на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие, источники и объекты авторского права
p align="left">Можно считать, что случаи 3-8 относятся к различным формам распространения произведений, а случаи 9-10 - к воспроизведению произведений в другом виде и форме с возможным последующим распространением. Формы распространения произведений, перечисленные в Законе, с одной стороны, не являются исчерпывающими, а с другой - не могут относиться к любым видам произведений, поскольку способы использования произведения определяются его видом. Список приведенных в законе действий и прав не является исчерпывающим.

Право на воспроизведение произведения

Под воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. В соответствии с Законом автор обладает правом разрешать или запрещать иным лицам изготавливать экземпляры его произведения в любой материальной форме. Следует подчеркнуть, что право на перевод, переделку и иную переработку также относится к праву на воспроизведение.

Поскольку право на распространение является одним из важнейших и сложных имущественных прав и отдельные формы права на распространение конкретизированы в праве на прокат, праве на импорт, праве на публичный показ, праве на публичное исполнение, праве на передачу в эфир и иное сообщение для всеобщего сведения, то в данном контексте Закона право на распространение имеет суженное содержание. В соответствии с Законом автор обладает правом на распространение своего произведения, т.е. он может разрешать или запрещать распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности.

Прокат произведения определен в Законе как предоставление публике оригинала или экземпляров произведения во временное пользование в коммерческих целях. Следует особо подчеркнуть, что Закон предоставляет автору или иному правообладателю право на прокат не любых произведений даже в коммерческих целях. Право на прокат может относиться к пяти видам произведений:

а) компьютерным программам;

б) базам данных;

в) аудиовизуальным произведениям;

г) нотным текстам музыкальных произведений;

д) произведениям, воплощенным в фонограммах.

Автору предоставляется право разрешать или запрещать прокат оригиналов или экземпляров этих произведений независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений.

Право на импорт позволяет автору разрешать или запрещать импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав.

Право на импорт распространяется только на экземпляры произведений в форме материальных объектов и не имеет смысла в глобальной информационной инфраструктуре вне транснациональных границ.

Право на публичный показ произведения

Публичный показ определен в Законе как представление произведения непосредственно, с помощью любого другого технического средства или любым иным способом в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. Поскольку показ представляет собой по существу рекламу произведения или его маркетинг с целью его дальнейшего широкого коммерческого распространения, как в форме материальных экземпляров, так и виртуальных копий через каналы электронной коммерции, право на публичный показ произведения представляет собой важное имущественное право автора. Еще более важным является право автора запрещать публичный показ произведения, поскольку плохо организованный публичный показ может стать антирекламой произведения, что приведет не к широкому коммерческому распространению произведения, а, по меньшей мере, к упущенной выгоде. Поэтому автор вправе разрешать или запрещать публичный показ своего произведения только в том случае, если это право не было передано другому лицу исключительным образом.

Право на публичное исполнение произведения

Публичное исполнение определено в Законе как исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи.

Право на сообщение для всеобщего сведения

Данное право включает, по меньшей мере, три имущественных права, причем два из них идентичны.

а) Право на передачу в эфир

б) Право на передачу по кабелю

в) Право на доведение произведения до всеобщего сведения

Закон выделяет из общего права на переработку произведения право на перевод произведения и право на переделку или иную переработку произведения, хотя сущность этих прав идентична.

Право на перевод произведения на другой язык означает, что автор наделен правом осуществлять или разрешать перевод своего произведения. Любое лицо, которое намерено перевести охраняемое произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. В противном случае перевод будет нарушать право автора на перевод и должен считаться контрафактным.

Право на переработку произведения означает, что автор наделен правом осуществлять или разрешать переработку своего произведения. Любое лицо, которое намерено переработать охраняемое произведение, обязано получить разрешение от автора или иного правообладателя. В противном случае любая переработка охраняемого произведения будет нарушать право автора на переделку или иную переработку произведения и должна считаться контрафактной.

Право на авторское вознаграждение признавалось в ранних законодательствах, но впоследствии оно трансформировалось в имущественные права. Право на авторское вознаграждение - это в некоторой мере анахронизм, поскольку вопросы авторского вознаграждения должны регулироваться договорами между автором и пользователем произведения. Очень важно подчеркнуть, что данная норма установлена в Законе для того, чтобы гарантировать получение автором вознаграждения в случаях использования некоторых видов произведений (например, служебных произведений), когда с автором умышленно не заключается договор на использование произведения.

Принцип ограничения имущественных прав сформулирован в Законе и Гражданском кодексе на основе так называемого двухуровневого критерия. В соответствии с таким критерием ограничения имущественных прав допустимы, если они:

1) не наносят ущерба нормальному использованию произведения

2) не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателя.

Аналогичный критерий был определен в п. 2 Бернской конвенции для воспроизведения произведений как право разрешать воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальной эксплуатации произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

В Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” и Гражданском кодексе Республики Беларусь исключено упоминание об определенных особых случаях воспроизведения произведений или отдельных специфических случаях использования произведений, но трехуровневый критерий Бернской конвенции расширен на все имущественные права в полном соответствии с трехуровневым критерием Соглашения ТРИПС.

Эффективная система охраны как национальных, так и зарубежных объектов авторского права и смежных прав позволит Республике Беларусь быть полноправной частью глобальной информационной инфраструктуры и иметь доступ к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI веке.

Основными законодательными актами Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах являются:

- Гражданский кодекс Республики Беларусь, главы 60, 61;

- Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»

Существующая в настоящий момент система международной охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежат прежде всего два многосторонних соглашения -- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. в ее многочисленных редакциях и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., измененная в 1971 г.

В последнее время все большее значение получает еще одно международное соглашение, затрагивающее, среди прочего, вопросы охраны авторского права. Речь идет о принятом в 1994 г. по результатам Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ Соглашении о создании Всемирной торговой организации, и в частности, о Приложении 1С к этому Соглашению. Приложение 1С, которое называется Соглашением по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (в русской транскрипции -- Соглашение ТРИПС), содержит обязательство каждого государства, вступающего во Всемирную торговую организацию, в области охраны авторских прав применять в отношениях с другими государствами-членами ВТО положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, касающиеся материальных норм права . При этом участие государства в самой Бернской конвенции не является обязательным

Республика Беларусь участвовала только в одном международном соглашении по вопросам охраны авторского права, а именно во Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г . Беларусь не присоединялась к этому соглашению, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 объявила о своем правопреемстве в отношении обязательств Советского Союза по данной конвенции. Это означает, что Всемирная конвенция для Беларуси действует с даты ее ратификации Верховным Советом СССР -- 27 мая 1973 г.

Объектами авторского права являются:

-литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

-драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

-музыкальные произведения с текстом и без текста;

-аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

-произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

-произведения прикладного искусства;

-произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

-фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

-карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

-компьютерные программы;

-иные произведения.

К объектам авторского права также относятся:

производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Заключения.

Совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности является одним из важнейших направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

В заключении следует отметить следующее:

Все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

Большинство произведений творческой мысли существует в материальной форме: книги, картины, скульптуры или фотографии. Но некоторые типы произведений, например, музыка или сценическое действие, существуют даже если бы они не были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или текста. Авторское право охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РБ “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.95 // Ведомости. 1993. № 32. Ст. 1242

2. Закон РБ “О внесении изменений и дополнений в закон об авторском праве и смежных правах” от 19.07.95 // СЗ. 1995. № 30, ст. 2866

3. Указ Президента РБ “О государственной политики в области охраны авторского права и смежных правах” от 7.10.93 г. № 1607 // САПП РФ, 1993, № 417, ст. 3920

4. Дорогенский А. В., Рудович Н. И. Международное частное право. Особенная часть: Учеб. пособие / А. В. Дорогенский, Н. И. Рудович.- Мн.: Частн. ин-т упр. и предпр., 2005.- 68 с.

5. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М.: 1973.

6. Международные конвенции об авторском праве (комментарий). М.:1982. 7. Авторское право и смежные права / Под ред. Чигира В.Ф. Мн.: Амалфея, 1997.

8. Международные конвенции по авторскому праву. Сб. Вопросы международного частного права. М.:1956 .

9. Гаврилов Э.П. Кузнецов М.Н. Крылов С.Б., Горлов А.И. Охрана авторских прав в международном частном праве. М.: 1986.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.