p align="left">После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее - Европейский суд), для российской правовой системы приобрел огромное значение учет прецедентной практики этого Суда. Его постановления толкуют нормы Конвенции и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации имеют для нашей правовой системы такое же значение, как и решения российских высших судов - Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного. Граждане России, так же как граждане других стран, входящих в Совет Европы, приобрели с этого времени право на обращение с жалобами в Европейский суд по правам человека. Для обращения в этот Суд гражданам России достаточно было обжаловать решение суда в кассационном порядке, чтобы исчерпать все эффективные внутригосударственные средства правовой защиты, несмотря на то что ГПК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 23. Ст.407. предусматривал еще одну возможность обжалования судебных решений, определений и постановлений - надзорное производство. Пересмотр дел в порядке надзора, однако, не являлся с точки зрения Европейского суда, эффективным средством правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, поскольку граждане не могли лично возбудить надзорное производство и оно не являлось обязательной частью производства по делу См., например, решение Европейского суда о приемлемости по делу Tumilovich v. Russia от 22 июня 1999 года; Pitkevich v. Russia от 8 февраля 2001 г.; Kucherenko v. Ukraine от 4 мая 1999 г.. К тому же отсутствие сроков для возбуждения надзорного производства создавало ситуацию правовой неопределенности, которая могла растянуться на несколько лет и сводила на нет правило шести месяцев, установленное для подачи заявления в Европейский суд. Кроме того, Европейский суд по правам человека усмотрел в отмене надзорной инстанцией установленного судом права нарушение прав человека на «справедливое судебное разбирательство», гарантированное ст. 6 Европейской конвенции. По его мнению См.: Постановление Большой Палаты Европейского суда по делу Brumarescu v. Romania от 28 октября 1999 г.; Постановление Европейского суда по делу Ryabykh v. Russia от 24 июля 2003 г.; по делу Sovtransavto Holding v. Ukraine от 25 июля 2002 г.; решение Европейского суда о приемлемости по делу Berdzenishvili v. Russia от 29 января 2004 г., пересмотр дела в порядке надзора нарушает принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено (res judicata - принцип недопустимости повторного рассмотрения окончательно решенного дела). Данный принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданны, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. Право стороны в процессе на судебное разбирательство было бы иллюзорным, если бы в правовой системе было бы закреплено, что окончательное, имеющее обязательную юридическую силу судебное постановление могло бы быть отменено вышестоящим судом по заявлению государственного должностного лица См.: Постановление Европейского суда по делу Hornsby v. Greece от 19 марта 1997 г., по делу Burdov v. Russia от 7 мая 2002 года, решение Европейского суда о приемлемости по делу Shestakov v. Russia от 18 июня 2002 г.. Во многом благодаря всему этому, существование надзорной инстанции было отменено либо сильно изменено во многих странах. Например, в Грузии, Армении, Азербайджане, на Украине законодатель отказался от надзорного производства и закрепил в ГПК две традиционные для европейских стран формы обжалования судебных постановлений: апелляцию и кассацию Борисова Е.А. Производство по проверке судебных постановлений в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессе // Законодательство. 2003. N 9, 10. С.12.. В Республике Беларусь и в Казахстане надзорное производство, возбуждаемое по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, было сохранено. Однако в нормы, регулирующие порядок обжалования, были внесены существенные изменения Там же.. В 2002 г. был принят новый Гражданский процессуальный кодекс РФ, предусмотревший ряд изменений в надзорном производстве. Так, например, были урегулированы порядок обращения в надзорную инстанцию и порядок рассмотрения надзорных жалоб и представлений. В связи с чем, как справедливо отмечает профессор В.В. Ярков, «процедура возбуждения дел в порядке надзора на основе решения судьи стала более прозрачной» Ярков В.В. Основные правовые институты АПК и ГПК РФ. Все познается в сравнении // ЭЖ-Юрист. 2003. N 4. С. 7.. Итак, история института проверки судебных постановлений свидетельствует, что в силу динамичности общественных отношений и преобразований государства и, как следствие, нестабильности законодательства постоянно существует потребность в институте, который способствует укреплению законности и формирует единообразную судебную практику в целях защиты нарушенных прав и законных интересов всех субъектов правоотношений. Высказанная в дореволюционной России мысль о необходимости существования нескольких судебных инстанций попрежнему актуальна. Российское государство с самого начала своего существования одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые отношения. Институт пересмотра дел в порядке судебного надзора прошел сложный путь своего развития. ГПК РФ, не отказываясь от преимуществ прежнего порядка, предусмотрел во многом существенно новый институт производства в суде надзорной инстанции и внес ряд изменений в надзорное производство. Однако все проблемы в надзорном производстве до сих пор не решены. 1.2 Сущность судебного надзораГражданский процессуальный кодекс РСФСР Гражданский процессуальный кодекс РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - N23. -Ст.407. описывал достаточно сложную правовую конструкцию, отвечавшую за производство в надзорной инстанции: вступившие в законную силу решения, определения и постановления всех нижестоящих судов пересматривались в порядке судебного надзора только по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, круг которых был строго определен. При этом процедура проверки данными должностными лицами материалов дела перед обращением таковых с надзорными протестами процессуальным законом никак не регламентировалась. В условиях новых экономических и правовых отношений также вызывало нарекание отсутствие каких-либо ограничений срока, в рамках которого возможно было бы принести надзорный протест, что провоцировало нестабильность цивилистических прав и обязанностей, ранее урегулированных посредством постановлений нижестоящих судебных органов. На данные и некоторые другие аспекты особое внимание обратил Европейский Суд по правам человека в постановлении от 24 июля 2003 г. «Рябых против России» Постановление Европейского суда по делу Ryabykh v. Russia от 24 июля 2003 г. // СПС «Консультант плюс»., когда рассмотрел вопрос о соответствии отдельных статей ГПК РСФСР Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514.. В результате возникли многочисленные споры о целесообразности существования института судебного надзора. После долгих дискуссий в новом ГПК РФ все же была закреплена гл. 41 «Производство в суде надзорной инстанции», имеющая определенные новшества, связанные с использованием неизвестных ранее на законодательном уровне правовых процессуальных механизмов и юридического инструментария. Единого определения понятия судебного надзора в юридической науке не сложилось. Так, М. Л. Викут определяет пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу как специфическую стадию гражданского судопроизводства, которая не связана с пересмотром судебных решений и определений в апелляционном или кассационном порядке Гражданский процесс России. Учебник / Под редакцией доктора юридических наук, профессора МЛ. Викут. М., 2005. С.322.. Пересмотр в порядке надзора определяется М.К. Треушниковым также как стадия процесса. Его определение более детально: «Пересмотр в порядке надзора представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу». Гражданский процесс : учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ. М., 2007. С. 289. А.Г. Коваленко Гражданский процесс: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. А.Г. Коваленко, д.ю.н. проф. А.А. Мохова, д.ю.н., проф. П.М. Филиппова. М., 2008. С.114. в определении понятия пересмотра в порядке надзора делает акцент на то, что в стадии пересмотра вступивших в законную силу решений могут быть пересмотрены решения и определения всех судов Российской Федерации, за исключением Президиума Верховного Суда РФ. Иначе трактует судебный надзор В.В. Ярков Ярков В.В. Гражданский процесс: учебник для вузов. М., 2006. С. 446.. Он утверждает, что судебный надзор - это функция суда, а не стадия процесса, как указано в приведенных выше определениях, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в силу постановлений нижестоящих судов, исправление их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с целью обеспечения строгой законности правосудия. Ст. 46 Конституции РФ Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. №237. и ст. 3 ГПК РФ содержат положения, согласно которым каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Одной из гарантий судебной защиты является, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются: правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Для выполнения поставленных задач главным направлением в деятельности судебных органов является повышение эффективности отправления правосудия. Залогом эффективного отправления правосудия по гражданским делам является четкая и безукоризненная работа всех звеньев судебной системы, соответствующая всем требованиям законодательства Российской Федерации. Городские (районные) суды, а также мировые судьи при рассмотрении гражданских дел в большинстве случаев выносят законные решения, восстанавливая нарушенные права граждан и организаций, обратившихся к ним за судебной защитой. Но при осуществлении правосудия суды, рассматривающие дела по первой инстанции еще допускают нарушения норм права (как материального, так и процессуального), не всегда применяют все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и других лиц, участвующих в деле. Более того, даже кассационная инстанция, которая, как правило, успешно справляется с функциями судебного контроля по отношению к судебным актам городских (районных) судов, а апелляционная инстанция по отношению к судебным актам мировых судей, время от времени не только не замечают ошибки нижестоящих судов, но и сами иногда допускают отступления от закона. Каждое гражданское дело, имеющееся в суде, должно быть рассмотрено в точном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и в строго установленный срок. Однако судебная деятельность, как и любой другой вид деятельности, к сожалению, имеет негативные отклонения от установленных правил которые можно условно именовать судебными ошибками. Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Как указывает В.В. Ярков Ярков В.В. Гражданский процесс: учебник для вузов. М., 2006. С 456., судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов. Во-первых, провозглашенный конституционным принцип законности обусловливал необходимость аннулирования таких актов правосудия, которые хотя и вступили в силу, но существенно противоречили закону.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|