на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Политология предпринимательства. Политические проблемы и трудности становления отечественного предпринимательства

Политология предпринимательства. Политические проблемы и трудности становления отечественного предпринимательства

32

Политология предпринимательства. Политические проблемы и трудности становления отечественного предпринимательства

(Курсовая работа)

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Предпринимательство в России: тенденции и перспективы политики
  • 1.1 Развитие сектора малого бизнеса в 1990е годы
  • Глава 2. Политические проблемы и трудности становления отечественного предпринимательства
  • 2.1 Основные политические проблемы развития отечественного предпринимательства
  • Глава 3. Политические рекомендации для продвижения и поддержки предпринимательства на местном и региональном уровне
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Введение

Широкомасштабные радикальные трансформации, происшедшие в нашей стране за последние десять лет, в буквальном смысле преобразили ее социальный, политический и экономический облик. Российская экономика перестала быть закрытой и постепенно неумолимо становится частью мировой экономики, которая, в свою очередь, характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации.

Среди всего комплекса проблем, в совокупности характеризующих облик современной российской экономической системы, существенное место занимает решение задач формирования и утверждения предпринимательства и предпринимательской среды, создание условий свободной конкуренции и конкурентной среды. Это весьма сложные и многоплановые вопросы, без выяснения которых невозможно правильно понять суть происходящих в России социальных, политических, экономических и иных процессов.

Формирующаяся в стране рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной экономики. Более того, общепризнанным является тот факт, что в формировании рыночной экономики и предпринимательства в России ключевую роль сыграло именно государство. Свое практическое воплощение взаимодействие государства и экономики находит в самых различных формах и направлениях: в создании инфраструктуры самой экономической системы; обеспечении необходимых условий для эффективного функционирования как всей экономики страны, так и ее отдельных отраслей; определении основных направлений и приоритетов социального и экономического развития; формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики; регулировании социально-трудовых отношений и т.д.

При всех трансформациях - приватизации, восстановлении в полных правах частной собственности, формировании системы частного предпринимательства и т.д. - государство продолжает играть ключевую роль и как коллективный предприниматель, и как центральный институт, обеспечивающий создание и эффективное функционирование всей инфраструктуры экономической системы, в том числе самого рынка и составляющей его основу конкурентной среды. И это вполне объяснимо, если учесть, что современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти, а государство, в свою очередь, немыслимо без экономической системы, тем самым нуждаясь друг в друге и дополняя друг друга.

В связи с этим на первый план выходит необходимость комплексного изучения основных направлений, тенденций и особенностей формирования российского предпринимательства, его сущностных характеристик, форм и типов, а также основных признаков и аспектов его функционирования и деятельности в условиях рыночной экономики с такими базовыми ее принципами, как свободная конкуренция и конкурентная среда, обеспечивающие эффективность и прибыльность производства национальными корпорациями товаров и услуг.

Объектом исследования данной работы являются сущность и основные характеристики предпринимательства в России.

Предметом исследования выступают основные политические проблемы и трудности становления российского предпринимательства.

Цель работы - выявить политические проблемы и трудности становления отечественного предпринимательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· изучить развитие сектора малого бизнеса в 1990е годы;

· рассмотреть тенденции и проблемы в развитии отечественного предпринимательства с 1998 года;

· определить основные политические проблемы развития отечественного предпринимательства;

· исследовать институционализацию политики отечественного предпринимательства;

· дать политические рекомендации для продвижения и поддержки предпринимательства на местном и региональном уровне.

Большое значение для понимания феномена предпринимательства и характера взаимодействий между государством и предпринимательством имеют работы В.С. Автономова, А.И. Агеева, А.В. Бусыгина, Н.Г. Зяблика, В. Королева, Ф.И. Шамхалова и др.

В этих работах рассматриваются различные аспекты мирового опыта предпринимательства, а также особенности и основные направления формирования и функционирования предпринимательства в России. Особый интерес в них представляют положения и выводы, раскрывающие ключевую роль государства в формировании и институционализации как российской рыночной экономики, так и нового класса российских предпринимателей.

Глава 1. Предпринимательство в России: тенденции и перспективы политики

1.1 Развитие сектора малого бизнеса в 1990е годы

По официальной статистике, количество малых предприятий в России не увеличивалось с 1994 года. После того, как их число удваивалось каждый год в 1991/2 и 1992/3 годах, общее число зарегистрированных предприятий выровнялось и колебалось в пределах 800 - 900, 000 (Рис. 1). Говоря об общей занятости, считается, что в МСП (малые и средние предприятия) занято 12-13 % активного населения, в то время как, например, в Польше занятость в МСП (предприятий с числом работников менее 250) составляет 60% от общей занятости. В то же время следует признать, что статистика регистрации предприятий, может ввести в заблуждение, так как включает в себя только зарегистрированные предприятия и не учитывает частных предпринимателей без юридического статуса. В виду того факта, что предполагаемое число индивидуальных предпринимателей в России - 3.5 миллиона, или в четыре раза больше числа зарегистрированных предприятий, масштаб предпринимательского движения в России значительно больше, чем считает официальная статистика.

Рис. 1. Количество малых предприятий в России, 1991-2000 (в тысячах)

Подавляющее большинство МСП в России занимаются торговлей и общественным питанием (Рис. 2) и за последние годы показывали относительно стабильный рост. В 1999 году 15,8% МСП относилось к строительному сектору. Почти такое же количество МСП (15,7%) относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимались машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое значение рост МСП в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем в 1994-95 гг. их количество уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться (3, с.43-44).

Рис. 2. Количество малых предприятий по основной отрасли (1999-2000 гг) (%).

В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить административные барьеры - с другой. Необходимость уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более равноправно распределить управленческую ответственность среди различных государственных исполнительных органов, была признана президентским указом. Но на практике ситуация лишь немного улучшилась. Как следствие этого владельцы малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое давление, что по их мнению является основными барьерами, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий (5, с.45).

Делая обзор развития сектора малого бизнеса за последние 12 лет, можно выделить 5 стадий:

Стадия I (1988-91 гг): это был период быстрого роста числа малых и средних предприятий, связанный с процессом либерализации и спонтанной приватизации. В этот период институциональная поддержка развития малого бизнеса в большой степени просто отсутствовала.

Стадия II (1992-94 гг.): этот период характеризовался экономической либерализацией на макроуровне и обязательной приватизацией многих малых предприятий муниципалитетами. Несмотря на это и на стимуляцию малого бизнеса путем налоговых льгот, это был период замедленного роста числа МСП.

Стадия III (1995-97 гг.): это был период относительной макроэкономической стабильности, сопровождавшийся всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержке МСП на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, роста общего количества зарегистрированных предприятий не произошло.

Стадия IV (1998-2000 гг.): начавшись с финансового и экономического кризиса 1998 г., современный период развития малого бизнеса прошел через изменение рынков в результате девальвации, и отечественная продукция оказалась в выигрышном положении по сравнению с импортной продукцией. В то же время программы поддержки МСП были в значительной степени урезаны.

Стадия V: сейчас может быть выделена пятая стадия развития МСП, так как положительные последствия девальвации 1998 года кончились, хотя российская экономика, возможно, вступает в фазу экономического роста. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого бизнеса нуждается в фундаментальном пересмотре (11, с.50).

В 1990 годы также произошли важные качественные изменения в роли малых и средних предприятий в российской экономике, также как и перемены в количестве (4, с.15):

o в начале большинство малых предприятий организовывалось с целью использования ресурсов больших государственных предприятий для промышленного производства, а сейчас сектор малого бизнеса в большей степени нацелен на предоставление услуг крупным учреждениям, включая учреждения, занимающихся посреднической и субподрядческой деятельностью;

o в течение первоначальной стадии развития деятельность малых предприятий расширялась путем заполнения рынка товарами и услугами, которых не хватало. Сегодня ее успех зависит в большей степени от гибкости и меньшей стоимости сделок.

o в первые годы перестройки малые предприятия поглощали наиболее квалифицированных и энергичных менеджеров и сотрудников, которые искали новые возможности, связанные с большим политическим и экономическим риском. Сегодня малые предприятия более разнообразны. Параллельно с развитием высокотехнологичных фирм и профессиональных услуг малые предприятия все в большей степени вносят свой вклад в трудоустройство групп населения, находящихся в невыгодном положении.

1.2. Тенденции и проблемы в развитии отечественного предпринимательства с 1998 года

Финансовый кризис 1998 года сыграл огромную роль в российской экономике и сказался на работе фирм всех размеров. Однако существуют разные взгляды на точный характер его влияния на сектор малого бизнеса. Очень немногие фирмы не почувствовали обвала спроса на товары и услуги, когда покупательная способность быстро сократилась (на 23% за осень 1998 г.). Приблизительно 30% малых предприятий были вынуждены прекратить торговлю после августа 1998 г., из которых 10% прекратили торговлю навсегда. В дополнение к этому около половины челноков были вытеснены из бизнеса.

Кризис привел к тому, что предприятия стали испытывать проблемы в получении оплаты от своих клиентов, к увеличению давления на денежный оборот. По данным обзора деятельности 400 предпринимателей, 59% испытывали проблемы с поставщиками и клиентами в октябре-ноябре 1998 года, а 52% с коммерческими банками. Немедленный отклик малых предприятий на кризис должен был привести к снижению объемов производства и/или к поиску уменьшения себестоимости. По данным Госкомстата, объем продукции МСП в 1998 году уменьшился почти на 1/3, хотя в торговле и общественном питании уменьшение объема услуг произошло на 46%. В дополнении к этому, данные «ИРР» (исследование российского рынка) показали, что 45% исследуемых фирм показали снижение продаж в 1998 г. по сравнению со всего лишь 19% компаний, которые показали прирост и с 35% компаний, объем продаж которых оставался стабильным. Несмотря на то, что у малых предприятий меньше экономических резервов, чем у больших фирм, они часто демонстрируют более гибкую реакцию на снижение продаж (12, с.46).

МСП предприняли значительные усилия для снижения затрат. По данным исследования, проведенного в 20 российских городах Торговой Палатой США, основными формами стратегии уменьшения расходов, которыми пользовались фирмы, были: снижение зарплаты (98%), снижение транспортных расходов (70%), снижение затрат на рекламу (48%), отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск, а 38% компаний просто не знали, что делать. Однако, данные исследований, проведенных “ИРР” указывают на другой набор стратегических методов посткризисной адаптации, использованных фирмами в конце 1998 года: 56% снизили зарплаты, включая отправку сотрудников в административный отпуск, 51% сократили офисные расходы, 40% изменили рыночную стратегию, 32% увольняли сотрудников, 5% продавали собственность, 20% не предпринимали ничего.

В результате около 500 тысяч квалифицированных профессионалов потеряли работу, особенно в Москве - главном финансовом центре России. Около трехсот тысяч рабочих и служащих других категорий также пополнили ряды безработных. В то же время занятость являлась относительно стабильным параметром по сравнению с объемом производства, потому что политика увольнения и административных отпусков практиковалась меньшинством фирм (30-35%), снижение зарплаты часто использовалось как альтернатива увольнению (4, с.17).

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.