на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Ответственность нанимателей за нарушение трудового законодательства Республике Беларусь
p align="left">Законом установлено, что размер морального вреда определяется судом. На практике определение размеров денежных сумм, подлежащих взысканию в возмещение морального вреда, представляет большую сложность. Закон не содержит каких-либо критериев, по которым определяются эти размеры, не содержит таких критериев и постановление Пленума от 28.09.2000г. [14]. Решение этого вопроса полностью передано на усмотрение суда. Размер подлежащих взысканию сумм должен зависеть от конкретных обстоятельств, которые должны быть оценены и учтены.

Хотя включение в Трудовой кодекс положений о праве на возмещение морального вреда при нарушении трудовых прав работников является прогрессом в регулировании защиты прав работников, однако, положения ст. 246 Трудового кодекса Республики Беларусь ограничивают по сравнению со ст. 60 Конституции право на взыскание морального вреда в других, не указанных в этой статье случаях, например, при незаконном наложении дисциплинарного взыскания.

Следует отметить, что в Российской Федерации перечень нарушений трудовых прав, влекущих возмещение морального вреда, гораздо шире. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» такими нарушениями являются: незаконное увольнение, незаконный перевод на другую работу, незаконное применение дисциплинарного взыскания, незаконный отказ в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.п. [13]. Поэтому представляется, что исходя из конституционных положений, гражданин вправе требовать возмещения морального вреда и при нарушении его других трудовых прав, являющихся неимущественными правами. К таким правам следует отнести право на надлежащие условия труда, право на отдых, право на деловую репутацию, право на недопущение дискриминации др. Так, право на деловую репутацию может быть нарушено в результате незаконного применения дисциплинарного взыскания. Наложение дисциплинарного взыскания умаляет деловую репутацию работника, его достоинство, что может повлечь за собой нравственные страдания и переживания [40, с.39].

Следует отметить также некорректную формулировку ст. 246 Трудового кодекса Республики Беларусь относительно случаев возможности взыскания морального вреда. Такими основаниями для возмещения морального вреда являются: увольнение без законного основания, увольнение с нарушением установленного порядка, незаконный перевод на другую работу. Из перечисленных оснований увольнение с нарушением установленного порядка не всегда является основанием для восстановления работника на работе. Например, неуведомление соответствующего профсоюза в двухнедельный срок о предстоящем увольнении, неуведомление работника в двухмесячный срок о предстоящем его высвобождении являются нарушением установленного порядка увольнения, однако такие нарушения не влекут восстановление работника на работе. В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001г. N 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» [12] при несоблюдении установленного законодательством срока уведомления (предупреждения) профсоюза, иного органа или работника о прекращении трудового договора (в частности, ч. 3 ст. 32, ч. 3 ст. 43, ч. 1 ст. 46 Трудового кодекса Республики Беларусь) если работник не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока уведомления или предупреждения. За период, на который продлен трудовой договор в связи с изменением даты увольнения, работнику взыскивается средний заработок по правилам, установленным ст. 244 Трудового кодекса Республики Беларусь. Следует ли в таком случае взыскивать возмещение морального вреда, если иск о восстановлении на работе не удовлетворяется, поскольку увольнение не признано незаконным? Представляется, что моральный вред подлежит возмещению при нарушении установленного порядка увольнения, если такое нарушение влечет признание увольнения незаконным и вынесение решения о восстановлении на работе.

2.2 Административная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде

В Республике Беларусь 21 апреля 2003г. был принят новый Кодекс об административных правонарушениях, который более подробно по сравнению с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь 1984г. конкретизирует административные правонарушения в сфере труда. Он вступил в силу с 01.03.2007г. В нем предусмотрено несколько составов правонарушений в сфере труда, за которые установлена соответствующая административная ответственность. Так, новым Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена ответственность за следующие правонарушения в сфере труда:

несоздание нанимателем рабочих мест для трудоустройства лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью;

несоздание нанимателем рабочего места для трудоустройства работника, получившего инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве, повлекшее расторжение с ним трудового договора;

неуведомление органов государственной службы занятости, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий);

необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони;

отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу выпускника учебного заведения, получившего направление на работу, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным;

нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение;

непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;

неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража;

действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке;

нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы;

незаконное привлечение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к ответственности;

непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения [6].

Перечень нарушений законодательства о труде не закрыт. Статья 9.19 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривает возможность административной ответственности за иные нарушения законодательства о труде, не перечисленные выше.

Новым Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь значительно увеличены размеры штрафа за нарушение законодательства о труде. Причем, если по Кодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь 1984г. к административной ответственности можно было привлечь только физическое лицо - должностное лицо нанимателя, то новый Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривает привлечение к административной ответственности как должностное нанимателя, так и само юридическое лицо.

В настоящее время административная ответственность за нарушение законодательства о труде предусмотрена не только Кодексом об административных правонарушениях, но и рядом других нормативных правовых актов.

Так, Декретом Президента Республики Беларусь N 29 от 26.07.1999г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» установлена административная ответственность должностных лиц нанимателя за незаконное привлечение работника к ответственности. Такое нарушение влечет наложение на должностных лиц штрафа в размере до 100 базовых величин. Протоколы по таким делам об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными органов департамента государственной инспекции труда. Рассмотрение дел об этих административных правонарушениях осуществляется судом (п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь N 29 от 26.07.1999г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины») [9].

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1993г. N 664 департаменту государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты предоставлено право применять к нанимателям следующие санкции:

за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, по внедрению средств и технологий, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и стандартов по охране труда, - предупреждение или штраф в размере от 2 до 6 базовых величин;

за нарушение правил по охране труда, повлекшие причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом, - штраф в размере от 6 до 300 базовых величин;

за незаконное расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, женщиной, имеющей детей в возрасте до трех лет, одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), и с другими работниками, которым в соответствии с законодательством предоставлены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя, а также за выплату заработной платы в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством, и нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы - штраф в размере от 20 до 50 базовых величин;

за нарушение порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при осуществлении оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, - штраф в размере от 50 до 100 базовых величин;

за односторонний отказ нанимателя от ведения коллективных переговоров, массовое (более пяти работников) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя без законных оснований либо неисполнение нанимателем решения суда о восстановлении на работе - штраф в размере от 50 до 100 базовых величин;

за противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов, осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний инспекторов - штраф в размере от 5 до 50 базовых величин;

за другие нарушения законодательства о труде - предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 базовых величин [11].

Указанные выше санкции к нанимателям вправе применять:

директор департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты - главный государственный инспектор труда Республики Беларусь и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов, государственные инспекторы труда.

2.3 Уголовная ответственность нанимателей за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотрена статьями 199, 301-308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь [4].

Необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет (ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Изначально в ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь было объединено два состава, которые предусматривались в статьях 134 и 136 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960г., но признаки их объективной стороны были существенно скорректированы. В первоначальной редакции данной статьи ее составляли деяния в альтернативных формах:

- необоснованные отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности;

- заведомо незаконное увольнение лица с работы;

- иное умышленное нарушение законодательства о труде повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина.

С целью защиты трудовых прав граждан Законом от 22.07.2003г. [7] скорректирована норма ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о труде. С одной стороны, сужены признаки объективной стороны этого преступления: исключено «иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина (частичная декриминализация), с другой - повышена ответственность за совершение этого преступления путем введения в санкцию ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь лишения свободы на срок до трех лет, которое ранее в ней не предусматривалось.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.