на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности финансово-правовых норм

Особенности финансово-правовых норм

- 2 -

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра административного и финансового права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

Вариант 16

Кемерово 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Финансовые правовые нормы, их особенности

2. Банки и банковская система

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Финансовое право - совокупность норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые и дают возможность осуществлять реальное государственное управление.

Исходя из того, что общество - саморегулирующаяся само настраивающая система, можно сказать, что государство - это также система, обеспечивающая само регуляцию и самонастройку общества, а финансовая система в целом, в том числе бюджетная система, обеспечивает нормальное функционирование государства. Именно финансы, основой которого является бюджет, - лучший информационный источник во всей государственной деятельности (если хорошо исполняется бюджет, в бюджетную систему в полном объеме и в срок поступают налоги, в государстве в целом во всех областях вовремя выплачиваются зарплата и пенсии и даже идет их рост).

Финансы - основа системы прямых и обратных связей в государстве, они обеспечивают прозрачность деятельности государства, дают возможность осуществлять постоянный мониторинг - слежение рублем за всеми процессами в государстве и обществе. Борьба с нарушениями в финансовой сфере остается актуальной и осуществляется с помощью финансового мониторинга. Согласно постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. №186 Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Министерства финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. №198 закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансовой сфере.

1.Финансовые правовые нормы, их особенности

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государств, регулируются нормами финансового права. Как и нормы других отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно предусмотренный законодателем срок. Финансово-правовые нормы регулируют содержание, права и обязанности субъектов участников правоотношений, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает юридическим лицам, гражданам правила поведения в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписание нормы и условия ее применения.

Государственные органы, принимая законны и другие нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограниченны объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых, в свою очередь, зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и другие внебюджетные фонды. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов разных уровней.

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений.

Способами защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушения предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банком.

В связи с тем, что нарушение предписания финансово-правовой нормы влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Так, самую распространенную санкцию в области финансового права пеню финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушения, например, при нарушении срока платежа.

Как правило, в статьях того или иного финансового законодательного акта могут не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но гипотеза, диспозиция и санкция содержатся в других статьях того же нормативного акта или в других нормативных актах.

По характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия, например, платить налоги.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Так, в настоящее время предприятиям и организациям запрещается иметь в наличном обороте более 10 тыс. руб. Совершение сделок на наличные деньги в большей сумме рассматривается как серьезное финансовое нарушение.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме.

В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы, исходя из общих правовых принципов.

В условиях становления рынка возросло значение уполномочивающих норм, что позволяет юридическим лицам избирать пути исполнения финансовых обязательств. Соответственно этому меняется и характер воздействия государства на участников финансово-правовых отношений. Довольно часто нормы предусматривают применение экономических мер с тем, чтобы нарушение велений государства отражалось непосредственно на нарушениях.

Кроме всех указанных признаков, финансово-правовые нормы обладают еще специфическими особенностями в связи с тем, что они регулируют именно финансовое отношение. Финансы выполняют в государстве определенные, присущие только им функции: распределительную, контрольную и стимулирующую. Естественно, что и нормы права, регулирующие данную область общественных отношений, также несут на себе эти нагрузки. Особенно важно в настоящее время обратить внимание на стимулирующие функцию норм финансового права; они должны в принципе конструироваться так, чтобы служить не только аккумуляции средств в фондах денежных средств и их перераспределению, но при этом содействовать развитию экономике и социальных процессов в государстве. Разные финансово-правовые нормы несут на себе разные нагрузки.

Проводя работу на основании правовых норм по составлению бюджета, его принятия и исполнению, государство ведет постоянный контроль рублем за всеми сферами деятельности, как в экономике, так и в социальных процессах. Не поступают платежи в бюджетную систему, следовательно, плохо работают промышленность и торговля. Нет достаточных доходов в бюджете - не выплачиваются ассигнования на социальную сферу, например, нет зарплаты - не поступают платежи в бюджет по налогу на физических лиц, сокращается спрос в торговле, следовательно, не поступают и другие платежи. Таким образом, нормы финансового права так регулируют финансовую деятельность, что в государстве постоянно осуществляется, и проявляются прямые и обратные связи с помощью денег и одновременно осуществляется глобальный финансовый контроль - контроль рублем.

Кроме того, нормы финансового права несут на себе еще и стимулирующую функцию. Так, основными доходами бюджета являются налоги, они служат прежде всего перераспределению прибыли юридических и физических лиц в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Однако налоговая норма должна быть составлена таким образом, чтобы она, с одной стороны, регулировала перераспределение финансовых ресурсов государства, а с другой стороны - стимулировала бы развитие производства. Чтобы налогоплательщик мог бы без особого ущерба для себя отдать государству установленную налоговым законном долю, а затем стал бы спокойно и прибыльно работать, получая достаточную прибыль и делая, в том числе инвестиции из своих ресурсов в расширении своего производства. Существующее налогообложение привело к массовому бегству от налогов, что в свою очередь приводит к недобору доходов в бюджет.

Следовательно, законодателю при работе с нормами финансового права следует учитывать все три функции, которые в них заложены.

2.Банки и банковская система

Центральный банк РФ и кредитные организации - важнейшее звено финансовой системы государства. Нормальное функционирование банков - основа функционирования всей финансовой системы. С ликвидацией государственной монополии на банковскую деятельность и появлением негосударственных коммерческих банков основная физическая масса денег находится на их корреспондентских счетах и таким образом они направляют потоки денежных средств. Однако деятельность их контролируется и регулируется Центральным банком РФ. Этот контроль (надзор) и нормативное регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка - область публичного финансового - правового воздействия, цель которого - содействие решению общегосударственных задач. Нужно отметить также, что банковские кредитные учреждения по сути своей деятельности одновременно являются органами, осуществляющими финансовый контроль.

Современное состояние банковской системы РФ характеризуется следующими особенностями:

1) наличие двухуровневой банковской системы, включающей Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;

2) определенная независимость Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;

3) преобладание в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;

4) наличие отношений гражданско-правового и хозяйственно правового характера между разными уровнями банковской системы.

В этой связи существенно изменяются объем и пределы финансово-правового регулирования банковской системы.

Банковская система - объект финансово-правового регулирования поскольку, связанна с общественными отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций, обслуживания интересов публичной власти.

Разветвленная банковская система - необходимое условие развития рыночной экономики.

Банковский сектор - важнейший элемент финансовой системы РФ. Банки многократно превосходят всех других финансовых посредников по величине активов и капитала.

В целях поступательного движения экономики, усиления функциональной роли банковского сектора Правительством РФ и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, реализация которой расчитанна на среднесрочную перспективу - пять лет. Стратегия определяет задачи развития банковского сектора и меры государственной политики по их решению.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.