на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним
араллельно шло развитие централизованной правовой базы для начисления заработной платы с применением районных коэффициентов; в 1967г. произошел переход от районно-отраслевого характера их регулирования к территориальному регулированию.

22 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР принял постановление "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера", а ровно через месяц, 22 ноября 1990 г., приказом Министерства труда РФ была утверждена Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Данные нормативные акты, на мой взгляд, являются самой удачной попыткой кодификации законодательства о северных льготах.

Затем был принят Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. № 4520-1, называвшийся северянами "северным законом" или "законом "О северянах", который можно назвать основной вехой в российском законодательстве о труде северян. После принятия данного закона федеральными органами государственной власти различных уровней и органами субъектов федерации принимались документы, конкретизирующие или уточняющие положения закона "О северянах", Инструкций и ранее перечисленных указов.

Согласно пункта 2 вводного Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1, с момента вступления в силу Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действующие законодательные акты, как было отмечено, применяются в части, не противоречащей данному закону. Таким образом, вместо того, чтобы упорядочить многочисленные нормы и правила, законодателем фактически было предложено работникам, работодателям и государственным служащим самим разобраться, какие нормы законодательства о северных льготах подлежат применению, а какие - нет.

Еще один российский закон - "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ" №78-ФЗ или Закон о развитии Севера, носивший весьма общий характер, был принят 19 июня 1996 г. Определяя основы государственного регулирования социально-экономического развития Севера, в нем подчеркивалось, что государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства с учетом государственных приоритетов, природно-климатических условий, уровня развития северных регионов. В п. 1 ст. 8 данного закона применительно к гарантиям и компенсациям работникам в сфере труда, социального страхования, жилищных отношений давалась отсылка к Закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" № 4520-1, иным федеральным законам и нормативно-правовым актам РФ и субъектов РФ. Однако в период до 2005 г. для субъектов трудовых отношений законодательство субъектов РФ решающего значения не имело, в ряде субъектов РФ с оно лишь давало возможность иметь более высоки по сравнению с установленным в централизованном порядке районный коэффициент к заработной плате.

В настоящее время статьей 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены существенные изменения в Закон РФ от 19.02.93 г. №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Главный "северный закон" претерпел изменения, связанные с необходимостью привести его нормы в соответствие с бюджетным, трудовым и пенсионным законодательством. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004.- № 35.- ст. 3607.

Изменения, внесенные Законом № 122-ФЗ в "северный закон", сохранили государственный статус северных гарантий и компенсаций. Так, преамбулой определяется, что Закон о Севере (в новой редакции) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Существенным же изменением можно назвать то, что правовое регулирование предоставляемых гарантий и компенсаций будет осуществляться в зависимости от уровня их финансирования. При этом сохранен федеральный уровень установления районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате и дополнительных отпусков.

Сказанное в ст. 8 Закона о развитии Севера по существу было продублировано в ст. 313 Трудового кодекса РФ, но с некоторым уточнением: из ст. 313 следовало, что федеральным законодательством устанавливаются основные гарантии и компенсации, а законодательством субъектов РФ - дополнительные расходы, на которые, должны нести сами субъекты РФ. Более того, ст. 313 Трудового кодекса предоставила возможность работодателю за счет своих средств определять более высокий уровень гарантий и компенсаций северянам, используя в этих целях коллективные договоры и иные соглашения. Содержание ст. 313 Трудового кодекса РФ совпадало с содержанием ст. 3 Закона о Севере.

Труду лиц, работающих в районах Крайнего Севера посвящена глава 50 Трудового кодекса. Ряд статей данной главы отличались по содержанию от аналогичных статей Закона о Севере.

Например, ст. 314 имеет более общий характер, чем ст. 12 данного закона: если в ст. 12 Закона о Севере шла речь о трудовом стаже для получения процентной надбавки к заработной плате, то ст. 314 Трудового кодекса имеет в виду трудовой стаж для получения различных гарантий и компенсаций.

Ст. 322 Трудового кодекса, как и ранее ст. 15 Закона о Севере, допускает частичное или полное соединение отпусков, но не более чем за 2 года. Однако в ч. 3 и 4 ст. 322 Трудового кодекса появились оговорки, что при соединении отпусков общая продолжительность предоставляемого отпуска не может превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно; неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к ежегодному отпуску на следующий год, т.е. не пропадает. Можно еще привести примеры изменения содержания правовых норм не в пользу работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, в соответствии со ст. 22 Закона о Севере установление сокращенной рабочей недели для женщин, работающих в северных местностях, не вызывало никаких вопросов - данная правовая норма должна была применяться абсолютно всеми работодателями.

В ст. 320 Трудового кодекса подход к установлению сокращенной рабочей недели для женщин теперь иной: в ней говорится, что 36-часовая рабочая неделя устанавливается коллективными договорами или трудовым договором. Упоминание о коллективном договоре появилось и в ст. 323 Трудового кодекса, именуемой "Гарантии медицинского обслуживания", хотя ранее в ст. 32 Закона о Севере было провозглашено, что северянам "гарантируется медицинское наблюдение в процессе занятости, частичная оплата проезда для медицинской консультации, на лечение в другие регионы Российской Федерации и обратно, если таких услуг нет в месте проживания".

В течение трех лет в период с 2002г. по 2004 г. для всех работников Севера действовали правила, изложенные в главе 50 Трудового кодекса, и правовые нормы, содержащиеся в Законе о Севере, в той части, в которой они не противоречили Трудовому кодексу.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" корректировке подверглись ст. 316, 317, 323, 325 и 326 Трудового кодекса. Анализ тех нововведений показал, что в основном они касаются финансового обеспечения денежных выплат северянам и нормативных правовых актов, которыми на определенном уровне (федеральном, региональном, муниципальном и непосредственно в организации) они устанавливаются.

Во-первых, было определено, что размеры районных коэффициентов и северных процентных надбавок, а также их порядок их применения устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и надбавок для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Во-вторых, оговорено, что суммы расходов на районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате в полной мере относятся к расходам на оплату труда.

В-третьих, следует иметь в виду, что все гарантии и компенсации, о которых идет речь в ст. 323, 325, 326 Трудового кодекса (гарантии медицинского обслуживания, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, расходов в связи с переездом), в названном размере полагаются работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, гарантии медицинского обслуживания, условия, размеры и порядок компенсационных выплат должны устанавливаться соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В организациях, не относящихся к бюджетной сфере, северные гарантии и компенсации устанавливаются коллективными договорами, а размеры, условия и порядок предоставления компенсационных выплат устанавливаются работодателем. Таково общее правило, которое действует "за исключением случаев, предусмотренных законом", согласно ст. 1 и ст. 3 Закона о Севере.

"Исключительными" являются те случаи, когда федеральное законодательство в точном соответствии с общепринятым смыслом этого понятия распространяется не только на работников бюджетной сферы, но и на всех работников, занятых в районах Севера.

Так, гарантии в области оплаты труда, продолжительности отпусков, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан, работающих на Севере, порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом РФ и распространяются на всех работников и работодателей северных регионов.

Таким образом, Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ передал ряд федеральных правомочий в области правового регулирования труда работников, занятых в районах Севера, коренным образом перераспределил компетенцию различных нормотворческих органов по установления северных гарантий и компенсаций, существенно расширив полномочия субъектов РФ, муниципальных образований и работодателей. Исходя их своих финансовых возможностей субъекты РФ и работодатели северных регионов в последние годы получили право устанавливать некоторые дополнительные гарантии и компенсации.

Следовательно, новейшее федеральное законодательство о гарантиях и компенсациях, предусмотренных для лиц, работающих в северных регионах содержит два вида норм, различающихся по кругу лиц, на которые оно распространяются:

- во-первых, нормы, распространяющиеся только на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, согласно ч. 1 ст. 323, ст. 325, ст. 326 Трудового кодекса РФ;

- во-вторых, нормы, распространяющиеся на всех работников северных регионов, согласно ст. 314-324 Трудового кодекса РФ.

Но можно выделить и третью группу норм федерального законодательства, которую составляют нормы о передаче части федеральных правомочий на другие уровни принятия правовых решений - субъектам РФ, органам местного самоуправления и самим работодателям.

Этим органам, в частности, определенные правомочия по регулированию на соответствующих территориях субъектов РФ и муниципальных образований районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, компенсаций расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, гарантий и компенсаций по переезду на новое место жительства в другие регионы РФ.

Исходя из статистических данных, например, в Магаданской области распределение юридических лиц, их обособленных подразделений, включенных в Единый государственный реестр по формам собственности составляет:

-финансируемых из федерального бюджета - 338 субъекта;

- финансируемых из бюджета субъекта федерации - 136 субъектов;

- финансируемых из муниципального бюджета - 669 субъектов;

- субъектов, не относящихся к бюджетной сфере - 7875 субъектов.

Проведенный анализ показывает, что в Магаданской области организации частной, муниципальной и собственности субъекта федерации составляют наибольшее число субъектов равное 8680. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все они исключены из государственного регулирования по предоставлению государственных гарантий и компенсаций северянам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.