В процессе выполнение своих задач и осуществления функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.А. Туманова. - М.: Юристъ 1997. - стр.63.

Правительство является высшим органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти страны. Положение Правительства обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации».

Как высший исполнительный орган Российской Федерации, Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

В состав Правительства входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994г. по 1997г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата.

В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы - министерства и иные органы.

Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Комментарий к Конституции Российской Федерации (ст.111 п.1.) - М.: Издательство БЕК, 1994. - стр. 341

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой. В соответствии с ст.111 Конституции Российской Федерации

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.

Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом, Президент может сам принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. Если же нижняя палата парламента в течение трех месяцев повторно выразит свое недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Полномочия Правительства Российской Федерации

Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий. Оно в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов, реализует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное право законодательной инициативы.

В сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, прогнозирует социально-экономическое развитие страны, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и осуществляет государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества и т.д.

В сфере бюджета и финансов оно обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет государственным внутренним и внешним долгом страны, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами и т.д.

В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, трудовых прав, прав на охрану здоровья и т.д.

В сфере науки, культуры, образования разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки науки, единой государственной политики в области образования и т.п.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды обеспечивает проведение единой государственной политики в этих областях, координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности прав личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, по борьбе с преступностью, по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обороны и государственной безопасности осуществляет меры по обеспечению Вооруженных Сил, обеспечивает развитие государственных целевых программ в области развития вооружения, принимает меры по охране государственной границы и т.п.

В сфере внешней политики и международных отношений осуществляет меры по реализации внешней политики государства, обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях, обеспечивает выполнение обязательств государства по международным договорам, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы, которая осуществляется путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.А. Туманова. - М.: Юристъ 1997. - стр. 70

В систему государственных органов исполнительной власти РФ входят федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства и надзоры.

Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. - М.: Юристъ 1998. - Стр. 128 Возглавляется входящим в состав Правительства федеральным министром.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.