на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие и предмет налогового права
аким образом, указанные функции налогового права взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой.

Естественно, наука налогового права развивается не в вакууме, а в рамках единой системы юридических наук, поэтому она тесно взаимосвязана и активно использует передовые научные достижения теории права и государства, банковского, административного, бюджетного, конституционного, гражданского, предпринимательского права и др. В свою очередь, налогово-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, конституционного, банковского права.

Кроме того, поскольку налоги и налогообложение по своей сути являются дуалистическими, экономико-правовыми явлениями, наука налогового права тесно взаимодействует с экономической и финансовой наукой (с ее частью, именуемой налоговедением).

Предметная область исследования налогового права и налоговедения пересекаются. Налоговедение - это наука о природе, принципах и правовой практике организации и функционирования системы налоговых отношений (налоговой системы страны). Предметом налоговедения является методология налогообложения как процесса движения от налоговой теории к конкретному порядку исчисления и взимания налоговых платежей в пространстве и во времени.

Налоговое право также изучает налогообложение как сложный процесс установления, введения и уплаты налогов и сборов, налогового контроля, защиты прав и законных интересов субъектов налогообложения (защиты прав налогоплательщиков и бюджетных (имущественных) интересов государства), но с точки зрения юридической, а не экономической науки.

1.6 Налоговое право как учебная дисциплина

Налоговое право как учебная дисциплина представляет собой предмет преподавания в высшей школе. "Учебный предмет (учебная дисциплина), - записано в Большом энциклопедическом словаре, - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки... для изучения в учебном заведении". С помощью этой учебной дисциплины будущие специалисты (студенты соответствующих учебных заведений) получают необходимые знания о налоговом праве.

Поэтому, как отмечает Г.А. Тосунян, внутренняя система науки и соответствующая учебная дисциплина строятся с учетом внутренней системы соответствующей отрасли права. Это означает, что правовым институтам и нормам внутри отрасли права соответствуют темы и разделы в науке и учебной дисциплине. Но полного тождества между системой науки, скажем, налогового права, и одноименной учебной дисциплиной быть не может и не должно.

В чем же состоит основное отличие налогового права как науки и налогового права как учебной дисциплины?

Наука налогового права, помимо всего, включает в себя и соответствующие, еще не доказанные теоретические гипотезы, предположения, многие из которых могут оказаться (и оказываются) ошибочными. Естественно, в учебном процессе они не используются (могут лишь упоминаться). Кроме того, в учебном курсе не освещаются устаревшие и оказавшиеся за пределами законодательства и правоприменительной практики положения.

Преподавание вопросов налогового права имеет в России прочные исторические корни. Изучение податного дела и права государственных податей являлось исторически являлось одним из центральных курсов подготовки дореволюционных юристов и финансистов. Например, в Московском императорском университете (ныне - Московский государственный университет им.М. Ломоносова) кафедра государственных податей была учреждена еще в 1839 г.

В настоящее время в Российской Федерации налоговое право изучается студентами юридической и финансовых (экономических) специальностей.

В юридических высших учебных заведениях (на юридических факультетах вузов) основные категории налогового права традиционно изучаются в рамках курса "Финансовое право", который предусмотрен в государственным стандарте высшего образования по специальности "Юриспруденция" в качестве обязательной дисциплины и включен в его федеральный компонент.

Однако место и роль налогов и налогового права в развитии общественных отношений в России, а также потребности в подготовке специалистов, способных эффективно исполнять свои профессиональные обязанности в новых экономических условиях, вызвали необходимость создания и отдельного изучения в вузах учебной дисциплины "Налоговое право". Поэтому на юридических факультетах большинства ведущих учебных заведений России, взявших курс на современное качественное высшее образование, помимо дисциплины "Финансовое право" в качестве вузовского компонента учебного плана преподается учебная дисциплина "Налоговое право".

Кроме того, в академических вузах, например, в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской Академии наук введена налогово-правовая специализация выпускников и помимо курса налогового права преподаются такие специальные учебные курсы, как "Защита прав налогоплательщиков", "Соотношение налогового и гражданского законодательства", "Взаимосвязь налогового, валютного и банковского законодательства" и др.

Целесообразность и необходимость такого подхода очевидна в свете продолжающейся налоговой реформы, бурного развития налогового законодательства, а значит - постоянного усложнения правовых задач, которые в таких условиях встают как перед молодыми выпускниками юридических вузов (юридических факультетов вузов), так и перед юристами старшего поколения. Поэтому оправданно то особое внимание, которое уделяется вопросам преподавания налогового права в учебных заведениях системы повышения квалификации.

Глава 2. Принципы и источники налогового права

2.1 Принципы (основные начала) налогового права

К числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся:

всеобщность налогообложения;

податное равенство;

экономическая обоснованность налогов и сборов;

определенность налогов и сборов;

конституционность налогообложения;

законность установления налогов и сборов.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными.

Определенность требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона. В частности, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами, своих конституционных прав, а также нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Законность установления подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

2.2 Источники (формы) налогового права

Источниками или формами налогового права являются нормативные правовые акты: законы и указы, а также подзаконные акты органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие налоговые отношения. Основу источников налогового права составляют акты законодательства о налогах и сборах, к числу которых, согласно ст.1 НК РФ, относятся Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Первая часть Налогового кодекса РФ как основной источник налогового права включает семь разделов, двадцать глав и более ста сорока статей. Данный кодифицированный законодательный акт устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Введение в действие первой части Налогового кодекса РФ определено Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Кроме того, законодательство о налогах и сборах включает также законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые их представительными органами.

Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственный власти вправе издавать постановления по вопросам налогообложения лишь в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В частности Правительством РФ, предусмотрено издание нормативно-правовых актов определяющих:

порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п.1 ст.59 НК РФ);

перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п.2 ст.64 НК РФ);

порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п.8 ст.84 НК РФ);

порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п.4 ст.131 НК РФ).

Иные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях также издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.1 ст.4 НК РФ).

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.4 НК РФ).

Министерством РФ по налогам и сборам в частности определяются (утверждаются):

форма требования об уплате налога (п.5 ст.69 НК РФ);

формы налоговых деклараций (п.3 ст.80 НК РФ);

особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета иностранных организаций (ст.83 НК РФ);

форма заявления и свидетельства о постановке на налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст.84 НК РФ);

формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за расходами физических лиц (ст.86 и ст.86 НК РФ);

форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (ст.89 НК РФ);

форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п.3 ст.100 НК РФ).

Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ (п.7 ст.80 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов разрабатывается органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам (п.11 ст.84 НК РФ).

Перечень должностных лиц налоговых органов, органов государственных внебюджетных фондов и таможенных органов, которые имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, определяется соответственно Министерством РФ по налогам и сборам, государственными внебюджетными фондами и таможенными органами.

Глава 3. Дополнительные источники налогового права

3.1 Подзаконные нормативные правовые акты

Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами.

Однако зачастую, и в большинстве случаев обоснованно, ведомственные акты вызывают к себе негативное отношение: на практике инструкциями нередко искажается содержание законов, бюрократизируется система отношений, ущемляются права и законные интересы налогоплательщиков. Органы исполнительной власти должны быть строго ограничены в своих юридических возможностях. Иначе и не может быть, так как закон предполагает использование принуждения для того, чтобы заставить налогоплательщика выполнить свою обязанность. Поскольку налог представляет собой нарушение свободы и права собственности налогоплательщика, то осуществление власти в сфере налогов должно быть ограничено. Важно помнить, что ведомственные инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков, их назначение - регламентировать наиболее совершенные и в меру разумной необходимости единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.