на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
p align="left">· проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих;

· создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы;

· формирование системы управления государственной службой. Российская газета.- М., от 23 ноября 2002.

Но, прежде всего в учебных планах и программах вузов, занимающихся подготовкой государственных служащих, необходимо ввести и утвердить в качестве новой комплексной учебной дисциплины предмет «государственное управление» как основной предмет, включающий и интегрирующий в себя элементы различных управленческих и социально-экономических знаний. Эти знания по итогам государственной аттестации должны быть взяты на вооружение нашими чиновниками не просто в качестве абстрактных сведений, а в виде установок на свою профессиональную служебную деятельность. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 492

На реализацию этих задач во многом направлена деятельность Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Идет дальнейшее развитие системы подведомственных учебных заведений. Заключены договоры о сотрудничестве между РАГС и Академией государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан, Башкирской Академией государственной службы при Президенте Республики Башкортостан, Коми республиканской Академией государственной службы и управления при Главе Республики Коми и другими вузами России.

Система профессионального обучения кадров для государственной службы, должна быть представлена:

Ш определенными образовательными программами, ориентированными на государственное управление (в частности, обязательными специализациями должны быть отдельные государственные направления: государственно-правовая, государственно-экономическая, государственно-финансовая и т.п.);

Ш специальными государственными стандартами по отдельным специализациям (государственный стандарт должен выражаться и в установлении объема часовой нагрузки и в определении содержания программ, связанного с новыми тенденциями государственного управления, и изучении накопленного опыта в данной сфере, и принципах методологического обеспечения учебных курсов);

Ш учебными учреждениями, получившими право на подготовку работников для государственно-публичного сектора (в основе признания за конкретным учебным учреждением особого статуса должен лежать принцип его тесной взаимосвязи с органами государственной власти, подчинения задачам государственной службы);

Ш органами управления в данной сфере. Научно - политический журнал «Государственная служба», Формирование кадрового состава государственной службы Российской Федерации, №5(37), 2005. - С. 77

Основные направления модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации в настоящее время предусматривает:

· разработку и введение новых стандартов образования, основанных на компетентностном подходе, обеспечение функциональной грамотности выпускников;

· внедрение на всех ступенях общего образования, системы объективной оценки качества обучения и преподавания;

· обеспечение гибкости организации высшего образования, возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;

· создание системы внешней оценки качества образования в сочетании с системой присвоения профессиональных квалификаций профессиональным сообществом. Научно - политический журнал «Государственная служба», Инновации в профессиональной подготовке государственных служащих, №2 (52), 2008. - С. 12

Поскольку задача совершенствования системы профессионального обучения и подготовки кадров для государственной службы, решение проблем связанных с системой профессионального обучения государственных служащих нашей страны до настоящего времени не получили достаточной всесторонней разработки, необходим тщательный анализ мирового опыта в области подготовки кадров для государственной службы, с целью её адаптации к российским условиям.

Исследуя международный опыт подготовки кадров для государственной службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреплен в соответствующих правовых документах. Обязательным условием для поступления на государственную службу является наличие базового образования и специальной профильной подготовки. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В.Пронкин, О.Е. Петрунина. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 64 Кроме того, для повышения профессиональных навыков в процессе карьеры роста государственный служащий регулярно должен посещать различные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить стажировки и т. д. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных странах, имеются существенные отличия позволяющие говорить о нескольких различных подходах к подготовке государственных служащих.

В первую очередь выделяют западноевропейскую и американскую системы подготовки специалистов. Безусловно, американские стандарты основывались па европейской традиции образования, однако исторические особенности развития североамериканских стран обусловили значительные отличия в американских стандартах профессионального высшего образования.

Следует отметить, что западноевропейские традиции образования имеют свои особенности, привнесенные адаптацией образовательных программ под местные политические и социально-экономические, а также культурные условия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейских подходах к подготовке специалистов государственной службы -- англосаксонском и французском. Для выстраивания целостной картины системы подготовки кадров для государственной службы за рубежом необходимо рассмотреть все три подхода: англосаксонский, французский и американский. Научно - политический журнал «Государственная служба», Программа подготовки кадров для государственной службы, №4(36), 2005. - С. 136

· Англосаксонский подход. Основоположником этого достаточно традиционного подхода к подготовке кадров для государственной службы является Великобритания. Однако в дальнейшем наибольший вклад в его развитие внесли немецкие ученые. Такие всемирно известные имена, как Лоренц фон Штейн, Роберт фон Моль, Макс Вебер надолго оставили за Германией пальму первенства в области определения научных и образовательных приоритетов при подготовке государственных служащих. В настоящее время англосаксонский подход активно используется наиболее динамично развивающимися в политической и социально-экономической сферах странами Севера Европы -- Швецией, Норвегией, Данией, Нидерландами.

Особенности подхода. Наиболее яркой является правовая доминанта в общей системе подготовки государственных служащих. Базовое образование для поступления на государственную службу должно было быть юридическим. В настоящее время ситуация изменилась. Однако чиновники, получившие профессиональное образование по методикам англосаксонского подхода, имеют традиционно сильную подготовку в правовой сфере.

В Великобритании и Германии, как и в большинстве других стран Европы и Америки, происходит реформирование государственной службы под влиянием глобализационных процессов. Качественная трансформация обязанностей госслужащих заключается в повышении значимости таких профессиональных характеристик, как умение самостоятельно принимать решения, управлять изменениями, проявлять лидерские качества. Система подготовки кадров также изменяется в соответствии с новыми требованиями.

Следует отметить, что развитие лидерских качеств, склонность к инновациям и творческому решению поставленных задач традиционно считались ключевыми элементами подготовки кадров для частного бизнеса. Что же касается государственных служащих, то от них требовалось, прежде всего, умение четко выполнять инструкции, следовать процедурам, строго подчиняться приказам вышестоящего начальства. Инициатива не поощрялась. Однако в современном мире сложившиеся стереотипы морально устарели, а слепое следование им стало крайне отрицательно сказываться на качестве принимаемых государственными служащими решений. Повышение эффективности работы госслужащих неразрывно связано с развитием междисциплинарного подхода к их образованию ориентированного на развитие у будущих чиновников системного мышления, коммуникабельности, умения работать в команде, самостоятельности и инициативности.

К примеру, в Великобритании в рамках формирования системы государственной службы были разработаны критерии оценки компетентности специалистов. Это создало мощный импульс положительной мотивации для постоянного совершенствования госслужащими профессиональных навыков, освоения новых знаний и эффективных методов работы. В рамках реформирования вопроса о присвоении следующего класса или повышении по службе уровень образования и профессиональной подготовки рассматривалась как один из решающих аргументов.

Существует ведущее учебное заведение, где обучается основная масса служащих среднего и высшего звена - Колледж государственной службы (Civil Services College), образованный в 1970 г. Занятия проводятся по программам подготовки будущих руководителей.

Следует особо подчеркнуть, что в Великобритании подготовка кадров считается одним из приоритетных направлений. Поэтому существует широкая система семинарских занятий, конференций и образовательных курсов, которые организуются различными министерствами и ведомствами, в уставе которых есть хотя бы отдаленное упоминание об ответственности за подготовку кадрового состава. Каждое ведомство разрабатывает свои программы подготовки кадрового резерва с учетом мониторинга потребностей в обучении персонала и планирования его дальнейшего применения. Содержание обучения и программы профессионального роста госслужащих формируются с учетом специфики функций и должности, занимаемой чиновником.

Таким образом, в Великобритании отсутствует единая централизованная система подготовки кадров для государственной службы, однако существует множество курсов, программ, семинаров с учетом индивидуального подхода к выбору образовательной программы. При всем разнообразии форм и методов обучения общими для них являются подготовка выпускной работы по проекту, теоретическая подготовка в учебном заведении, приобретение практического опыта.

В системе подготовки кадров для государственной службы в Великобритании можно выделить следующие факторы, которые могли бы быть полезными для российской практики:

Ш существование четких критериев оценки компетентности госслужащих создает огромный положительный стимул для повышения уровня образования и профессиональных навыков. Внедрение таких критериев в систему контроля качества выполняемой работы позволяет более четко формулировать обязанности госслужащих и обусловливает обязательность повышения уровня их профессионализма;

Ш содержание учебных программ отличается большой гибкостью, позволяя оперативно откликаться на цели и задачи текущей политической и социально-экономической ситуации.

Ш Тем не менее, можно выделить целый ряд ограничений, которые не позволяют взять английский вариант системы подготовки кадров для государственной службы в качестве образца для подражания.

Ш Во-первых, это ярко выраженная децентрализация образовательной системы и переподготовки государственных служащих. В России, наоборот, слишком развиты традиции централизации, чтобы надеяться на инициативы федеральных и, тем более, региональных и муниципальных ведомств в организации специальных образовательных семинаров и учебных программ. Кроме того, в Великобритании, при кажущемся многообразии программ подготовки государственных служащих, существует четкая система контроля качества полученного образования. В России это одна из главных проблем, еще только требующая своего решения.

Во-вторых, сильная правовая подготовка, традиционно отличающая англосаксонский подход, базируется на совершенно иной правовой традиции - прецедентном праве, что значительно усложняет процесс адаптации учебных программ к российским условиям.

Обратимся далее к опыту Германии. На протяжении довольно долгого времени эта страна оставалась законодательницей мод в области развития государственного управления как академической дисциплины.

В XIX веке на смену комплексному подходу к подготовки госслужащих пришел другой подход, ориентированный на получение обучаемыми узкопрофессиональных знаний. Слой всесторонне образованных чиновников практически исчез.

В настоящее время в немецких университетах возрождается традиция подготовки высококвалифицированных специалистов на базе широкого междисциплинарного подхода. Преобладание юридических дисциплин, что являлось отличительной чертой англосаксонского подход постепенно уступает место более сбалансированному варианту учебных программ.

В Германии получить образование можно в трех университетах. Две традиционные академические программы подготовки госслужащих существуют в университетах Потсдама и Констанца, программа подготовки аспирантов - в Высшей школе управленческих наук в г. Шпайере. Кроме того, существуют программы подготовки кадров для ЕС в Берлине, Гамбурге, Бонне и Саарбрюкене. Научно - политический журнал «Государственная служба», Программа подготовки кадров для государственной службы, №4(36), 2005. - С. 140

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.