на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности преступности несовершеннолетних на материалах Красноармейского региона
p align="left">Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста, с которого может наступать уголовная ответственность. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с четырнадцати лет.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последним противоправного деяния.

Преступность несовершеннолетних представляет собой ничто другое, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста.

1.4 Преступность несовершеннолетних как объект криминального исследования

Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.

Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.

Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых и иных характеристик.

В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.

Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.

Все это вместе обуславливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних как относительно самостоятельного феномена, проработки мер по ее предупреждению, то есть анализ должен заключаться в особенностях подхода, а не в особом подходе, изолирующем изучение преступности несовершеннолетних от изучения других ее видов. Именно поэтому в предмет изучения преступности несовершеннолетних криминологами обязательно включаются вопросы о ее месте во всей преступности, о соотношении преступности молодежи и взрослых (в том числе о влиянии возраста начала преступной деятельности на рецидив, о влиянии взрослых преступников на несовершеннолетних и т.п.).

В методическом отношении неправильно также сравнивать показатели преступности несовершеннолетних и всей преступности, как будто речь идет о самостоятельных явлениях. Фактически в этом случае осуществляется сравнение части и целого, включающего эту часть.

Сравнение необходимо вести по принципу "часть с частью", выделяя показатели групп различной криминальной активности: в среде несовершеннолетних, молодых взрослых (18-20 год) и более старших возрастных контингентов.

РАЗДЕЛ 2

ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РЕГИОНА

2.1 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Уголовной ответственности подлежат лица, которые на момент совершения преступления достигли шестнадцати лет. За некоторые насильственные и имущественные преступления (убийство, изнасилование, кражи, грабежи, злостное хулиганство и т.п.) ответственность наступает с четырнадцати лет. Определяя возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатели исходят из того, что лицо, достигшее четырнадцати лет, понимает, что убивать, воровать, насиловать нельзя. Если преступление совершил ребенок, который еще не достиг возраста уголовной ответственности, его действия все равно подлежат определенному наказанию. Дела о преступных поступках рассматривает суд. По его решению, начиная с одиннадцатилетнего возраста виновного, который нет, достиг соответственно четырнадцати или шестнадцати лет, можно подвергать принудительным мерам воспитательного характера, в частности, направить в специальную школу на срок до трех лет. Направляют в такую школу вне зависимости от согласия родителей и согласия самого ребенка. Таким образом, законом предусмотрены наказания правонарушителей за совершенное преступление в раннем возрасте.

Новый Уголовный кодекс Украины исключает возможность привлечения к уголовной ответственности, начиная с четырнадцати лет, за преступления, содеянные по неосторожности, так как отсутствие жизненного опыта и особенности развития мышления не позволяют подросткам предусмотреть одинаковые со взрослыми лицами меры предосторожности. Вместе с тем значительно расширен перечень преступлений, ответственность за совершение которых может наступать с четырнадцати лет (например, за диверсию, бандитизм, террористический акт, взятие заложников и т.п.).

Уголовная ответственность несовершеннолетних имеет ряд особенностей:

1) при назначении наказания несовершеннолетие рассматривается,

как обстоятельство, смягчающее ответственность;

2) несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности. Если его исправление возможно без применения наказания. В этих случаях к несовершеннолетнему применяются принудительные меры воспитательного характера;

3) несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, не может быть назначено лишение свободы. Если его исправление возможно без применения наказания, суд может применить принудительные меры воспитательного характера;

4) к несовершеннолетнему, осужденному к лишению свободы, может быть применено освобождение от отбывания наказания с испытанием (на срок от одного года до двух);

5) несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного раскаяния и дальнейшего безупречного поведения он на момент постановления приговора не нуждается в применении наказания. В этом случае суд применяет к несовершеннолетнему следующие принудительные меры воспитательного характера;

6) для несовершеннолетних предусмотрены более мягкие условия освобождения от отбывания наказания. Как правило, их в первую очередь касается амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение.

К несовершеннолетним, признанным виновным в совершении преступления, судом могут быть применены такие основные виды наказаний:

1) штраф;

2) общественные работы;

3) исправительные работы;

4) арест;

5) лишение свободы на определенный срок (максимальный срок - 15 лет).

Уголовный кодекс Украины определяет также дополнительные наказания, которые могут быть применены к несовершеннолетним: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.2 Особенности детерминации и причинности преступности несовершеннолетних

Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетнего.

Процессы и явления экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического характера, происходящие в обществе, главным образом и детерминируют поведение детей и подростков, определяют его сущность и характер. Таким негативные явления, как повышенный уровень заболевания и смертности детей и подростков, разводы, жестокое обращение с окружающими людьми, самоубийства, пьянство, проституция, наркомания, преступность в целом, которые входят в комплекс социальных факторов, обуславливающих их отклоняющееся, в том числе и преступное, поведение.

Применительно к несовершеннолетним процессы и явления социальной действительности, создающие негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способствующие совершению ими преступлений, исследованы криминологами достаточно полно. К их числу в различные годы были отнесены:

? значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего

населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу;

? нарушение принципов оплаты труда, потребления денежных и

иных материальных благ;

? различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда

отдельных групп детей и подростов, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективу;

? процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся

изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних;

? отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими

заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков;

? противоречие между духовными и особенно материальными

потребностями детей и подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения;

? низкий уровень правовой культуры, значительная деформация

нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей, иных воспитателей;

? традиционное осуществление основных воспитательных функций в

отношении несовершеннолетних лицами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки в этой области;

? недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы

жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков (см. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под ред. А. И. Долговой - М. стр. 695-696).

В криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как издержек воспитания. Этот вывод позволяет рассматривать причины и условия, способствующие совершению преступлений, главным образом в плане выявления негативных сторон взаимодействия микросреды и личности.

В качестве издержек воспитания в причинном комплексе, детерминирующем преступное поведение несовершеннолетних, исследователи наиболее часто выделяют:

1. криминогенное влияние трудностей и недостатков в деятельности социальных институтов, непосредственно ответственных за обучение, воспитание несовершеннолетних, их исправления и перевоспитание;

2. криминогенное воздействие негативных условий микросреды;

3. обстановка жизни и воспитании, характеризующаяся проявлением злобности, жестокости, различных видов конфликтно-агрессивных форм поведения окружающих и др.;

4. стойкие социально обусловленные негативные деформации личности несовершеннолетних;

Все они сохраняют свою криминальную значимость и в настоящее время. Однако общее ухудшение экономического положения страны привело к тому, что в последние годы в причинном комплексе, обуславливающем противоправное поведение подростков, произошли значительные изменения.

Негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающиеся преобразованиями, проводимые в стране, прежде всего существенно ослабили родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивавший их интеллектуальную и нравственное развитие.

В бедных семьях сложная психологическая обстановка, что способствует интенсивному распаду таких семей, уходу из них детей и подростков. В таких семьях повсеместно наблюдается процесс резкого снижения ценности детей для родителей, что ведет к дальнейшему росту безнадзорности.

Растет число разводов среди супругов, имеющих несовершеннолетних детей, увеличивается внебрачная рождаемость и, как следствие этих процессов, растет количество неполных семей. Дети из распавшихся неполных семей и одиноких матерей оказываются в сложном экономическом и психологическом положении, пополняют группу людей повышенного социального риска. Нарастает проблема социального сиротства.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.