на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности квалификации оставления в опасности
p align="left">Как следует из ст. 270 УК РФ и вытекает из международных конвенций, капитан обязан оказывать помощь на водных путях даже если бедствие терпит всего один человек. Возможный существенный ущерб его экономическим интересам в этом случае не берется во внимание, что еще раз подтверждает более высокую ценность человеческой жизни по сравнению с другими благами. Так, ст. 2.1.10 Конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. гласит: «Стороны обеспечивают оказание помощи любому лицу, терпящему бедствие на море. Они осуществляют это независимо от национальной принадлежности или статуса такого лица или обстоятельств, при которых это лицо было обнаружено». В ст. 12 Конвенции о спасании 1910 г. вообще говорится о том, что каждый капитан обязан оказывать помощь не просто всякому лицу, но даже «вражескому». Отсюда следует, что потерпевшим в рассматриваемом преступлении является любое лицо, как гражданин России, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства, независимо от его расовой принадлежности, национальности, социального положения и т.д., т.е. независимо от каких-либо социально-демографических признаков его состояния.

Объективная сторона преступления состоит в неоказании помощи капитаном судна лицам, находящимся в бедственной ситуации. Учитывая специфику деятельности капитана морского или речного судна, для уяснения содержания признаков этого элемента состава преступления также необходимо обращаться к нормативным актам иных отраслей законодательства. Характер помощи, которую должен оказывать капитан судна терпящим бедствие, более подробно раскрывается в упомянутых выше актах международного права.

Так, согласно ст. 2.1.9. Конвенции 1979 г. при возникновении бедственной ситуации капитан обязан принимать все меры для оказания любой возможной помощи. О том, какие действия должен предпринимать капитан в ситуациях подобного рода, более конкретно сказано в ст. 5.3.3. данной Конвенции. В соответствии с ней при объявлении стадии бедствия капитан обязан: если он узнал об этом из сообщения, незамедлительно следовать в зону бедствия; если он находится на месте происшествия - приступить к действиям, используя для спасения людей все имеющиеся у него ресурсы, проинформировать находящиеся рядом спасательные центры, уведомить капитана корабля, терпящего бедствие, запросить любую помощь от летательных аппаратов, судов или служб, которая может быть ими оказана.

Невыполнение перечисленных выше действий и образует состав неоказания помощи, предусмотренный ст. 270 УК РФ. Далее, однако, следует оговориться. С позиции уголовного права не так важно, выполнил ли капитан корабля указанную в законе последовательность действий в точном соответствии с возложенными на него обязанностями. Для уголовного права имеет значение одно обстоятельство - была ли фактически оказана помощь терпящим бедствие. Например, если капитан судна отдал приказ подобрать тонущих и поднять их на борт, но при этом никому не сообщил о случившемся, то он не будет нести уголовную ответственность за содеянное, поскольку главная цель данной операции - спасение человеческой жизни - была достигнута.

Неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие с объективной стороны может быть выражено в бездействии, в неоказании помощи экипажу другого судна в устранении существенных технических неисправностей, в ликвидации пожара, в отказе отбуксировать аварийное судно и т.д.

Наступление последствий (какими бы они не были тяжкими) само по себе не влечет уголовной ответственности капитана, предпринявшего все необходимые меры по оказанию помощи терпящим бедствие.

В рассматриваемой статье законодатель, как и в других статьях об ответственности за оставление в опасности, сделал акцент на условиях оказания помощи. Как вытекает из диспозиции анализируемой уголовно-правовой нормы, ответственность капитана судна исключается, если он не оказывает помощь при наличии серьезной опасности для своего судна, членов его экипажа или пассажиров. Такая опасность может возникать в силу различных обстоятельств. Она может быть связана с тем, что судно, которое должно прийти на помощь, по своим конструктивным параметрам не способно добраться до района бедствия, т.к. сядет на мель или не выдержит шторма. По общему правилу, как пишут практически все авторы, не признается серьезной опасностью, препятствующей капитану судна оказать помощь терпящим бедствие, возможность причинения имущественного ущерба, связанного с грузом, нарушение графика плавания, сроков прибытия в порт и т.д. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Иванова Г.Г. М., Волтерс Клувер. 2008. С. 331.

В принципе такое положение дел вполне естественно, поскольку никто не обязан приносить себя в жертву ради других людей. Однако названные законодателем обстоятельства, как и в предыдущих составах преступлений рассматриваемой группы, не отражают специфики самого посягательства. Их все равно нужно устанавливать исходя из общих положений уголовного законодательства, в основном с учетом требований крайней необходимости, о чем более подробно нами уже говорилось. Поэтому включение данного признака в число обязательных признаков деяния, указанного в ст. 270 УК РФ, является нецелесообразным.

Конструкция объективной стороны исследуемого посягательства предполагает совершение его только в определенном месте - на море или на ином водном пути. Содержание этого признака вытекает из различных нормативных актов, регулирующих морское и речное судоходство. Под водными путями в отечественном и международном законодательстве принято понимать океанское пространство, открытые и внутренние моря, территориальные воды государств, реки, озера и иные судоходные водоемы.

Думается, нет особой необходимости конкретизировать содержание этого признака. Очевидно, что законодатель, формулируя ст. 270 УК РФ, лишь попытался обобщить понятие водной территории, пригодной и используемой для судоходства.

Между тем предложенное им определение кажется неудачным, необоснованно широким. Вполне достаточным для обозначения места совершения преступления и логически более верным, на наш взгляд, было бы употребление термина «водный путь», который по смыслу охватывает все виды судоходного водного пространства и не требует дополнительного уточнения. Надо сказать, опыт его использования уже имеется в УК некоторых государств. Данного подхода при конструировании состава неоказания помощи капитаном судна придерживается, например, законодатель Республики Беларусь (ст. 160).

Определение содержания субъективной стороны неоказания капитаном судна помощи, терпящим бедствие вызывает некоторые разногласия среди ученых и практиков. В основном между собой конкурируют две точки зрения. Представители первой полагают, что это преступление может совершаться только с умышленной формой вины Горелик А.С. Указ. соч. С. 31.. Сторонники второй, которых большинство, считают, что рассматриваемое деяние может совершаться как с умыслом, так и по неосторожности Алексеев Н.С. Указ. соч. С. 137..

По словам последних, нельзя утверждать, что неоказание помощи терпящим бедствие - это однозначно умышленное преступление, поскольку по своей природе, оно, как и любое другое неисполнение обязанности, может сопровождаться халатным отношением к этим обязанностям Горелик А.С. Указ. соч. С. 245..

Даже если капитан судна знает о бедственном положении других людей, пишет Н.С. Алексеев, нельзя с уверенностью сказать о том, что он не может относиться к своему бездействию иначе, как с прямым или косвенным умыслом. Осознание необходимости предоставления помощи терпящим бедствие и непредставление ее еще не говорит о том, что капитан судна не может самонадеянно рассчитывать на предотвращение последствий бедствия Там же..

Ничего не говорится по данному поводу и в законе. Разработчики УК РФ не указали на форму вины в описываемом преступлении каким-либо признаком, и здесь совершенно справедливо замечание А.С. Горелика о том, нельзя вводить ограничение ответственности по формам вины, если закон таких ограничений не содержит.

Однако, на наш взгляд, это верное в целом замечание не применимо к рассматриваемому деянию. Учитывая характер деятельности капитана судна и его функциональных обязанностей, трудно допустить, что оно может стать проявлением человеческого легкомыслия. Должность капитана предполагает наличие специальной подготовки и достаточно большого опыта, позволяющего четко оценивать характер происшествий на водном пути и в полной мере осознавать опасность положения людей, терпящих бедствие. Капитан судна по уровню своей квалификации не может не понимать, что шансы на спасение людей, потерпевших крушение на море в отсутствие посторонней помощи практически равны нулю.

Утверждение о невозможности совершения исследуемого преступления по неосторожности вытекает и из содержания обязанностей капитана. Обязанность по оказанию помощи терпящим бедствие - одна из основных обязанностей капитана судна. Она, как уже отмечалось, достаточно подробно отображена в нормативных правовых актах, должностных инструкциях и предполагает выполнение четкой последовательности конкретных действий, что по своей сути исключает проявление какой-либо самонадеянности. Учитывая изложенное, позволительно сделать вывод, что анализируемое посягательство может быть совершено только умышленно. Об этом же свидетельствует и конструкция состава преступления - формальные составы предполагают лишь умышленную форму вины.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ, является капитан судна или лицо, исполняющее его обязанности. Важно учитывать, что речь в данном случае идет не о самой должности, а о функциях, которые ей соответствуют, об обязанностях, возлагаемых на конкретное лицо по управлению деятельностью на судне. Поэтому, как совершенно точно отмечает Н.Г. Александрова, капитан судна не должен нести ответственности за неоказание помощи терпящим бедствие, если он в этот момент на судне не находился Александрова Н.Г. Указ. соч. С. 162..

Функции капитана судна обусловлены объективными причинами. Обеспечение деятельности такой технически сложной системой предполагает объединение человеческих усилий, требует четкого взаимодействия целой команды людей, где каждому отводится определенная роль. Управление судном представляет собой комплексную задачу, выполнение которой требует строгой упорядоченности действий членов экипажа и жесткой централизованной системы их подчинения. Только в результате хорошо управляемых единым центром слаженных действий всей команды можно добиться желаемого результата в подобного рода условиях. Поэтому на любом судне существует должность руководителя команды и действует особый порядок взаимоотношений между людьми, основанный на твердой дисциплине.

Полномочия капитана судна устанавливаются специальными нормативными актами. В России ранее они были закреплены Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, а сейчас предусмотрены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207., а также некоторыми должностными инструкциями.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания лишь капитан судна имеет полномочия принимать решения, касающиеся судьбы судна. Так, согласно положениям КТМ на капитана возлагаются: управление судном, в том числе судовождение, принятие всех мер для обеспечения безопасности плавания, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям, грузу, а также поддержания порядка на судне. Приказы капитана подлежат беспрекословному выполнению всеми лицами, находящимися на борту судна, и никто не имеет права принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу без ведома капитана, особенно, когда это касается безопасности судна. Сюда по своей природе относятся и действия по оказании помощи другим судам или лицам, находящимся за пределами корабля.

Учитывая, что вся власть на судне концентрируется у одного лица, на такое лицо вполне закономерно ложится и вся полнота ответственности за общую судовую деятельность, за вверенное судно, людей и грузы. Данное положение в полной мере распространяется и на оказание помощи людям, терпящим бедствие. Неправомерно устанавливать наказание за невыполнение указанных действий для каких-либо иных субъектов, кроме капитана или исполняющего его обязанности, т.к. другие лица на судне не обладают необходимой свободой волеизъявления, полномочий принимать соответствующие решения и возможности действовать самостоятельно.

Обобщая сказанное, считаем необходимым изменение места нормы об ответственности за неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие в системе Особенной части УК РФ, а также суброгацию ее редакции. На наш взгляд, рассматриваемую статью целесообразно поместить вслед за всеми остальными составами оставления в опасности в главе «Преступления против жизни и здоровья» и изложить в следующем виде:

«Статья 125 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, - наказывается...».

Вывод по II главе

Таким образом, проведенный анализ норм, предусматривающей ответственность за неоказание помощи больному, позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в уголовное законодательство. В целях его совершенствования целесообразно изложить ст. 124 УК РФ в следующей редакции:

«Статья 124. Неоказание помощи больному

Неоказание медицинской помощи больному или иному лицу, нуждающемуся в ней, лицом, обязанным ее оказывать в силу профессиональных обязанностей или по закону - наказывается...».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.