на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Плата за природопользование
p align="left">Таким образом, закрепление рассмотренного метода экономического регулирования относится к несомненным достоинствам ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». Однако при постановке проблемы введения государственной поддержки данных видов деятельности, а именно предоставление налоговых и иных льгот, необходимо определиться на законодательном уровне, что под ними следует понимать.

В качестве экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды статьей 14 Закона закреплено возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. Определение "вреда окружающей среде" дано в ст. 1 Федерального закона: "Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов". На практике установить факт негативного изменения окружающей среды возможно только путем экспертной оценки, поскольку категории "негативное изменение окружающей среды", "деградация", "истощение" являются оценочными и требуют уточнения и конкретизации в каждом случае.

Институт возмещения вреда рассматривается в экологическом законодательстве как механизм имущественной, т.е. гражданско-правовой ответственности за нарушение требований экологического законодательства.

§ 2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду как метод экономического регулирования

Основными нормативно-правовыми актами в сфере взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

1) Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ);

2) постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";

3) постановление Правительства РФ от 12 июля 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Отдельные виды платы регулируются также следующими актами:

1) Федеральным законом от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

2) Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

3) постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и др.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду объединяет собой несколько платежей, взимаемых за различные виды вредного воздействия. Закон предусматривает следующие виды:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Данное постановление содержит достаточное количество нормативных предписаний для вычленения объекта платежа, базы и порядка исчисления, а также для определения круга плательщиков.

Плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи).

Объект платежа - виды вредного воздействия на окружающую природную среду, а именно:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Указание постановления Правительства РФ на другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) как объект платежа всего лишь дублирует соответствующие положения законодательства; порядок исчисления и ставки для иных видов воздействия не установлены.

База исчисления определяется отдельно для трех видов платы:

- за размещение отходов в пределах допустимых нормативов;

- за размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

- за сверхлимитное размещение отходов.

Соответственно, порядок исчисления платы также дифференцирован в зависимости от вида платежа, а именно:

- плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые объемы размещения отходов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;

- плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами размещения отходов;

- плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов размещения отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Следует обратить особое внимание, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в данном случае исчисляется в порядке, аналогичном исчислению платы за сверхлимитное загрязнение.

Ставки обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

В пункте 1 Письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года № 04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» сказано: «В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного вредного воздействия", осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления».

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие негативное воздействие.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В Письме Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года № 04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» указывается, что плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с Приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и от 24.11.2005 № 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).

На основании вышеизложенного, организация, имеющая передвижной объект негативного воздействия, становится на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Ростехнадзора (по месту государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - по месту регистрации владельца передвижного объекта).

Плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном Приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. № 182 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".

В отношении отходов, образованных арендатором, для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов. Вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами. Если такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами, то следует руководствоваться Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

В случае если отходы, согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего.

Расчет платы за размещение отходов зависит от объема отходов и класса опасности и не зависит от количества работников и арендуемой площади. Иные платежи, рассчитываемые арендодателем помещения, к плате за негативное воздействие не относятся. При этом арендатор вправе самостоятельно исполнять обязанности плательщика и соответственно самостоятельно производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды либо обратив данные отходы в собственность, или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, осуществляя размещение от своего имени и за свой счет.

О проблеме возмещения вреда, наносимого природной среде в результате ее загрязнения отходами. говорилось в рекомендациях прошедших в СФ парламентских слушаний "О состоянии и проблемах правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления" в 2008 г. Как подчеркнул, выступая на слушаниях, председатель комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, необходимо разработать механизмы компенсации за негативное воздействие на окружающую среду, страхования экологических рисков и ответственности за загрязнение окружающей среды отходами, стимулирования внедрения наилучших технологий. Государственная политика в области обращения с отходами, по его мнению, остается малоэффективной, отсутствуют долгосрочные программы в этой области. В Совете Федерации предлагают ускорить разработку, рассмотрение и принятие проектов федеральных законов "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и "Об обязательном экологическом страховании".

В заключение первой главы курсового исследования были сделаны следующие выводы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.