редставляется также, что новые предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме, переноске и перемещении тяжестей необходимо дифференцировать и в зависимости от их возраста, поскольку, по данным медиков, в разном возрасте они обладают неодинаковой мышечной силой. Например, в возрасте 20 лет мышечная сила женщин составляет 65% физической силы мужчины, а в 55 лет - только 54% силы мужчины соответствующего возрастаВ целях обеспечения охраны здоровья и социальной защиты работников проект Программы "Здоровье работающего населения России на 2004 - 2015 гг. ", подготовленный Российской академией наук совместно с Минздравсоцразвития России, предусматривает разработку нормативных актов о заключении срочных трудовых договоров при приеме на работу в особо вредных условиях труда (см. с.119 названного проекта).На первый взгляд указанная позиция проекта Программы может показаться весьма заманчивой, особенно применительно к женщинам, поскольку срочный трудовой договор ограничит время их контакта с неблагоприятными факторами производственной среды. Однако представляется, что при наличии большого числа работ, выполняемых женщинами в особо вредных и (или) опасных условиях, массовое заключение с ними срочных трудовых договоров не приведет к желаемым результатам. Прежде всего для обеспечения соблюдения этого правила будет сложно разработать механизм его реализации (установить критерии для выявления работ с особо вредными условиями труда, где следует заключать срочные трудовые договоры; определить, кто ответственно может заниматься выявлением таких работ и утверждать их перечни; предусмотреть, кто должен осуществлять контроль за тем, чтобы женщина выполняла работу в пределах только одного срока, особенно при упразднении трудовых книжек и т.д.)Кроме того, такая практика может привести к снижению заинтересованности работодателей в повышении профессионального мастерства персонала и к замедлению процесса оснащения производства новым оборудованием и технологиями, так как этот процесс не стимулируется предоставлением работникам компенсаций за неблагоприятные условия труда.Наряду с совершенствованием законодательства о рабочем времени беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, для обеспечения оптимального режима их работы необходимо также внесение некоторых изменений и дополнений в нормативные положения, касающиеся времени их отдыха. Российское законодательство по вопросу о размере пособия за время отпуска по беременности и родам в целом согласуется с международными актами.Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.Вместе с этим названная статья предусматривает два исключения из этого правила:1. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год (пункт 2 статьи 11 названного Закона).2. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда, с учетом этих коэффициентов (пункт 3 статьи 11 этого же Закона).Представляется, что соблюдение указанных принципов особенно необходимо во втором случае, когда размер пособия по беременности и родам подлежит уменьшению по той причине, что длительность страхового стажа у женщин составляет менее 6 месяцев.Даже если предположить, что указанное ограничение установлено в целях сбережения средств Фонда социального страхования РФ и предупреждения возникновения таких ситуаций, когда некоторые неработающие женщины устраиваются на работу по сговору с работодателем лишь ради получения пособия по беременности и родам, оно не может быть оправдано. Необходимо иметь в виду, что ряды тружениц постоянно пополняются женщинами, которые не могут иметь требуемого страхового стажа для получения пособия по беременности и родам в размере 100% среднего заработка по уважительной причине. К таким женщинам относятся лица женского пола, поступившие на работу после окончания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также женщины, принятые на работу при содействии органов службы занятости, где они длительное время состояли на учете в качестве безработных, и др.Помимо пособия по беременности и родам социальная защита материнства исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ осуществляется путем выплаты женщинам пособия при рождении ребенка на приобретение предметов ухода за ним (статьи 3 и 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") и других пособий, предусмотренных данным Законом. Дополнительные пособия в связи с рождением ребенка выплачиваются в соответствии с колдоговорами. Подобная практика заслуживает распространения.Представляется, что формирующийся в регионах порядок обеспечения беременных женщин и кормящих матерей полноценным питанием нельзя признать оптимальным, так как он не может в полной мере устранить сложившуюся несбалансированность рационов питания этих женщинПо-видимому, в целях создания более прочной материальной основы для реального обеспечения беременных женщин и кормящих матерей полноценным питанием помимо средств, выделяемых субъектами Российской Федерации, должны выделяться определенные гарантированные средства из федерального бюджета подобно тому, как они выделяются на финансирование мероприятий, включенных в Федеральную целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 гг., а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, следует учитывать необходимость обязательного вклада работодателей в обеспечение беременных женщин и кормящих матерей питанием.Создание особой охраны труда женщин - важнейшая социальная проблема для всех стран. Ряд международных конвенций МОТ предусматривает ее создание в каждой стране. Особая охрана труда женщин является значительной частью всей системы охраны материнства и детства, семьи, находящейся согласно ст.38 Конституции РФ под защитой государства.Соблюдение норм законодательства о труде и охране труда женщин проверяется государственными инспекциями труда как в ходе комплексных проверок (по всем основным институтам трудового права), так и в ходе специальных (тематических) проверок по данному вопросу (охрана труда), а также в связи с поступившими жалобами работниц о нарушении их трудовых прав. Анализ результатов проверок показывает, что нарушения трудовых прав женщин, в том числе условий и охраны их труда, имеют достаточно распространенный характер, поэтому проблема соблюдения их прав продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений.ЗаключениеЖенщины и лица с семейными обязанностями являются специальными субъектами международного трудового права, которым принадлежат как неотъемлемые права человека и гражданина, основные права в сфере труда, так и специальные права и гарантии, закрепленные рядом международных актов и Российским законодательством.Необходимость специального правового регулирования труда женщин, обусловлена их физиологическими особенностями, а также масштабами и длительностью периодов женской безработицы, ростом числа домохозяйств, возглавляемых женщиной. Потребность в специальных нормах, регламентирующих труд лиц с семейными обязанностями и опекунов (попечителей) несовершеннолетних, обусловлена положением рассматриваемой категории среди иных претендентов на рабочие места на рынке труда, сложностью их трудоустройства, необходимостью построения трудового процесса с учетом выполняемых ими семейных и опекунских обязанностей.В результате проведенного анализа норм, содержащихся в статьях Трудового кодекса Российской Федерации, была выявлена неточность в определении лиц с семейными обязанностями. Понятие "лица с семейными обязанностями" должно быть определено следующим образом. Это "лица, состоящие в родстве или свойстве, связанные личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из факта наличия детей, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, а также обязанности материального содержания члена семьи".Наряду с одинокой матерью (с учетом требования равносопоставимости понятий) одинокий отец и одинокое лицо, усыновившее ребенка, должны быть наделены гарантиями при расторжении трудового договора.Необходимо усилить антидискриминационную направленность при регулировании процедуры приема на работу. Для этого предложено законодательно закрепить требования о недопустимости указания пола работника в объявлениях о найме на работу; обязать работодателя принимать на работу лиц наименее представленного в организации пола; процедуру отбора кадров упорядочить путем применения научно-обоснованных тестов профессиональных возможностей и квалификации.Среди норм о предоставлении льгот и гарантий исследуемой категории работников существуют противоречия. В связи с этим необходимо закрепить за работниками, вне зависимости от пола, возможность использования таких льгот и гарантий (установление запрета отказа в приеме на работу по мотиву наличия детей претендентам вне зависимости от пола; ограничение направления в командировки, привлечения к сверхурочным работам; использование перерыва для кормления ребенка, отпуска по уходу за больным ребенком на дому, некоторые другие случаи).Рекомендовано с целью совершенствования нового для российского законодательства положения о возможности расторжения трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери: исключить из перечня оснований увольнения несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, в случае необходимости применять институт простоя; случай, когда виновные действия, дающие основание для утраты доверия либо аморальный проступок совершены работником не по месту работы и не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, исключить из числа оснований увольнения по инициативе работодателя; уточнить такое основание увольнения, как предоставление работником заведомо ложных сведений при заключении трудового договора, путем указания на отношение предоставленных ложных сведений к сведениям, определяющим условия выполнения трудовой функции.Возможно применение в российском трудовом законодательстве ряда зарубежных норм, целесообразно применение аналогичных мер воздействия на рынок труда: установление продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в зависимости от очередности ребенка в семье; установление удлиненного отпуска по беременности и родам одиноким матерям; использование отпусков по уходу за ребенком для снятия давления на рынок труда.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г) [Текст]: офиц. текст // СЗ РФ. - 2008. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 22 сентября 2009 г. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 188 с. - (Кодексы Российской Федерации). - 12 000 экз. - ISBN 978-5-370-01658-5. Федеральный закон № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 22 декабря 2006г) [Текст] // СЗ РФ. - 2009. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.93 № 105 “О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" (в ред. от 22 июля 2006г) [Текст] // СЗ РФ. - 2009. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.00 № 162 “Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин” (в ред. от 9 декабря 2008г) [Текст] // СЗ РФ. - 2009. Постановление Правительства РФ № 6 от 8 января 1996 г. "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" (в ред. от 25 декабря 2006 г) [Текст] // СЗ РФ. - 2008. Постановление Правительства РФ N 172 от 21 марта 2007 г. "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" (с изменениями от 23 июля 2009 г) [Текст] // СЗ РФ. - 2009. Анисимов Л.Н. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ [Текст] / Л.Н. Анисимов. // Трудовое право. - 2006. - N12. - С.26 - 33. Ванюхин В. Беременность по закону [Текст] / В. Ванюхин. // Корпоративный юрист. -2007. - N11. - С.16 - 17. Егоров, В. Бремя беременности [Текст] / В. Егоров. // "эж-ЮРИСТ". - 2009. - N30. - С.15 - 23. Желтов О.Б. Охрана труда лиц с семейными обязанностями по трудовому законодательству РФ [Текст] / О.Б. Желтов. // Охрана прав несовершеннолетних и развитие законодательства о семье. Материалы конференции 19 декабря 2008 г. - 2009. - С.21 - 25. Ильина О.Ю. К вопросу о равенстве мужчины и женщины в семейных правоотношениях [Текст] / О.Ю. Ильина. // Современное право. - 2007. - N8. -С.75 - 79. Колосовский А.В. Конституционные гарантии регулирования труда женщин и ответственность за их нарушение [Текст] / А.В. Колосовский. // Трудовое право. -2008. - N3. - С.42 - 47. Петров А.Я. Изменение трудового договора [Текст]: вопросы теории и практики, совершенствование главы 12 Трудового кодекса РФ / А.Я. Петров. // Законодательство и экономика. - 2009. - N5. - С.5 - 11. Петров А.Я. Особенности правового регулирования труда работников нефтегазовой отрасли [Текст] / А.Я. Петров. // Трудовое право. - 2008. - N5. - С.50 - 59. Петров А.Я. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников и система российского трудового права [Текст] / А.Я. Петров. // Трудовое право. - 2007. - N10. - С.16 - 31. Петров А.Я. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников и система российского трудового права [Текст] / А.Я. Петров. - // Трудовое право. - 2008. - N10. - С.16 - 32. Петрушина С.Н. Особая охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями [Текст] / С.Н. Петрушина. // Труды филиала МГЮА в г. Вологде. - Вып.7. - Вологда, 2008. - С.143 - 155. Решетникова А. Защита прав женщин в сфере трудовых отношений [Текст] / А. Решетникова. // Юрист. - 2008. - N5. - С.23 - 26. Сонин А.И. По итогам I полугодия 2008 года Государственной инспекцией труда выявлено более 76 тысяч различных нарушений [Текст] / А.И. Сонин. // Журнал российского права. - 2008. - N10. - С.21 - 27. Суняева Р.Л. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями [Текст] / Р.Л. Суняева. // Гражданин и право. - 2007. - N6. - С.58 - 70. Ташбекова И.Ю. Государственная политика России в конце ХХ века в регулировании труда несовершеннолетних и женщин [Текст] // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. - М.: Юрист, 2008, вып.8 Т.2. - С.737 - 740. Шептулина Н.Н. Защита материнства нормами трудового права [Текст] / Н.Н. Шептулина. // Журнал российского права. - 2008. - N9. - С.68 - 76. Шептулина Н.Н. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников [Текст] / Н.Н. Шептулина. // Трудовое право. - 2004. - N6. -С.21 - 24. Приложение АНе допускается применение труда женщин на следующих видах работ:1) работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную;2) подземные работы;3) металлообработка;4) строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы;5) горные работы;6) геологоразведочные и топографо-геодезические работы;7) бурение скважин;8) добыча нефти и газа;9) черная металлургия;10) цветная металлургия;11) ремонт оборудования электростанций и сетей;12) производство абразивов;13) электротехническое производство;14) радиотехническое и электронное производства;15) производство и ремонт летательных аппаратов;16) судостроение и судоремонт;17) химические производства;18) производство и переработка резиновых смесей;19) переработка нефти, газа, сланцев и угля, выработка синтетических нефтепродуктов, нефтяных масел и смазок;20) лесозаготовительные работы и лесосплав;21) производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них;22) производство цемента;23) обработка камня и производство камнелитейных изделий;24) производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций;25) производство теплоизоляционных материалов;26) производство мягкой кровли и гидроизоляционных материалов;27) производство стекла и стеклоизделий;28) текстильная и легкая промышленность;29) пищевая промышленность;30) железнодорожный транспорт и метрополитен;31) автомобильный, морской и речной транспорт;32) гражданская авиация;33) связь;34) полиграфическое производство;35) производство музыкальных инструментов;36) сельское хозяйство;37) работы, выполняемые в различных отраслях экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|