Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам
Введение Основным мотивом, определившим выбор темы данной работы, явилось большое количество вопросов, возникающих в процессе правоприменительной деятельности в арбитражных судах России при определении подведомственности и подсудности экономических споров. Отсутствие четкого и однозначного правового регулирования в этой области права породило сегодня огромное количество ненормативных актов, разъясняющих и, тем или иным образом, толкующих арбитражный процессуальный закон. Рогожин Н.А. Арбитражный процесс - Курс лекций. - ЗАО «Юстицинформ», 2004. С. 23. Вопрос о разграничении подведомственности дел между судами различных ветвей судебной системы всегда являлся одним из наиболее сложных в курсе гражданского процессуального права и вызывает много проблем как в практике правоприменения, так и в теории, в то время как правильное решение вопроса о подведомственности дела является одной из предпосылок судебной защиты нарушенного права, поскольку нарушение правил о подведомственности дел, на какой бы стадии гражданского или арбитражного процесса оно не обнаружилось, влечет за собой в конечном счете необеспечение судебной защиты субъективного права, охраняемого законом интереса. Грось Л.А. Научно-практическое исследование влияния норм материального права на разрешение процессуально-правовых проблем в гражданском и арбитражном процессе. Хабаровск, 1999. С. 12. Целью моей работы является исследование института современного российского гражданского процессуального права как подведомственность и подсудность споров арбитражным судам. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи: - раскрыть основные критерии, определяющие подведомственность дел арбитражным судам; - изучить виды подсудности споров арбитражным судам; - выявить проблемы определения подведомственности дел; - обозначить проблемы, возникающие в судебной практике при применении правил АПК РФ о подсудности. 1. Подведомственность Каждый орган государства, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое строгое разграничение компетенции является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную работу всего государственного аппарата, в том числе и суда. Арбитражный суд выполняет особую государственную функцию: он осуществляет правосудие в сфере экономических отношений. Никакой другой орган государственной власти и никакой другой суд не может принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Процессуальные нормы о подведомственности устанавливают, какие споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Подведомственность определяет механизм, позволяющий через характеристику правовых споров и иных дел разграничить, распределить дела между различными органами, в том числе между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. М.: ООО «Городец-издат». 2003. С. 83. Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Основными критериями, определяющими подведомственность дел арбитражному суду, если иное не установлено законом или АПК, в совокупности являются: а) характер спорного правоотношения; б) субъектный состав участников спора. Характер спорного правоотношения определяется сущностью взаимоотношений спорящих сторон, а субъектный состав участников спора связывается с наличием определенного правового статуса. Однако экономическое содержание спора, характеризующее спорное правоотношение, может выступать в ряде случаев основным критерием подведомственности. Так, согласно п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. Вестник ВАС РФ. 2003. N 2. Субъектами споров, подведомственных арбитражному суду, согласно ч. 2 ст. 27 АПК могут быть: а) организации, являющиеся юридическими лицами; б) граждане - индивидуальные предприниматели; в) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица; г) образования, не имеющие статуса юридического лица; д) граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя; е) российские организации, граждане Российской Федерации, а также иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Характер спорного правоотношения как критерий подведомственности проявляется в том, что согласно АПК арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции самим АПК и другими федеральными законами. Арбитражный процесс/Отв. ред. проф. В.В. Ярков. Изд. Волтерс Клувер. 2004. С. 93. К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся две группы споров: 1) экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК); 2) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК). 1-я группа экономических споров рассматривается в порядке искового производства, к ней, в частности, относятся споры: о разногласиях по договору; об изменении или расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о возмещении убытков. 2-я группа экономических споров рассматривается в порядке административного судопроизводства, к ней, в частности, относятся споры: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из гражданских правоотношений, - об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК). Вышеуказанные категории споров относятся к общей подведомственности дел, отнесенных арбитражным судам, поскольку при решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов оба критерия (характер спорного правоотношения и субъектный состав участников спора) учитываются в совокупности Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. Г.А. Жилина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 70.. К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. 2-5 ч. 1 ст. 33 АПК: а) о создании, реорганизации и ликвидации организаций; б) об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; в) споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающими из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; г) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Несмотря на то, что производственные и потребительские кооперативы являются юридическими лицами, дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку указанные кооперативы не являются хозяйственными товариществами или обществами (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» Бюллетень ВС РФ. 2003. N 3.). |
Подведомственность дел арбитражному суду | | Общая подведомственность Критерии отнесения дел: 1) характер спорного правоотношения, 2) субъектный состав участников спора | Специальная подведомственность Критерии отнесения дел - прямое указание в законе | | |
2. Подсудность Подсудность - институт, регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения по первой инстанции. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. Г.А. Жилина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 96. Подсудность как институт процессуального права позволяет разграничить подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями системы арбитражных судом Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 119.. В арбитражном процессе в основном существует два вида подсудности - родовая и территориальная. Родовая подсудность позволяет в зависимости от категории спора разграничить компетенцию между арбитражными судами различных уровней. Критерием родовой подсудности является предмет спора. В основном все споры, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 34 АПК), за исключением тех дел, которые прямо отнесены к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, выступающего в данном случае в качестве суда первой инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 34 АПК в качестве суда первой инстанции ВАС РФ рассматривает дела: а) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; в) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и экономические споры между субъектами Российской Федерации. Территориальная подсудность является основой разграничения компетенции арбитражных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения спора. Территориальная подсудность согласно АПК может быть: а) общей; б) альтернативной; в) договорной; д) исключительной. Согласно правилу общей подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК). При этом местом нахождения организации, учреждения является место его государственной регистрации в качестве юридического лица, на что указывается в свидетельстве о государственной регистрации и учредительных документах. Правило общей подсудности применяется, когда не установлены иные правила определения подсудности. Арбитражный процесс/ Под ред. М.К. Трушникова. Изд. Городец, 2008. С. 118.
Страницы: 1, 2, 3
|