p align="left">Члены семьи нанимателя имеют право без согласия собственника и нанимателя жилого помещения вселить в занимаемое ими жилое помещение только своих несовершеннолетних детей. Если члены семьи нанимателя перестали быть членами его семьи, но продолжают проживать в этом же жилом помещении, они сохраняют свои права и обязанности, если иное не установлено ЖК РБ и заключенным между ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением. Статьями 30, 110, 116 ЖК РБ предусмотрено, что члены семьи члена организации граждан-застройщиков имеют право пользования жилым помещением наравне с членом организации граждан-застройщиков, если при их вселении не было иного письменного соглашения. Члены семьи члена организации граждан-застройщиков участвуют в расходах по содержанию жилого помещения на условиях, предусмотренных ЖК РБ, если иное не установлено другими актами законодательства. Если члены семьи члена организации граждан-застройщиков перестали быть членами его семьи, но продолжают проживать в этом же жилом помещении, они сохраняют все права и обязанности, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь и заключенным с ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением. Кроме того, они имеют право пользования жилым помещением наравне с собственником этого помещения, если при их вселении не было иного письменного соглашения. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право без согласия собственника вселять в жилые помещения, предоставленные им в пользование, своих несовершеннолетних детей. Вселение членами семьи других граждан разрешается лишь с согласия собственника жилого помещения. Права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения могут быть изменены собственником и членами его семьи только с их (его) согласия в письменной форме. Собственник жилого помещения и совершеннолетние члены его семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с пользованием и содержанием жилого помещения, вспомогательных помещений жилого дома и придомовой территории. Если члены семьи собственника жилого помещения перестали быть членами его семьи, но продолжают проживать в этом жилом помещении, они сохраняют свои права и обязанности, если иное не установлено ЖК РБ и заключенным с ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением. Согласно ч. 4 ст. 275 ГК РБ отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника помещения, допускается только с согласия органа опеки и попечительства. Давая такое согласие, орган опеки и попечительства должен выяснить, где будут проживать несовершеннолетние члены собственника жилого помещения после перехода права собственности жилого помещения к новому собственнику и не будут ли ухудшены их жилищные условия. В случае отрицательного ответа на этот вопрос орган опеки и попечительства не должен давать согласия на отчуждение жилого помещения. Сделка об отчуждении жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, совершенная без согласия органа опеки и попечительства, влечет за собой последствия, предусмотренные п. 1 ст. 167 ГК РБ, - признание такой сделки ничтожной. 5. Государственный жилищный фонд. Основания для получения государственного жилья. Договор найма Государственный жилищный фонд состоит из республиканского и коммунального. Республиканский жилищный фонд - это жилые дома и жилые помещения, находящиеся в республиканской собственности и переданные в хозяйственное ведение или оперативное управление республиканских государственных организаций. Коммунальный жилищный фонд - это фонд, включающий жилые дома и жилые помещения в нежилых домах, находящиеся в собственности административно-территориальных единиц. Жилые помещения в домах коммунального жилищного фонда предоставляются гражданам по решению соответствующих исполнительных органов при участии общественной комиссии или администрации организации и соответствующего профсоюзного комитета, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых они находятся. Жилые помещения в домах республиканского жилищного фонда - в аналогичном порядке. Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются гражданам на условиях договора найма. Согласно ст. 27 ЖК РБ договор найма жилого помещения -соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование за плату. Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Типовые договоры найма жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. № 371 утвержден Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда. Действующее жилищное законодательство для тех граждан, которые претендуют на получение государственного жилья, требует обязательной постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательство связывает наступление ряда серьезных последствий. Только граждане, состоящие на таком учете, могут получить жилое помещение в пользование в домах государственного жилищного фонда, субсидию и льготный кредит на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения. У тех граждан, которые связывают свои надежды на решение «жилищного вопроса» с нанимателем, есть возможность получить служебное жилое помещение, жилье из ведомственного жилищного фонда или хотя бы общежитие. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений. Под служебные помещения выделяются отдельные квартиры. Жилое помещение включается в число служебных по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов. Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается Президентом и Советом Министров Республики Беларусь. Так, например, указом Президента от 19 мая 1999 г. № 286 «О создании специального служебного фонда» предписано создать специальный служебный жилищный фонд, включающий республиканский и областной специальные служебные жилищные фонды, находящиеся в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь, и районные специальные служебные фонды, находящиеся в ведении облисполкомов. Этим указом утвержден и перечень должностей, дающих право на получение жилых помещений упомянутого фонда и правовой режим таких жилых помещений. Помимо этого фонда имеются служебные жилые помещения, предоставляемые работникам на время выполнения определенной работы. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 1999 г. № 1098 «О выделении в вводимых в эксплуатацию домах государственного жилищного фонда части общей площади для использования под служебные жилые помещения» предписано в этот фонд зачислять до 2% вводимой в эксплуатацию площади. Договор найма служебного жилого помещения заключается, как правило, на время работы на основании решения уполномоченного органа о предоставлении служебного жилого помещения. Работники, прекратившие трудовые отношения с нанимателем, подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Вместе с тем, статьей 96 ЖК РБ предусмотрено, что ряд категорий граждан не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В государственном жилищном фонде выделяется ведомственный жилищный фонд. В него включены жилые дома и жилые помещения в нежилых домах, предназначенные для предоставления жилищ работникам государственных организаций, в ведении которых находится это жилье. Общежития предоставляются на период работы или учебы граждан. Их правовой режим установлен нормами ЖК РБ и Положением об общежитиях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1999 г. № 1437. В контексте проявления государственной заботы о социально уязвимых гражданах в ЖК РБ впервые введен термин - «жилое помещение социального пользования». Согласно ст. 1 ЖК РБ жилье социального пользования представляет собой квартиры государственного жилищного фонда с типовыми потребительскими качествами. Жилье социального пользования вправе получить один раз бесплатно в пользование малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на квартирном учете, а также граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений. Это граждане, жилые помещения которых в результате стихийных бедствий, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания, в определенных случаях - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также больные активной формой туберкулеза. Такое жилье предоставляется по норме в пределах 15-20 кв. метров общей площади на одного человека. Превышение этой нормы возможно в случае предоставления однокомнатной квартиры, предоставления жилья с учетом права на дополнительную площадь, и если жилье предназначено для лиц разного пола, кроме супругов. Права граждан, проживающих в жилых помещениях социального пользования, существенно ограничены: они не вправе обменять, разделить или приватизировать занимаемое жилье. Основанием для вселения в такое жилое помещение является не традиционный ордер, а договор найма. Для удовлетворения потребности в жилье некоторых социально уязвимых групп населения предназначены и специальные жилые дома, в частности: - дома-интернаты, территориальные центры специального обслуживания для престарелых и инвалидов; - специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов; - дома для военнослужащих, расположенные на закрытых территориях. - дома маневренного фонда. Согласно Положению об этом виде домов, они предназначены для временного проживания граждан в связи с их отселением из жилых домов, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, ремонт или реконструкция которых не могут быть произведены без выселения проживающих. Порядок отнесения жилых домов к категории специальных, их правовой режим, определены соответствующими нормативными актами. Жилые помещения в специальных домах предоставляются отдельным категориям граждан при наступлении оснований, предусмотренных в положениях о соответствующих видах специальных домов. Решение об этом принимается органами, в ведении которых они находятся. На основании этого решения вышеуказанные органы заключают с вселяющимся в него гражданином либо с его законным представителем соответствующий договор найма. Выселение из жилых помещений в специальных домах производится в связи с прекращением оснований, по которым были предоставлены и по другим основаниям, предусмотренным законодательством. Так, выселение из домов маневренного фонда может быть произведено в связи с окончанием капитального ремонта или реконструкции жилого дома. Вместе с тем военнослужащие, убывшие для прохождения службы в другие воинские части, освобождают жилые помещения в таких домах после обеспечения их помещениями по новому месту службы. Подводя итог рассмотрению вопроса о реальных возможностях реализации гражданами республики своего права на жилище, можно утверждать, что, они существуют, но зависят от некоторых обстоятельств. Всех потребителей жилья в республике можно разделить на несколько групп: хорошо обеспеченные граждане-неочередники и платежеспособные очередники. И те и другие готовы приобретать жилье в собственность, но первые - без помощи государства, а вторые - с государственной поддержкой. Третья группа - граждане, имеющие право на государственное жилье. Важно создать условия для удовлетворения жилищных потребностей представителей всех групп. Список использованных источников 1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Мн.: Амалфея, 2005. - 48 с. 2. Жилищный кодекс Республики Беларусь от 23 марта 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 28. -2/23. 3. О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений : Указ Президента Респ. Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2005. - № 190. - 1/6977 ; 2007. - № 70. - 1/8420 ; № 235. - 1/8920 ; 2008. - № 135. - 1/9738 ; № 210. - 1/9972 ; 2009. - № 32. - 1/10444 ; № 131. - 1/10714 ; 2009. - № 276. - 1/11107. 4. Симчук, А. Н. Правовое регулирование жилищных отношений: Коммент. и разъяснения, формы док. / А. Н. Симчук. - Минск: Тесей, 2003. 5. Об утверждении типовых договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 17 марта 2006 г. № 371 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 52. - 5/22049 ; 2009. - № 31. - 5/29208. 6. О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства: Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 37. - 6/218 ; 2007. - № 171. - 6/687.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|