p align="left">Установление субъекта, на этапе проверки, не входит в задачу данной стадии и не является обязательным, однако его установление способствует установлению субъективной стороны. К данному признаку состава, как известно, относятся вина (умысел или неосторожность), мотив, цель. Наличие в деянии вины в форме умысла или неосторожности служит основанием для разграничения составов, связанных с причинением вреда здоровью, а также преступного деяния от непреступного. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, при наличии умысла, деяние будет квалифицированно по ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), а при наличии в действиях лица признаков неосторожности по ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Неосторожное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью не образует состава преступления и, соответственно, не влечет за собой уголовной ответственности. В подобных ситуациях установить форму вины возможно по внешним проявлениям субъективной стороны ? по характеру деяния и его последствиям, т.к. субъективное в преступлении всегда находит свое выражение в объективном. Об умышленном нанесении вреда здоровью могут свидетельствовать характер и расположение телесных повреждений. Однако полные данные о лице, совершившем преступление, форме его вины и других признаках субъективной стороны преступления устанавливаются не в стадии возбуждения уголовного дела, а на предварительном расследовании. Установление вины представляет собой одну из самых сложных задач предварительной проверки в случаях, когда лицо, причинившее вред здоровью, не установлено. Первичную информацию о преступном деянии следователь, а также должностное лицо органа дознания, может получить от заявителя. Информация, содержащаяся в заявлениях, составляемых гражданами собственноручно, как правило, не дает полного представления о характере совершенного преступления, не позволяет определить его признаки. Происходит это в силу юридической неграмотности заявителей. Например, авторы многих заявлений и сообщений, приводя данные о преступлении, не указывают, откуда получены эти сведения, не ссылаются на конкретные источники информации. Проверка таких заявлений, как правило, состоит в получении объяснений от заявителя. В других случаях сама личность заявителя (например, странности в поведении, изложении событий в заявлении) может вызвать сомнения в достоверности приведенных данных, что и обусловливает большую часть проверок. В значительной мере сомнения устраняются при личной беседе с заявителем, ознакомлении с его анкетными данными. Предупреждением поступления заявлений о вымышленных преступлениях служит своевременное разъяснение заявителю возможности его привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложный донос11 См.: ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25.. Не обязательно в случае сомнений в достоверности информации, содержащейся в заявлении или сообщении, проверять ее всю. В некоторых случаях достаточно проверить только часть информации и при ее подтверждении принять решение по заявлению или сообщению в целом. Первичная информация о степени тяжести вреда здоровью может быть получена следователем из сообщений и заявлений, но, как правило, она не является достаточной. Более полная и достоверная информация должна быть получена в рамках медицинского освидетельствования, которое призвано определить степень тяжести вреда здоровью. Медицинское освидетельствование производится по направлению органа расследования медицинским учреждением по «правилам судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений», утвержденным приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 120811 См.: приказ Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208 «Об утверждении Правил судебно-медицинского определения телесных повреждений»., а также в соответствии с приказом Минздрава № 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы»22 См.: приказ Минздрава РФ от 24 апреля 2003 г. № 161 «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы». и не относится к следственным действиям. Сведения о последствии преступного деяния возможно получить с помощью истребования необходимых материалов. Истребование необходимых материалов ? это запросы в организации, учреждения и предприятия о направлении в орган расследования справок, актов, копий или оригиналов документов. Истребоваться также могут различные предметы и образцы. Количество истребуемых материалов также должно соответствовать задачам и целям проверки. Условно их можно подразделить на группы: 1) непосредственно связанные с преступным событием; 2) устанавливающие обстоятельства, содержащиеся в заявлении или сообщении; Материалы могут быть получены в копиях и оригиналах. При получении копии сотрудник, осуществляющий проверку, вправе истребовать оригинал. Если интересующие материалы получены быть не могут, лицо, производящее проверку, знакомится с ними по месту нахождения. В случае причинения телесных повреждений гражданам истребуются справки о причинении вреда здоровью, выписки из истории болезни, одежда, в которой в момент нападения находился потерпевший и иные вещи и документы которые могут дать информацию о совершенном деянии и его последствии. Данные об умысле могут быть получены из объяснений. Получение объяснений ? основное и самое распространенное средство проверки информации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, встречалось в 80 % изученных дел. Как правило, их необходимо получить у очевидцев, заявителей, правонарушителей, а также у пострадавшего, если он не является заявителем. У правонарушителей объяснения следует получать только тогда, когда нет опасений, что они могут скрыться или воспрепятствовать следствию. В противном случае информацию необходимо добыть из других источников. До получения объяснений сотрудник, осуществляющий проверку, должен наметить вопросы, чтобы получить от лица, дающего объяснения, необходимую для проверки заявления и сообщения информацию. Обязательно выясняется, в каких отношениях находится лицо, дающее объяснения, с заявителем и правонарушителем. Это необходимо для более критического отношения к объяснениям, поскольку в них могут быть сообщены необъективные или ложные сведения. Объяснения должны содержать самую необходимую и достаточную информацию для принятия одного из предусмотренных законом решений. Иные сведения могут быть получены при повторном получении объяснений или его допросе при производстве расследования11 См.: Химичева Г.П. Рассмотрение милицией заявлений и сообщений о преступлении. М., 1997. С. 77.. Лица, дающие объяснения, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний не предупреждаются. Это возможно только после возбуждения уголовного дела. С помощью получения объяснений возможно получение сведений различного характера, по всем интересующим следователя на данном этапе вопросам. Еще одним важным средством предварительной проверки сообщений и заявлений о причинении вреда здоровью является осмотр места происшествия. В соответствии со ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр может быть произведен до возбуждения уголовного дела (в рамках проверки сообщения о преступлении). Основываясь на положениях УПК РФ, Инструкция № 334 от 1996 года См.: приказ МВД России от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений». предписывает, что для более оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлении создается дежурная следственно-оперативная группа. В ее задачи, в том числе, входит производство осмотра места происшествия в рамках предварительной проверки по поступившему сообщению о преступлении. Она формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Возглавляет её следователь. См.: ст. 1.4.1 приказа МВД России от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений». От того, насколько своевременно, методически верно и тщательно будет проведен осмотр места происшествия во многом зависит правильное решение вопроса о возбуждении уголовного дела, и даже окончательный результат расследования. Необходимо подчеркнуть, что закон допускает производство осмотра до возбуждения уголовного дела только на месте происшествия, потому осмотр местности, помещений, а также предметов и документов вне места происшествия в этой стадии уголовного процесса недопустим33 См.: Руденко Р.А. Возбуждение уголовных дел о преступлениях против личности. Свердловск, 1988. С. 34. . Возможно лишь изъятие предметов в ходе осмотра, а их осмотр только после возбуждения уголовного дела. К таким предметам могут относится орудия преступления, вещи со следами крови, и другие, имеющие отношение к событию преступления. Следует отметить, что данное следственное действие до возбуждения уголовных дел о причинении вреда здоровью проводилось менее чем в 50% случаев. В дальнейшем, в ходе расследования, путем проведения иных следственных действий приходится моделировать обстановку преступления, чтобы определить механизм его совершения. В ходе осмотра места происшествия можно обнаружить следы, свидетельствующие о том, что причинение вреда здоровью имело место, ведь зачастую преступник их не маскирует, не пытается скрыть. Во всех ситуациях, связанных с причинением вреда здоровью, прослеживается определенный механизм следообразования в результате контактов орудий преступления с телами причинившего телесные повреждения и потерпевшего, их одеждой, с предметами на месте происшествия или там, где орудие находилось до и после преступления. Следы, возникающие при совершении преступления данного вида -- это телесные повреждения, кровь, дефекты одежды, микроследы (наложения, включения, наслоения, отслоения, внедрения), повреждения на предметах в виде проколов, царапин, отщепов и т. п., следы пребывания людей на месте происшествия: следы ног, рук, частей тела (статические и динамические), оставленные или унесенные предметы11 См.: Буданова В.С. Расследование причинений телесных повреждений. Ленинград, 1989. С. 23.. Проанализировав полученные данные, сотрудник милиции, проводивший осмотр, обязан сделать вывод о наличии или отсутствии признаков преступления. Таким образом, в ходе осмотра места происшествия может быть получена достаточная информация для принятия по заявлению или сообщению законного и обоснованного решения. В некоторых случаях осуществить проверку процессуальными средствами не представляется возможным, в таких случаях проверка производится путем принятия оперативно-розыскных мер. Итог проверки -- результаты оперативно-розыскных мероприятий. Они представляются органу дознания, следователю или в суд и в соответствии с Федеральным законом «Об ОРД»11 См.: ч. 2 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 16., а также инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Результаты оперативно-розыскной деятельности «могут служить основанием для возбуждения уголовного дела». Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность22 См.: ст. 11 федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 16.. Одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий закон называет ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела33 См.: ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 16.. Проверка в соответствии со ст. 144 УПК РФ не является самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако именно в ходе этой проверки в органы следствия, дознания, прокуратуры, поступают сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. А это является самостоятельным основанием для проведения, например, прослушивания телефонных переговоров и других оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в ходе доследственной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ данные мероприятия могут проводится по вышеуказанному основанию11 См.: Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия. Санкт-Петербург, 2004. С.65.. Информация, полученная в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий должна дополнять информацию, полученную гласным путем. В ней могут находить свое отражение сведения о личности преступника и потерпевшего, обстоятельства совершенного деяния: его место, время, способ причинения вреда здоровью. Также в ходе оперативно-розыскных мероприятий могут быть установлены дополнительные свидетели и очевидцы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|