на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие и сущность пенитенциарной системы
p align="left">Сложность социальной терапии, направленной на уголовных преступников, по мнению зарубежных авторов, состоит также в различии мировоззрения заключенных и сотрудников, в частности в том, что сотрудники постоянно открывают у заключенных проблемы, которые те не видят или не хотят видеть. В целом, в процессе терапии это различие уменьшается, и новая концепция терапии, включающая как реальные жизненные ситуации, актуальные конфликты, так и конструктивные от- ношения заключенных между собой, находит все больше сторонников. Каким будет дальнейшее развитие этих тенденций, покажет будущее. Однако приходится признать, что существует и опасность «дисциплинарного перерождения» сотрудников учреждения, что проявляется в заформализованности в общении, предубеждениях, выдвижении условий, усилении недоверия к заключенным, ограничении помощи при попытках клиента самоутвердиться.

Почти неразрешимыми кажутся конфликты между работниками учреждений, особенно между специалистами и сотрудниками общих служб надзора. С одной стороны, удалось лишь незначительной степени поколебать иерархическую систему учреждений лишения свободы. Например, до сих пор исключается участие сотрудников в принятии важных решений по учреждению. Профессионализация части сотрудников, как того требовали специалисты: психологи, психиатры, социальные работники, педагоги, не привела, как ожидалось, к демократизации отношений между сотрудниками, но к еще большей иерархии. С другой стороны, возникли попытки осмысленной кооперации сотрудников между собой: образование терапевтических групп, состоящих из различных специалистов (психологов, социальных работников, педагогов, работников служб надзора), разработка программ социального лечения клиентов. Такая организация труда позволила, в свою очередь, снизить число конфликтов между сотрудниками.

К проблемным аспектам социальной терапии относится определение ее эффективности. Однако первые же исследования испытательных сроков уголовных преступников, вышедших из социально-терапевтических учреждении закрытого типа, показали позитивные результаты, подтвердившие эффективность деятельности социальных работников.

Места лишения свободы как поле деятельности социальных педагогов. Уголовными законодательствами многих стран (например, ФРГ) цель социального лечения определяется следующим образом: отбывая наказание лишением свободы, заключенный должен научиться со всей социальной ответственностью вести в будущем жизнь без преступлений.

Эта «цель лечения» должна достигаться при участии представителей различных профессий, среди которых и социальные педагоги, которые могут работать и в местах лишения свободы.

Область деятельности социального педагога в этих учреждениях можно обозначить только в общих чертах, так как эта работа зависит от целевой рабочей ситуации, т.е. от числа подопечных заключенных, администрации, желания сотрудничать и квалификации служб надзора, от сроков заключения отдельных клиентов и т.д.

Область деятельности социальных педагогов подразумевает три рабочих поля (которые в реальности, естественно; пересекаются): управление, персонал (рабочая команда), заключенные.

Под управлением здесь понимается административная деятельность, которая не предполагает прямого общения с клиентом и, как правило, носит бумаготворческий и распорядительный характер. Главным образом предполагается обработка и передача дальше по инстанциям заявлений и прошений заключенных (касающихся посещений, телефонных переговоров, отпусков и т.д.), переговоры с учреждениями социальной помощи, социальной судебной помощи, отделами по труду, производственными предприятиями и т.п.

Работа педагога с персоналом должна соответствовать тому чтобы само наказание служило цели сознательного лечения чтобы служба надзора сознательно и активно участвовала в лечении клиента. Правильное сотрудничество с персоналом открывает перед социальным педагогом возможность создания терапевтической среды.

Непосредственная работа с заключенными распространяется, с одной стороны, на индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются практические возможности помощи, касающейся различных сторон жизни (например, семья, квартира, работа, счета, обучение). С другой стороны эта работа должна включать «обучение жизни» при обмене опытом и опосредованной индивидуальной консультации в группах. И наконец, в задачи социального педагога входит помощь заключенному в осознании своих психических дефектов (например, страхов) и организация консультаций и лечения у специалистов с целью их устранения. Цель этой деятельности состоит в обучении возможности социально акцептированного решения конфликта.

В работе с заключенными и персоналом социальный педагог использует супервизию, которая может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

В настоящее время социальный педагог, как и каждый, кто хочет преобразовать место лишения свободы в своеобразное лечебное учреждение, должен быть готов разрешать проблемы, возникающие по всей «линии»: со стороны института (администрации учреждения, службы надзора, другие сотрудники), со стороны правовых органов и судов (отклонение предложений о структурных изменениях, отклонения прошений о сокращении сроки заключения) и со стороны заключенных, которые видят в нем и желающего помочь (и помогающего), но и представителя учреждения. Этот ролевой конфликт должен быть решен им лично, проработан, вербализован относительно администрации учреждения и заключенных. Только таким образом социолог может смягчить противостояние администрации и заключенных.

Из-за негативного общественного отношения к отбывшим срок лишения свободы, отсутствия последующего социального сопровождения и враждебной настроенности большинства заключенных социальный педагог, казалось бы, не вправе ожидать высокой эффективности своей работы. Однако, как показывает международный опыт, результативность интенсивной терапии в Лондоской «Portman-Clinik» еще до второй мировой войны составляла 60%, а в датской тюрьме Herstedvester -- около 50%.

Одна из самых важных задач социальных работников/социальных педагогов состоит в том, чтобы переформировать институт тотального типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.

В настоящее время в нашей стране разрабатывается переход пенитенциарной системы от карательно-репрессивного характера к системе, построенной на охранно-защитной концепции.

Однако, как подчеркивается в специальной литературе, если исправительная система намерена отойти от свойственного ей в течение веков подхода, то ей необходимо признать ряд истин:

1) тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества;

2) тюрьмы являются средством наказания;

3) тюрьмы требуют больших затрат, и поэтому в них должны содержаться только те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания;

4) тюрьма должна находиться в той местности, откуда в нее поступает контингент заключенных;

5) поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действительной необходимости;

6) размеры тюрем должны быть ограничены;

7) в тюрьмах должен быть предусмотрен набор услуг, который отвечал бы конкретным потребностям заключенных.

Программы коррекции поведения и соответствующие ресурсы должны быть направлены на искоренение преступности и изучение методов ее профилактики.

Система уголовного судопроизводства должна использоваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих.

Преступление порождается местными условиями, и подходить, к борьбе с ним следует с использованием местных возможностей.

Необходимо искать, опробовать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы.

Требуется проводить большую исследовательскую работу для оценки эффективности всех программ.

В связи с перспективами развития исправительной системы перед социальными работниками открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудии и Стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан.

В рамках уголовного процесса социальные работники могут принимать участие в программах работы с жертвами и свидетелями преступлений.

Специфика социальной работы с осужденными подростками. В настоящее время во всем мире чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с заметным ростом и «омоложением» подростковой преступности.

Многие правозащитники выступают за создание в Казахстане института ювенального судопроизводства в системе «подросток -- государство». Предполагаются следующие исходные пункты для деятельности ювенального судьи:

В подавляющем числе случаев подростковой преступности основная часть вины лежит на социальном окружении, и семье, в которой проживает несовершеннолетний.

Почти всегда для общества наиболее желательными являются действия, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений (членов семьи и подростка, ребенка), на сохранение семьи. При этом исключение должны составлять только те случаи, когда сохранение семьи невозможно без реальной непосредственной угрозы здоровью и жизни подростка.

Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания подростка.

Институт ювенального судопроизводства должен стать неотъемлемой частью реабилитационного пространства и включать в себя совокупность правовых и социально-психологических конструкций, гармонично сочетающихся для нахождении оптимального для подростка (а в конечном итоге и для общества) решения весьма серьезных проблем.

Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждений в Казахстане еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить, успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Работа с осужденными не прекращается за стенами пенитенциарного учреждения, а продолжается и при освобождении от отбывания наказания. Местные исполнительные органы по месту жительства оказывают содействие в трудовом и бытовом устройстве, а также в предоставлении других видов социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания. В соответствии с пунктом 3 статьи 176 УИК РК, инвалиды I и II групп, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. За период с января 2003 года по июль 2006 года количество освобожденных лиц, направленных в дома престарелых и инвалидов, составило 6 человек. В соответствии с пунктом 4 статьи 95 УИК РК, осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию и пособие, возмещают стоимость питания, вещевого имущества и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды.

Создаются специализированные адаптационные центры для лиц освободившихся из мест лишения свободы. Так в городе Павлодаре такой центр расположен по адресу: ул. Вс. Иванова 49, директором которого в настоящее время является Омиржанов Алибек Альбейсенович. На 1 декабря 2008 года в Центре содержалось в течение 2007-2008 г.г - 77 человек, документировано - 17 человек, трудоустроено - 46 человек. В целях обеспечения здорового образа жизни в Центре создана «Школа здоровья», методическое руководство которой осуществляют Областной центр по проблемам ЗОЖ

Заключение

Для преодоления кризиса в пенитенциарной системе необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесс перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Деятельность группы социальной защиты осужденных в исправительной колонии нацелена на то, чтобы с первых дней пребывания в местах лишения свободы человек готовился к выходу на свободу, а, освободившись, знал, как ему строить отношения с обществом. Задача сотрудников исправительного учреждения - не только обеспечить исполнение наказания в отношении осужденного, но и помочь ему устроиться в новой жизни в постпенитенциарный период.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов - социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно - гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе.

Ресоциализация осужденных, оказание им содействия в бытовом и трудовом устройстве регламентированы законодательством РК, однако механизмы решения этих вопросов до конца не отрегулированы.

Исходя из этого предлагаются следующие рекомендации:

Развитие общественного мониторинга пенитенциарных учреждений Республики Казахстан

1. постоянно привлекать неправительственные правозащитные организации к разработке и обсуждению нормативно-правовых актов, касающихся соблюдения прав заключенных;

2. продолжить работу по обеспечению более высокого социального статуса и улучшению общественного имиджа сотрудников уголовно-исполнительной системы; созданию правовой и материальной основы сохранения кадровой базы уголовно-исполнительной системы;

3. создать прочную правовую основу для осуществления неправительственными организациями и физическими лицами мониторинга мест лишения свободы, включая места досудебного содержания и полицейские участки;

4. законодательно закрепить обязательства администрации учреждения по оказанию содействия общественным контролерам, физическим лицам и тем организациям, которые проводят общественный контроль;

5. в высших учебных заведениях Казахстана к специальности «социальный работник» ввести специализацию «специалист по социальной работе в уголовно-исполнительной системе», разработать специальный курс по мониторингу прав человека для включения в учебные программы.

Гуманизация и улучшение правового положения заключенных:

1. продолжить работу по созданию условий содержания заключенных, соответствующих Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятыми ООН;

2. правительственным и неправительственным структурам обеспечить эффективный доступ к квалифицированной правовой помощи в местах лишения свободы;

3. при осуществлении деятельности по защите прав заключенных обратить особое внимание на особые категории -- женщины и несовершеннолетние;

4. обратить особое внимание на вопросы реабилитации и ресоциализации заключенных (образование, профессиональное обучение и переподготовка).

Открытость и прозрачность деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, сотрудничество с неправительственными, международными организациями и СМИ:

-- способствовать развитию взаимодействия с неправительственными и международными организациями по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы;

-- общественным и международным организациям: оказывать содействие и поддержку в повышении профессионального уровня сотрудников уголовно-исполнительной системы;

-- правительственным и неправительственным структурам: усилить сотрудничество со средствами массовой информации для привлечения внимания гражданского общества к деятельности пенитенциарной системы, обеспечения ее открытости и прозрачности, а также изменения общественного мнения в сторону лучшего понимания функций уголовно-исполнительных учреждений;

-- неправительственные организации должны стремиться к увеличению профессиональных ресурсов, необходимых для осуществления мониторинга мест лишения свободы на постоянной основе, осознавая свою меру ответственности в этом процессе;

Продолжить обмен положительной информацией и опытом, а также налаживать конструктивное сотрудничество с пенитенциарными системами других стран.

Список использованных источников

1 Конституция РК.- Алматы 2007

2 Уголовно-исполнительный кодекс РК от 13 декабря 1997 года в редакции закон 27.07.2007

3 Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы стр. 53-54

4 Миканадзе Г. Общественный контроль в пенитенциарных учреждениях Грузии/ Материалы круглого стола.-Алматы,2003

5 Общественный мониторинг пенитенциарных учреждений Республики Казахстан материалы круглого стола Алматы, 29--30 сентября 2003 года

6 Петросян Л. Пенитенциарная система и общественный контроль в Армении/ Материалы круглого стола.-Алматы,2003

7 Социальное досье на заключенных, специалиста по социальной работе в пенитенциарной системе. Программа - версия 4 Вологодский институт права и экономики

8 Теория социальной работы: Учеб.пособие/М.В. Ромм, Андриенко Л.А., Осьмук И.А., Скалабан и др; Под ред. М.В. Ромам.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч2.-112с

9 Филимонов О. В. Общественный контроль пенитенциарных учреждений: опыт Российской Федерации/Материалы круглого стола.-Алматы,2003

10 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.- М.:Владос,2001.-432

11 Холостова Е.И. Социальная работа. М.:2000

12 www.pavlodar.kz Информация о ходе выполнения постановления акимата области «Об итогах социально-экономического развития области, исполнении бюджета области за 2007 год и задачах на 2008 год» от 20 февраля 2008 года по состоянию на 1 декабря 2008 года

13 www.Ombudsman.kz Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан "О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан" Пенитенциарные учреждения

14 www.unesco.kz Анализ соблюдения прав человека и гражданина в пенитенциарной системе.

15 www.prison-visit.com Современное состояние уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан: проблемы и перспективы

16 www.akimvko.gov.kz

17 www.akuis.kz

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.