на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Ответы на вопросы контрольной работы по праву
p align="left">о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Беларуси.

Предложения о проверке конституционности акта вправе вносить в Конституционный Суд Президент, Палата представителей Национального собрания, Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров. Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта. В то же время граждане вправе непосредственно инициировать вынесение решений на основании норм части четвертой статьи 122 Конституции, а суды - в порядке части второй статьи 112 Конституции.

Конституционный Суд в соответствии со статьями 40, 116 (часть первая) и 122 (часть четвертая) Конституции, устанавливающими, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а также в судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения об устранении противоречий или пробелов в законодательстве.

Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совет Министров и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются конституционность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативных актов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции. При этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом.

В связи с тем что Конституционным Судом проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой либо более низкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

Принимая заключения и иные решения, имеющие обязательный характер, Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы страны, на формирование национального законодательства и на правоприменительную деятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положения международных правовых актов.

Основываясь на изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту и палатам Парламента страны послания о состоянии конституционной законности в республике.

3. Система права и система законодательства РБ.

Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм.

Традиционно структура или система современного права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания и фактически создается государством.

Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Практическая ценность норм права состоит в их множественности и взаимодействии.
Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейное право, гражданское право и т.д.

Отрасль права обладает внутренней структурой и также системна, поскольку состоит из норм права в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотрасли права.

Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих вид или определенную сторону общественных отношений. Например, в конституционном праве существует институт парламентаризма, гражданства, президентства, в трудовом праве - охраны труда, заработной платы, времени отдыха, рабочего времени и т.д.

Подотрасль права регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. В гражданском праве выделяют подотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве - водного и горного права. Подотрасль права необязательный элемент системы права, в некоторых отраслях подотраслей не выделяют.

Все отрасли права объединяются в подсистемы материального и процессуального права. Материальное право регулирует содержательную сторону общественных отношений и включает в себя административное, гражданское, финансовое и другие отрасли права. Нормы этих отраслей права непосредственно регулируют соответственно управленческие, имущественные, кредитно-денежные отношения. Процессуальное право регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права и охватывает гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право и т.д.

В систему права включается также две подсистемы публичного и частного права.

Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены или дополнены участникам правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли и т.д.

Частное право опосредствует отношения “горизонтального” типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены и не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие отрасли и институты права.

Публичное право охватывает своим регулированием отношения в сфере государственной власти, где одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов. Оно включает в себя конституционное, административное, финансовое, арбитражное, муниципальное право. Предметом этого комплекса отраслей являются общественные отношения выражающие общие (публичные) интересы.

Частное право регулирует общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных, юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. В состав частного права входит гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое право.

Разделение права на публичное и частное носит условный характер. Государство все активнее вторгается в регулирование цен, налогов, запретов, лицензирования, квотирования, предоставления льгот, т.е. частная жизнь теряет свой автономный характер, поскольку в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагивается и публичный интерес. С другой стороны все более публичный интерес складывается из частных интересов свободных, автономных собственников, все более ориентируется на них.

Система права затрагивает также проблемы соотношения национального и международного права. Международное право - это правовая система, регулирующая отношения между государствами, а также между иностранным государством и гражданином и между гражданами разных государств. Существует два типа соотношения норм международного и национального права. В первом случае общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства входят в систему его национального права, причем приоритет отдается нормам международного права (Российская Федерация, ФРГ). В другом случае государство признает приоритет общепризнанным принципом международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции этого государства (Республика Беларусь).

Отрасли права Республики Беларусь Шишко Г.Б. Основы права. - Мн.: «Амалфея», 1998, стр. 212.

Конституционное (государственное) право определяет:

* основы государственного и общественного строя;

* правовое положение личности;

* систему органов государственной власти;

* государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.

Административное право содержит нормы, которые регулируют:

* деятельность исполнительно-распорядительных органов государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления);

* правовое положение государственной службы;

* административную ответственность.

Финансовое право регулирует:

* отношения по сбору налогов;

* формированию государственного бюджета;

* расходованию государственных средств, их распределению и т.п.

Гражданское право регулирует:

* имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования и т.п.);

* некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).

Семейное право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно-семейных отношений.

Земельное право регулирует владение, пользование распоряжение землей.

Экологическое право регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и животный мир, недра) и природопользование.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.