Особенности формы правления государств социалистического устройства
ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА КУРСОВАЯ РАБОТА 2009 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1. Форма правления 1.1 Разновидности формы правления 1.1.1 Монархия как форма правления 1.1.2 Республика как форма правления 2 Социалистическое государство 3 Форма правления социалистического государства 3.1 Социалистическая республика 3.1.1 Парижская коммуна 3.1.2 Советская республика 3.1.3 Народно-демократическая (народная) республика ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Государство социалистического устройства - это государство с достаточно специфической организацией власти, идеологией и формой производства. Основываясь на принципе борьбы классов против классов, оно провозглашало диктатуру пролетариата и власть Советов. Особенности построения общественной и политической жизни такого государства позволяют связать его с республиканской формой правления, что подтверждается единым мнением марксистов о возможности лишь таковой. «Еще до создания Парижской Коммуны Маркс и Энгельс считали, что государственной формой диктатуры пролетариата будет демократическая республика, в корне отличающаяся от республики буржуазной» Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Омега - Л, 2006. - С. 114.. Поэтому, многие ошибочно говорят о социалистических государствах, как об общепринятом понятии республики, ведь республика диктатуры пролетариата может образоваться лишь сломом старой государственной машины и замене её на новою. Я считаю, что раскрытие специфики понятия республиканской формы правления применительно социалистических государств является основной целью данной работы. Объектами исследования станет организация власти в государствах социалистического устройства, форма правления и её разновидности. Для достижения цели данной работы я считаю нужным: 1) Разобрать и охарактеризовать понятие формы правления и многообразие её видов; 2) Определить, что такое Социалистическое государство и его форму правления; 3) Рассмотреть разновидности государственного правления социалистических государств; 4) В заключении подвести итог проделанной работы и выявить основные особенности формы правления государств социалистического устройства. 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Форма правления - эти один из важнейших элементов познания государства. Являясь составной частью более широкого понятия - формы государства, объясняющего организацию государственной власти и ее устройство, форма правления характеризует его внутренние составляющие. Таким образом «форма правления - структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними» Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Омега - Л, 2006. - С. 100.. Изучение формы правления позволяет дать ответ: · кому принадлежит власть в государстве; · как создаются высшие органы государства, и какого их строение (их состав, компетенция, принципы взаимодействия); · как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; · как эта верховная власть связана с народом, то сеть как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; · могут ли граждане оказывать реальное воздействие на принятие государственных решений; · в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. Сфера познаний о государстве, которое может дать нам подробное изучение его формы правления, показывает нам ее первостепенное практически-политическое значение, так как от того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Из этого следует, что определение формы правления имеет большой значение при характеристике и определении формы того или иного государства. 1.1 РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В мире существует большое количество самых разных форм организации и осуществления государственной власти, но, вместе с тем, они имеют и общие признаки, которые позволяют определить каждому государству свойственный ему тип формы правления. Одним из первых, кто попытался определить многообразие форм правления, был Аристотель. Он не только «выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государств, их соотношение, приемы осуществления государственной власти» Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 51., но и обозначил разновидности той или иной формы правления: демократия, аристократия, охлократия, геронтократия олигархия и т.д. Интересно, что со времен Аристотеля по настоящее время, указанный критерий все еще сохранился. В современном мире выделяют монархическую и республиканскую формы правления, основываясь еще и на таких критериях, как: · осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу; · кто является источником власти в государстве; · число стоящих у власти, то есть правящих людей - количественный фактор; · «юридическое положение» правящих лиц, их ответственность и безответственность. Однако при анализе формы правления конкретного государства очень важно, какая разновидность республики (президентская или парламентская), монархии (абсолютные или конституционные) здесь установлена, что можно определить по соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. 1.1.1 МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ «Монархия - это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически» Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2004 - С. 97.. Характерные черты монархии: · существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; · власть передается по наследству; · представительство государства монарха по своему усмотрению; · население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому; · единоличный способ принятия решения; · юридическая безответственность монарха. В зависимости от того, ограничена ли власть монарха предста-вительным органом или нет, монархии подразделяются на: · абсолютные (неограниченная); · конституционные (ограниченная). В свою очередь, данная классификация тоже делиться на разновидности, критериями для которых являются «различная степень концентрации власти в руках одного лица - монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих сдерживающее влияние на проявление монархической власти, функционирование в стране наряду с монархическими институтами традиционных республиканских институтов в виде парламента или других представительных органов» Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Проспект, 2004.- С. 305.. «Абсолютная монархия - это такая форма правления форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу» Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. пособ. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004. - С. 76.. «Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий» Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Омега - Л, 2006. - С. 105. Основные признаки такого вида монархии: · верховная государственная власть полностью принадлежит монарху, все полномочия по управлению государством со-средоточены в его руках; · отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично является высшим органом законодательной, исполнитель-ной и судебной власти; · наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. · отсутствие каких - либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха; · непосредственное подчинение и распоряжение постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата; · должностные лица в принципе не обладают политическими правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха; · население не принимает никакого участия в законодатель-ной деятельности; · отсутствие политических партий; · юридически неограниченная власть монарха. «Конституционная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом» Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Омега - Л, 2006. - С. 106.. Обычно, таким органом выступает конституция и законы, учрежденные парламентом и провозглашающие права личности, их обязательное признание верховной властью и передачу законодательной функции парламенту, а исполнительной - правительству. В зависимости от объема полномочий, сохраняемых монархом - главой государства, конституционная монархия подразделяется на несколько видов: · парламентарная монархия; · дуалистическая монархия. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Парламентарная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентов, а исполнительной - правительством. · правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов; · главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте; · власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни, в законодательной, исполнительной и судебной деятельности; · законодательная власть принадлежит парламенту; · законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; · правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства; · правительство несет ответственность перед парламентом; Дуалистическая монархия - это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Признаки дуалистической монархии: · двойственность государственной власти: монарх обладает большими полномочиями при осуществлении верховной власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным органом, то есть власть в государстве поделена между монархом и парламентом; · монарх влияет на деятельность парламента: участвует в нормотворческом процессе, инициирует принятие законов, пользуется правом абсолютного вето в отношении законов, принятых парламентом, созывает и распускает парламент; · исполнительная власть полностью сосредоточена в руках монарха, он сам формирует правительство, которое ему подотчетно; · правительство не несет ответственности перед парламентом; · парламент обладает небольшими, но довольно значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц. 1.1.2 РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ «Республика - форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок» Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1999. - С. 80.. Общими признаками республиканской формы правления являются: · «все лица, «участвующие в распоряжении властью», ответственный перед народом от «последнего избирателя до президента», стоящего во главе республики и призванного действовать от её имени» Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Проспект, 2004.- С. 302.;
Страницы: 1, 2
|