на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности уголовного права в СССР в военные годы
p align="left">С первого дня войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).

В состав уголовного законодательства военного времени входили как временные нормы, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, распространение панических слухов), так и нормы об ответственности военнослужащих гитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказаний в советское уголовное право - смертную казнь через повешение и ссыпку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можно выделить следующие:

- ужесточение и пополнение новыми составами преступлений.

- усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан -- до 3 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение.

Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие.

Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления. Ответственность за нее возросла.

Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» была введена уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы или опоздания на работу на 21 минуту и более. Большая часть этих «указников» приговаривалась к исправительно-трудовым работам по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до25%.Нобылииисключения. Так в январе 1941-го тогдашний начальник ГУЛАГа Василий Чернышов направил всем начальникам управлений лагерей и колоний приказ, где говорилось о судьбе двадцати шести заключенных.«Решениями Верховного трибунала войск НКВД за нарушения лагерного режима и систематические отказы от работ» двадцать один человек был приговорен к расстрелу, остальные пять -- к добавочным десяти годам. Все аналогичные приговоры Чернышов потребовал впредь «объявлять всем заключенным лагерей и исправительно-трудовых колоний».

Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Следует так же отметить, что еще одной особенностью уголовного законодательства ВОВ, было распространение своего рода законодательной аналогии, так называемых законов о «приравнивании». Так, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству, кража имущества военнослужащего или из квартир эвакуированных, либо находящихся в бомбоубежище лиц, наказывалась как бандитизм (групповое преступление), даже её совершало одно лицо; продажа гражданами товаров по повышенной против государственной цене, наказывалась по аналогии как спекуляция, даже если не было установлено факта скупки товаров с целью получения наживы и т. д.

Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.

В развитии уголовного процесса необходимо отметить следующее. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса -- гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена войны игнорировались или нарушались.

3. Процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел военными трибуналами

Источниками процессуальных норм в деятельности военных трибуналов являлись Конституция 1936 г., Закон о судоустройстве 1938 г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923г., Положение «О военных трибуналах и военной прокуратуре» 1926г., отдельные нормативные решения центральных органов власти, ведомственные директивы, приказы и инструкции.

В истории развития института возбуждения уголовного дела в военное время основную роль сыграли нормативные акты, принятые в период Великой Отечественной войны. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. были расширены полномочия военного командования по возбуждению уголовных дел о тех преступлениях, которые совершались в местностях, объявленных на военном положении. Инструкция по производству дознания в Военно-Морском Флоте от 24 сентября 1942 г. и Инструкция органам дознания Красной Армии от 12 ноября 1942 г., принятые НКО СССР, четко определяли порядок возбуждения уголовного дела и ведения процедуры дознания в воинских частях и военизированных учреждениях и требовали при этом четкого соблюдения требований УПК РСФСР 1923 г. в части вынесения органами дознания процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Такое решение оформлялось специальным постановлением.

Положение о военных трибуналах определяло новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые располагали данной компетенцией. Были сжаты сроки следствия по некоторым категориям уголовных дел.

Война вызвала необходимость внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Вводился новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Большее внимание уделялось проверке дел в отношении приговорённых к высшей мере. Право приостанавливать приговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующим округами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР.

Ключевыми особенностями судопроизводства военных трибуналов в годы войны являлись: рассмотрение дел без участия сторон в основном в закрытых судебных заседаниях; сжатые сроки судопроизводства; обеспечение дополнительных полномочий командованию войсковых подразделений в уголовном судопроизводстве; недопустимость кассационного обжалования приговоров; подчинение деятельности всех военно-судебных органов выполнению первостепенной задачи обеспечения победы над врагом. В годы войны приговоры к высшей мере наказания - расстрелу использовались военными трибуналами в качестве исключительной меры в главным образом по делам о государственных и особо опасных общеуголовных преступлениях. По ясным причинам число таких приговоров было больше, чем в предвоенные годы. Но в период военного времени военные трибуналы широко применяли отсрочку исполнения приговора с определением в штрафные части, что основывало вероятность достижения целей наказания с разумным использованием человеческих контингентов Вооруженных Сил СССР.

Опыт деятельности военных трибуналов в годы войны позволяет сделать вывод, что в обстановке военного времени нужно устанавливать особый, чрезвычайный порядок рассмотрения уголовных дел военными и специальными судами, поскольку эффективная реализация правосудия ими в военной ситуации не возможно на правовой базе мирного периода времени. Результативность деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР как в обстоятельствах мирного, так и военного времени обеспечивалась проведением своевременных и оперативных организационно-правовых изменений, централизованным руководством ими со стороны руководящих и директивных органов. Военным трибуналам была предназначена особенная роль в чрезвычайных условиях, в военных условиях, в решении сложных внутриполитических задач.

Заключение

Великая Отечественная война стала событием, подвергшим безжалостному испытанию весь общественный и государственный строй нашей страны. Эту проверку Советский народ выдержал с честью.

Внешние функции Советского государства были сконцентрированы на прямое отражение агрессии, формирование антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам, воюющим за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции были сконцентрированы на экономическом и моральном обеспечении успешного ведения освободительной войны до победного ее завершения.

Советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось избежать формирования и чрезвычайных органов власти и управления. Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и после войны они отмерли.

Увеличилась роль исполнительных органов Советов, ряд исключительных полномочий Советов реализовывался их исполкомами.

Высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. В руках ГКО была сконцентрирована вся полнота власти в государстве; Никогда еще -- ни до, ни после войны -- в стране не существовало органа с такими абсолютными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конституцией СССР.

В обстоятельствах войны понадобилось издание только небольшого количества Указов Президиума Верховного Совета СССР, определивших ответственность за новые составы преступлений. Таким образом, не возникало потребности хотя бы в частичном отказе от положений Общей и Особенной части Уголовного кодекса и в замене их специальными военными законами.

Так, Указ «О военном положении» от 22 июня 1941 г., дал право военным властям ввести в местностях, объявленных на военном положении, военно-квартирную, трудовую, автогужевую и транспортную повинности; за невыполнение этих повинностей предусматривалось наказание в административном порядке.

Указом от 26 декабря 1941 г. было учреждено, что рабочие и служащие предприятий военной промышленности, в том числе эвакуированных, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, являются на время войны мобилизованными и закрепленными для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают. Указ квалифицировал самовольный уход рабочих и служащих с этих предприятий как дезертирство и предусматривал жесткие меры наказания. Дела об этих преступлениях были подсудны военным трибуналам. Указом от 15 апреля 1943 г. все рабочие и служащие железнодорожного транспорта объявлялись на этап войны мобилизованными на железнодорожном транспорте. По ответственности за служебные преступления работники железнодорожного транспорта были приравнены к военнослужащим. Дела о совершенных ими преступлениях рассматривались в военных трибуналах железных дорог по законам военного времени. С 9 мая 1943 г. действие этого Указа распространялось на весь морской и речной транспорт.

Была также установлена уголовная ответственность: за уклонение от мобилизации на работы в производстве, на строительстве и в сельском хозяйстве; за распространение ложных слухов, порождаюших тревогу среди населения; за невыполнение колхозниками повышенного обязательного минимума трудодней.

Список используемой литературы

1. Закон СССР от 16.08.1938 "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик".

2. Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 "Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий".

3. Приказ Наркомата юстиции от 29 июня 1941 г. N 106 "О перестройке работы судебных органов и органов юстиции на военный лад".

4. Приказ Наркома обороны N 227 от 28 июля 1942 г.

5. Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК 1936г., № 283.6. Ведомости Верховного Совета СССР, 1938г. № 11.7. СУ РСФСР 1923г. № 7, ст. 106.8. СЗ СССР 1926г., № 57, ст. 413.9. Стецовский Ю.И. Судебная власть. М.: Дело, 1999.

10. Муранов А.И. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. 11. Война и правосудие // Человек и закон. 1990. N 6.

12. Петухов Н.А. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. 13. Соколов Б.В. Оккупация. М., 2002. 14. Смыкалин А. Указ. соч. 15. Семиряга М.И. Коллаборационизм: природа, типология и проявление в годы Второй мировой войны. М., 2000. 16. Кожевников М.В. История советского суда. 1917 - 1956 гг. М., 1957. 17. Куликов В.В. Правосудие в СССР в военные годы // Советское государство и право. 1975. N 5.

18. Никифоров В. И. «Дознание в вооруженных силах СССР и его особенности».

19. http://www.history-ryazan.ru/node/7653 История Рязанского края: Тюремная система в годы Великой Отечественной войны.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.