на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Оглавление

Введение

Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России

1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России

Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Заключение

Список нормативных актов и литературы

Введение

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Научная разработанность: разработкой рассматриваемых нами вопросов занимались Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А.

Объект: исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов

Задачи курсовой работы:

Раскрыть понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Охарактеризовать нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России

Описать конституционные и специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы

1. Оперативно-розыскная деятельность является разновидностью государственной правоохранительной деятельности

2. Содержанием оперативно-розыскной деятельности является проведение оперативно-розыскных мероприятий.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Согласно настоящему Федеральному закону оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.

Становление оперативно-розыскной деятельности корнями уходят в далеко прошлое. Тогда же были созданы и методы ее ведения. Законодательное определение такой деятельности появилось намного позже. В 1958 году впервые в отечественном праве был употреблен термин «оперативно-розыскные меры». Применен он в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и продублирован в УПК всех республик. Более детально ОРД прописана в постановлениях ЦК КПСС и закрытых нормативных актах советского правительства и правоохранительных органов. Вместе с тем, законодательного регулирования ОРД не было. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, по-существу исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в дисциплинарном, а то и в уголовном порядке. Более того, ход и результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий не могли быть использованы в доказательственном плане в ходе следствия и суда.

В истории современной России ОРД получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку. Произошло это 13 марта 1992 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Время не стоит на месте и вскоре, 12 августа 1995 г., был принят Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», в который включен ряд новелл, не нашедших отражения в предыдущем документе.

Подобная деятельность строго подконтрольна, направлена на защиту интересов государства и граждан, осуществляется в порядке и пределах, уставленных законом, специфическими средствами и методами, т.е. проводятся оперативно-розыскные мероприятия ОРД можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна при пресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.д.

Тайные и замаскированные, тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических.

В том случае, когда содержание, цели оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ) и ее участники не скрываются от окружающих, оперативно-розыскная деятельность является гласной. Соблюдение скрытности ОРМ от субъектов, против которых они проводятся, а также тех, кто в них не участвует, в том числе от сотрудников оперативно-розыскных органов (далее - ОРО), подразумевает негласную оперативно-розыскную деятельность. Такой вид ОРД при сложных преступлениях позволяет обеспечить результативность, безопасность участников ОРМ, предотвратить и нейтрализовать возможное противодействие со стороны преступников. Гласный и негласный вариант работы определяется при выборе цели ОРД.

Законодатель четко установил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени государства при проведении. Их перечень определен ст. 13 данного Федерального закона и может быть изменен или дополнен только законом. В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в:

- органах внутренних дел РФ,

- Федеральной службе безопасности РФ,

- федеральных органах государственной охраны РФ,

- Федеральной таможенной службе РФ,

- Службе внешней разведки РФ,

- Федеральной службе исполнения наказания РФ,

- Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков,

- внешней разведке Минобороны РФ.

Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам.

Информация, полученная с помощью ОРД, является не доказательством, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно - на основе соответствующих норм уголовно процессуального закона.

Под основанием в русском языке понимается причина, достаточный повод, оправдывающий что-либо. Исходя из этого в теории ОРД основания проведения оперативно-розыскных мероприятий принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.

Цель законодателя - систематизировать все имеющиеся законные основания для проведения ОРМ. Однако поставленная цель не была достигнута, так как отдельные основания для проведения ОРМ также упоминаются в ряде других статей рассматриваемого закона. Отдельным недостатком комментируемой статьи является отсутствие логики среди оснований проведения ОРМ. Речь идет о ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность определенные сведения, которые в свою очередь, являются основаниями для проведения ОРМ (п. 2 ч. 1). Возникает законный вопрос: как эти сведения стали известны субъекту ОРД без совершения соответствующих ОРМ. Думается, что законодателем в данном случае должна быть внесена корректировка о соответствие оснований.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Кратко охарактеризуем каждое из них.

Возбужденное уголовное дело (п. 1 ч. 1), является достаточно распространенным юридическим (формальным) основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий. Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство устанавливает здесь некоторые ограничения.

Наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения ОРМ следует рассматривать применительно к трем типичным ситуациям:

1) в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;

2) в случае неустановления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;

3) в случае установления виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.

В качестве второго основания для проведения ОРМ предусматривает получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Речь в данном случае идет о фактических основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.