на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества

Особенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества

10

  • Содержание
  • Вопрос 1. Сущность и особенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества. 3
  • Вопрос 2. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых, во время содержания под стражей 15
  • Список использованной литературы 20

Вопрос 1. Сущность и особенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда только к лицам, признанным виновными в совершении преступления, и заключается в предусмотренных статьями УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этих лиц (ч.1 ст. 43 УК РФ). В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Важной позитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие: она включает 18 видов наказаний и 12 подсистем наказаний. Подсистемы, объединяющие виды наказаний, могут сгруппированы разным образом. Но, прежде всего, наказания подразделяются по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. Еще одной особенностью российской системы наказаний выступает её гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания: из 18 мер наказаний 15 не связаны с изоляцией от общества.

Легальное определение понятия "изоляция от общества" на сегодняшний день отсутствует. Его нам не дают ни текст закона, ни подзаконные нормативные акты. Поэтому выделение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, имеет в определенной степени произвольный характер. Если следовать тексту Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ), регламентирующего порядок отбытия наказаний, то к данной категории должны быть отнесены такие основные наказания, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, а также все, назначаемые только в качестве дополнительных (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) или в качестве как дополнительных, так и основных (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Приговоры к рассматриваемым наказаниям исполняются: в отношении штрафа - судебными приставами-исполнителями; в отношении лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - судом; в отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если оно назначено в качестве основного или в качестве дополнительного к наказаниям, не связанным с лишением свободы или ограничением свободы - уголовно-исполнительной инспекцией, а если это наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы или лишению свободы - соответствующими учреждениями уголовно-исполнительной системы по месту отбывания основного наказания, а после отбытия основного наказания - уголовно-исполнительной инспекцией.

Ввиду отсутствия возможности подробно рассмотреть в данной работе сущность и особенности исполнения каждого из этих наказаний (ограничение объемом работы), мы остановимся на выделении их наиболее характерных черт, а также остановимся более подробно на таких видах наказаний как ограничение свободы, обязательные работы и штраф. Первое потому, что занимает особое место в рассматриваемой группе наказаний, второе потому, что представляют собой новую меру наказания, ранее не известную уголовному праву России, третье потому, что штраф - является самым распространенным видом наказания из рассматриваемых.

Ввиду отсутствия четких критериев отнесения того или иного вида наказания к данной группе, попытаемся выделить их наиболее характерные черты. Большинство наказаний, не связанных с изоляцией от общества, предполагает для осужденного те или иные материальные ограничения, то есть наказание имеет характер денежного (или имущественного) взыскания. Так, например, штраф представляет собой денежное взыскание, исчисляемое в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Основой наказания в виде исправительных работ выступают удержания из заработной платы осужденного в пределах от пяти до двадцати процентов ежемесячно. То есть это стабильное недополучение определенной части дохода на период от двух месяцев до двух лет. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Таким образом, осужденный не получит вознаграждения за работу в течение от восьми до тридцати полных рабочих дней. Не столь явно этот признак выражен у наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако ограничение в выборе трудовой деятельности может также обернуться упущенной материальной выгодой.

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на осужденного не возлагается обязанность проживать в учреждении, исполняющем наказание. Могут вводиться определенные ограничения свободы передвижения - так, от отбывающих исправительные и обязательные работы требуется ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию о смене места жительства (см. ч. 1 ст. 26 и ч. 5 ст. 40 УИК РФ). Но, тем не менее, проживают осужденные дома.

Если это не противоречит требованиям приговора суда (например, о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), осужденный продолжает трудиться на прежнем рабочем месте. Наказание может исполняться государственным органом, для которого подобная деятельность не является основной. Это относится в первую очередь к наказаниям, исполняемым судом (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград). Даже в случаях, когда наказание исполняется службой судебных приставов (принудительное взыскание штрафа), мы имеем дело с государственной структурой, выполняющей еще ряд функций наряду с вышеназванной.

При исполнении наказания уголовно-исполнительной инспекцией (специализированный государственный орган, созданный именно для исполнения наказаний) достаточно четко прослеживаются отличия от деятельности исправительных учреждений, арестных домов или дисциплинарных воинских частей, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества. Отсутствие изоляции человека от общества существенно снижает карательный потенциал применяемого наказания и вносит некоторый элемент добровольности в его исполнение. В этой связи уголовно-исполнительные инспекции в значительной мере заняты не столько исполнением, сколько контролем исполнения наказания. У уголовно-исполнительных инспекций отсутствует право применять поощрения и взыскания по отношению к осужденным. Этим, как и организацией труда осужденных, контролем его количества и качества, заняты предприятия и учреждения, в которых работают осужденные.

Совершенно особое место в рассматриваемой группе занимает наказание в виде ограничения свободы. Причем первый момент, обращающий на себя внимание, не относится к исполнению именно этого наказания.

Ст. 36 УИК РФ определяет порядок исчисления срока наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае назначения этого наказания в качестве дополнительного срок исчисляется по-разному в зависимости от того, дополнительным к какому наказанию оно назначено. При назначении в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам или к исправительным работам срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Если рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, "срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения". Относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы все понятно - все они могут быть отнесены к "связанным с изоляцией от общества". В условиях изоляции осужденный не может занимать запрещенные для него должности и для него затруднительно заниматься запрещенной деятельностью. Однако в этом же перечне присутствует и ограничение свободы - наказание, помещенное в УИК РФ в раздел не связанных с этой самой изоляцией.

Проанализировав порядок и условия исполнения (отбывания) ограничения свободы, можно прийти к выводу, что данное наказание не соответствует ни одному из отмеченных выше критериев. Во-первых, наказание в виде ограничения свободы полностью лишено каких бы то ни было элементов денежного (или имущественного) взыскания. Если осужденный к ограничению свободы работает, то из его заработной платы не производится никаких удержаний, обусловленных исполнением наказания. Во-вторых, осужденный к ограничению свободы не проживает дома. В соответствии со ст. 47 УИК РФ, "осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены". По аналогии с ранее существовавшими спецкомендатурами органов внутренних дел можно было бы предположить, что сеть исправительных центров будет относительно густой. Утверждать это с той или иной степенью достоверности пока не приходится, трудно предположить, по какому пути пойдет практика со времени создания в будущем этих видов учреждений. Однако совершенно ясно, это будет проживание не по прежнему месту жительства. В-третьих, осужденный не трудится по прежнему месту работы. Осужденные обязаны "работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра" (п. "б" ч. 3 ст. 50 УИК РФ). И, наконец, наказание в виде ограничения свободы исполняется специально для этого создаваемыми учреждениями - исправительными центрами. Орган местного самоуправления по представлению территориального органа уголовно-исполнительной системы, согласованному с органом внутренних дел, определяет границы территории исправительного центра (ч.1 ст.50 УИК РФ), за пределы которой осужденный не вправе выходить без разрешения на то администрации центра (п. "в" ч. З ст.50 УИК РФ). На территории данного учреждения должны действовать Правила внутреннего распорядка исправительных центров, которым обязаны подчиняться не только осужденные, но и иные лица, находящиеся на этой территории. Осужденные не имеют на руках паспортов или заменяющих их документов, вместо этого они обязаны постоянно иметь при себе "документ установленного образца, удостоверяющий личность" (п. "е" ч. 3 ст. 50 УИК РФ). Для осужденных, находящихся в исправительных центрах, устанавливается перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и приобретению (ч. 6 ст. 50 УИК РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру (ч. 7 ст. 50 УИК РФ). По сравнению с иными наказаниями, не связанными с изоляцией от общества, при исполнении ограничения свободы администрация исполняющего наказание учреждения (исправительного центра) пользуется достаточно широкими дисциплинарными правами по отношению к осужденным - статьи 57 и 58 УИК РФ содержат перечни поощрений и взысканий, применяемых к отбывающим это наказание. Причем среди взысканий фигурирует водворение в дисциплинарный изолятор сроком до 15 суток (п. "в" ч. 2 ст. 58 УИК РФ), то есть помещение в условия, которые по аналогии с другими видами наказания могут быть названы условиями "строгой изоляции", что довольно странно для наказания, не связанного (de jure) с изоляцией как таковой. Осужденные, отбывающие ограничение свободы, организуются в отряды (как в исправительных учреждениях).

Статья 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность, регламентирует порядок реализации этого права в отношении отбывающих арест, лишение свободы и ограничение свободы. То есть вновь ограничение свободы фигурирует вместе с наказаниями, связанными с изоляцией от общества. Аналогичная картина выявляется и в отношении регламентации порядка освобождения от отбывания наказания. Предусмотрен единый порядок освобождения от таких видов наказаний, как арест, лишение свободы и ограничение свободы. Описанные выше условия, предусмотренные для исполнения (отбывания) ограничения свободы, во многом (если не в большинстве своем) соответствуют условиям исполнения (отбывания) наказания в колониях-поселениях (см. ст. 129 УИК РФ). Однако есть весьма существенное различие - колонии-поселения исполняют лишение свободы. В результате для двух разных осужденных, отбывающих наказания за аналогичные преступления в почти идентичных условиях, это будет иметь кардинально разные правовые последствия. При самовольном оставлении исправительного центра без уважительных причин это будет квалифицировано как злостное уклонение от отбывания наказания и грозит осужденному заменой неотбытой части срока на лишение свободы. Аналогичное оставление колонии-поселения будет квалифицироваться по ст. 313 УК РФ как побег из места лишения свободы. А это - новое осуждение, новый срок, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, причем человек (как совершивший умышленное преступление в период отбывания лишения свободы) будет сразу же помещен в строгие условия отбывания наказания. Если оба наши осужденные отбывали наказание впервые и до снятия или погашения судимости вновь совершили умышленное преступление (допустим, тяжкое), за которое их осудили к лишению свободы, то один из них (отбывавший наказание в исправительном центре) будет направлен в исправительную колонию общего режима, второй (тот, что содержался в колонии-поселении) - в колонию строгого режима. Но даже если эти два человека отбыли наказание и никогда более не совершали преступлений, последствия для них все равно существенно различаются. Срок судимости для лиц, осуждавшихся к наказаниям более мягким, чем лишение свободы (каковым является ограничение свободы), предусмотрен в один год; для осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (т.е. когда лишение свободы может отбываться в колонии-поселении) - три года. Описанная выше ситуация, при всей ее внешней парадоксальности, является в известной степени закономерной. Дело в том, что довольно продолжительное время высказывались предложения отказаться от варианта отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и преобразовать его в самостоятельный вид наказания- ограничение свободы. Но, как это бывает у нас достаточно часто, победил компромиссный вариант. Новый вид наказания - ограничение свободы - был введен в перечень наказаний, при сохранении исполнения лишения свободы в колониях-поселениях. Вероятно, это был бы действительно идеальный вариант - исполнение ограничения свободы в колониях-поселениях. Но если исходить из действующего законодательства и учитывать разительные отличия ограничения свободы от иных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, было бы логичным вывести его из соответствующего раздела УИК РФ.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.