на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия
p align="left">Другие стекла повреждаются реже и не образуют на проезжей части большого количества осколков. Так, переднее (ветровое) стекло повреждается при наезде на потерпевшего передней частью автомобиля. В этом случае стекло повреждается в виде исходящих из одной точки множества лучей, располагающихся по углам стекла или в его средней части. Боковые (поворотное, опускаемое) стекла повреждаются реже. Одновременно на дверцах, крыльях, крыше кузова могут быть следы наслоения: отпечатки пальцев рук, отпечатки губ, кровь и другие биологические вещества.

Характерными для наездов транспортных средств на пешеходов являются следы волочения. Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средства одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда. Так, человек при ходьбе попеременно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую. В момент наезда прижатая к дороге силой тяжести тела подошва скользит, оставляя на дороге следы. Эти следы чаще всего бывают в виде одной (реже двух) полос скольжения длиной 20--40 см, расположенных параллельно следам торможения. Выраженность следов скольжения обуви зависит от многих факторов: состояния и типа дорожного покрытия, скорости автомобиля, веса потерпевшего, материала подошвы обуви.

При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший падает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо прослеживаются на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения.

Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.

Следы столкновения транспортных средств. Столкновения транспортных средств можно классифицировать на встречные, поперечные и попутные. В свою очередь, каждый из этих видов столкновений можно соответственно разделить на следующие подвиды: лобовое, касательное, перекрестное, косоугловое; угловое.

Практическая значимость классификации следов столкновения заключается в том, что на основе следовой информации при осмотре места происшествия можно определить дорожную ситуацию столкновения транспортных средств.

Отправным звеном анализа дорожной ситуации столкновений является наличие или отсутствие для участников движения внезапности изменения дорожной обстановки, т. е. неожиданного возникновения опасности. Например, выезд автомобиля на полосу встречного движения является неожиданным для водителя транспортного средства, двигавшегося навстречу.

Встречные столкновения возникают в условиях двустороннего движения и являются наиболее опасными, так как транспортные средства движутся навстречу и, как правило, с большой скоростью.

Лобовые столкновения происходят, в основном, при обгонах, когда вследствие неправильной оценки дорожной обстановки водитель выезжает на полосу встречного движения и транспортные средства ударяются передними частями (полностью или частично). При этом происходит деформация деталей: разрыв металла кузова, обрыв крепления различных узлов (двигателя, подвесок колес). Характерными признаками этих столкновений является направление повреждений: вдоль продольной оси от передней к задней части автомашины.

Некоторые детали (фары, подфарники, части кузова, выполненные из алюминиевых и других хрупких сплавов и стекла) разрушаются и рассеиваются на проезжей части дороги. Одновременно под воздействием деформации из-под крыльев автомобиля осыпаются грязь (снег). Совокупный анализ этих следов позволяет определить место столкновения транспортных средств.

Кроме того, на месте падения грузов также можно определить точку столкновения автотранспорта.

Касательные столкновения происходят при движении автомобилей под некоторым углом. Для этого вида столкновений характерно образование повреждений на боковых частях транспортных средств. Они не влекут глубокой деформации металла и наряду с поверхностными повреждениями краски возможны также его разрывы или отщепы деревянных частей. Разрывы металла имеют форму заусениц, расположенных в одной плоскости. При поверхностных (без разрыва металла) повреждениях наблюдаются царапины или перенос краски с одного транспортного средства на другое.

Следы торможения при этих столкновениях встречаются редко, так как отсутствует элемент неожиданности. Торможение применяется, как правило, после столкновения, однако криминалистическая ценность этих следов от этого не уменьшается. Они позволяют установить направление движения и расположение транспортных средств на проезжей части дороги и нередко служат основой криминалистического анализа ситуации.

Вторым видом являются поперечные столкновения, которые классифицируются на перекрестные и косоугловые.

При перекрестных столкновениях транспортные средства располагаются так, что их продольные оси составляют прямой или близкий к нему угол. Они возникают при столкновении, как правило, па перекрестках, при выездах со дворов и т. п. Столкновения происходят, нередко, на большой скорости, в местах с ограниченной видимостью: “закрытые” перекрестки, недостаточная обзорность. Такой вид столкновений является неожиданным для водителя, пользующегося преимущественным правом проезда, так как он полагает, что и другие участники добросовестно выполняют требования Правил дорожного движения.

Следы первичного удара располагаются на передней части одного и на боковой части другого транспортного средства. При этом возможно их повторное столкновение, ибо от удара они поворачиваются вокруг центра тяжести. Однако от второго удара повреждения меньше.

Поврежденные части транспорта могут оставлять на поверхности дороги царапины, по которым определяется движение автомобилей в процессе их столкновения.

Косоугловые столкновения возникают при маневрировании (поворотах, разворотах), когда одно транспортное средство движется прямолинейно, а второе производит маневр и под углом пересекает путь первого. Угол столкновения, как правило, меньше прямого по отношению к продольным осям транспортных средств. Поэтому и повреждения располагаются соответственно движению транспорта (на транспортном средстве, движущимся прямолинейно,--на передних углах кузова; на производящем маневр--на боковой стороне).

Третью группу составляют попутные столкновения, классифицирующиеся на соосные и угловые. При соосных столкновениях деформирующая сила прилагается вдоль продольных осей транспортных средств, т. е. когда одно транспортное средство передней частью ударяется в заднюю часть другого. Столкновения происходят на прямолинейных участках, как правило, около светофоров или в транспортном потоке, когда меняются скоростные режимы движения. Контактирующие в момент удара поверхности могут охватывать всю ширину транспортных средств или ее часть.

Для водителя транспортного средства, движущегося впереди, столкновение, как правило, является неожиданным, потому он не может применить торможение. В то же время водитель второго транспортного средства пытался торможением избежать столкновения, и поэтому на месте ДТП могут образоваться следы торможения. После столкновения переднее транспортное средство (при условии, что они имеют одинаковые массы или переднее--большую) перемещается вперед от места столкновения.

На месте удара остаются осколки стекла, фар, подфарников, задних фонарей и осыпь грязи. Их частицы зачастую падают на проезжую часть близко от места столкновения. Транспортные средства имеют обширные вмятины металла. На горизонтальных поверхностях, расположенных ниже осветительных приборов, можно обнаружить осколки поврежденных деталей.

Угловые столкновения характеризуются тем, что одно транспортное средство движется прямолинейно, а другое (переднее или заднее) производит перестроение из одной полосы движения в другую. ДТП возникает при недостаточном интервале или при резком торможении переднего, когда водитель заднего транспортного средства пытается путем маневра предотвратить столкновение. Деформирующая сила при этом направлена под углом к продольной оси движущегося впереди транспортного средства.

При самом столкновении транспортные средства получают значительные повреждения, однако опасность этих столкновений состоит в том, что косонаправленная к продольной оси сила удара влечет выезд одного из них на полосу соседнюю и столкновение его с другим транспортным средством. Большое криминалистическое значение имеет осмотр трупа. На месте происшествия осмотр трупа следует начинать с определения его местонахождения. Затем фиксируется поза трупа, т. е. расположение отдельных частей тела, и устанавливается положение его по отношению к проезжей части, следам торможения, остановившемуся автомобилю или к отдельным деталям.

Установление положения трупа имеет значение для восстановления картины происшествия. Если, например, при наезде труп обнаружен перед началом следов торможения, то это обстоятельство является основанием для выдвижения версии, что потерпевший был сбит транспортным средством еще до начала торможения.

При нахождении трупа на месте происшествия необходимо установить наличие, характер и расположение видимых телесных повреждений и иных следов ДТП. С этой целью труп первоначально осматривается в том положении, в котором он обнаружен, не допуская перемещений.

При дальнейшем осмотре с трупа снимается одежда. Если труп лежит на спине, то осматривается голова, грудная клетка, брюшная часть, руки и ноги. Трупные пятна описываются по цвету, форме и месту их расположения. Следует иметь в виду, что трупные пятна, которые располагаются со стороны спины, образуются за счет оттока крови. Если под трупом оказались выступающие предметы (камни, доски и др.), то в месте их соприкосновения трупные пятна не возникают, однако каждому углублению ложа трупа (поверхность дороги, грунт, на которых он лежит) соответствуют ярко выраженные пятна.

Затем тело переворачивают и осматривают со спины в такой же последовательности. Во время осмотра проверяется степень трупного окоченения, которое устанавливается путем сгибания конечностей в суставах. Время наступления трупного окоченения зависит от температуры окружающей среды. Кроме того, измеряется температура трупа медицинским градусником, путем введения его в прямую кишку. Полученные сведения позволяют специалисту-медику установить время наступления смерти и т. д.

Телесные повреждения подробно описываются по характеру (рана, ссадина), состоянию (кровотечение, засохшая кровь), форме и размеру, расстоянию от подошвенного уровня стопы. -Если потерпевший нес в руке предмет, оставивший след на транспортном средстве, то необходимо измерить расстояние от подошвенного уровня стопы до расположения второй фаланги пальцев рук.

Открытые раны подлежат исследованию с целью обнаружения в них инородных тел. В этом отношении большое значение имеют раны на не защищенных одеждой участках тела, в которых могут быть частицы отслоившейся от автомобиля краски, позволяющие его идентифицировать. Повреждения и другие следы (грязь, красители) подлежат измерению.

При наездах на пешеходов исключительное значение имеет осмотр одежды, который начинается с изучения ее внешнего состояния, позволяющего нередко выяснить поведение потерпевшего непосредственно перед наездом и решить вопрос о границе территории, подлежащей осмотру. Например, отсутствие предметов одежды (головной убор, шарф, перчатки) зимой предполагает расширение границ осмотра места ДТП.

Значение осмотра одежды определяется и тем, что она, во-первых, является объектом, который первым вступает в контакт с автомобилем и дорожным покрытием. Во-вторых, следы на одежде и на теле потерпевшего взаимосвязаны. Расположение следов на одежде соответствует расположению телесных повреждений на трупе.

Повреждения на одежде возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжению тела по проезжей части.

Удары частями, имеющими ровные поверхности, под прямым углом (прямой контакт) влекут раздавливание нитей, иногда передающее форму следообразующей поверхности.

Скользящий удар вызывает разрывы отдельных нитей или значительные разрывы ткани, возникающие от остроугольных деталей. Форма разрывов зависит от характера переплетения нитей основы тканей. При скользящем ударе движущегося с большой скоростью автомобиля на его частях можно обнаружить “прикипевшие” частицы ворсовых тканей.

При переезде одежды колесами транспортного средства происходит как раздавливание нитей, так и их разрывы.

По характеру повреждений одежды определяется поверхность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, при скольжении тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы в виде складок истертой ткани, которые чередуются с неповрежденными ее участками. Складки сглаживаются в противоположном скольжению тела направлении.

На одежду потерпевшего нередко попадают кусочки краски, автомобиля, осколки стекла, пыль. Эти частицы могут находиться на поверхности ткани одежды, в складках, швах, карманах. Так, следы наслоения краски возникают, как правило, при скользящем ударе. Механизм их образования объясняется тем, что при ударе, вследствие трения одежды и окрашенных частей машины, краска разогревается и ее частицы переносятся- на одежду. Наслоения краски на одежде бывают ярко выраженными или слабо заметными в виде поперечных параллельно расположенных полос.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.