p align="left">Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом, который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ. Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3). Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.191 Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с Конституцией правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных в конкретных нормативных актах. Общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (кодексах, законах), подзаконных актах (указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ). Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты политических прав и свобод: юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах; система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования; система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями; развитие общественно-политической активности граждан; государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий; повышение правосознания и правовой культуры каждого; развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина. Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» Конституция РФ 1993 г. ст. 15, ч.1, что гарантирует использование конституционных положений при решении любых споров - в том числе и в судебных разбирательствах. Каким же образом осуществляется механизм реализации конституционных прав и свобод, и как осуществляются их юридические гарантии? Существует специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод: конституционно-судебный механизм - т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. № 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»); судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»); административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав - лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах; Международно-правовой механизм - возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) - международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право, и закрепляются гарантии на него в федеральных законах от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Деятельность этих организаций и объединений четко регламентируется, и устанавливаются правовые гарантии их существования. право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) - данное право принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О демонстрациях шествиях, и пикетирования». Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 Конституции РФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд. право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) - это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется, прежде всего, в избирательном праве граждан - право избирать и быть избранными. Для осуществления этого права необходим определенный статус личности - наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. - исходя из этих требований, могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме (Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» раскрывает конституционное положение об участии граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей. право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) - важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд Российской Федерации при нарушении конституционных прав и свобод. Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется «государственная защита прав и свобод» Конституция РФ 1993 г. ст. 45, ч.1, причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются: гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д.; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека (ст.46) - инструментом реализации данных прав является вся судебная система Российской Федерации, наличие в РФ международно-правового механизма защиты прав и свобод человека; гарантия охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, доступ правосудия и компенсация ущерба (ст.52), гарантия возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53), в соответствии с данными статьями государство берет на себя ответственность за все нарушения, злоупотребления властью. Положения данных статей взяты за основу законодательных и подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления данных гарантий. Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. ЗаключениеРоссийская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.Политические права и свободы нацелены на активное включение человека в жизнь страны, управление её делами. Эти права и свободы создают условия для укрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры широких слоев населения. Вместе с тем политические права и свободы человека развиваются не в отрыве, а на фоне иных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей. Для государства, общества значимость конституционного закрепления политических прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового. Поэтому политические права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования. Конституционное закрепление политических прав и свобод в России имеет ещё и то значение, что, хотя в прошлом они широко декларировались и даже служили украшением советской власти, их реализация была затруднена. Отсутствие альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппарата в определении состава Советов искажали смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась. В таких условиях политические права и свободы были иллюзорными и на практике способствовали не сближению, а отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие к демократическим институтам. Права и свободы не принесут своего результата, при господстве своеволия, эгоизма, несоблюдения закона. Таким образом, политические права и свободы граждан можно рассматривать в качестве обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. с. - (Кодексы и законы России). 2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» 3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» 4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» 6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» 7. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» 8. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-01 «О милиции» 9. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» 10. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности» 11. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» 12. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 13. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» 14. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» 15. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 16. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 17. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» 18. Федеральный закон от 17.01.2002 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 19. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» 20. Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 21. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. - М.: Общество «Знание» России, 1995. - 252 с. 22. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. - 782 с. 23. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 120 с. 24. Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1985. - 176 с. 25. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 294 с. 26. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята 10 декабря 1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Права человека: Сборник международных договоров: Том 1: Универсальные договоры, 1994. - 1142 с. 27. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 1992. - 538 с. 28. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. № 52, 26 декабря 1991 г. - М., 1991. - С. 2097 - 2204 29. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. / Сост. Л.Н. Шестаков. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 205 с. 30. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - 3-е изд., переработан. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 585 с. 31. Комментарий к Конституции Российской Федерации: Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: БЕК, 1996. - 664 с. 32. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека: Сборник международных договоров: Том 1: Универсальные договоры, 1994. - 1142 с. 33. Общая теория прав человека /отв. ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 1996. - 520 с. 34. Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. - М.: Международные отношения, 1994. - 160 с. 35. Теория права и государства: Учеб. для юрид. вузов и фак. / Науч.-исслед. ин-т правовой политики и проблем правоприменения; Рук. авт. коллектива и отв. ред. Г.Н. Манов. - М.: БЕК, 1996. - 323 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|