b>§2. Признаки правонарушения, отличающие его от иных видов нарушения правОбщий порядок признания некоторого деяния нарушением права - судебный. Таким образом, нарушением права будет действие, признаваемое противоправным, причинившим вред правам и законным интересам лица, обратившегося за защитой. Но не всякое подобное нарушение совершается виновно и не всякое влечет юридическую ответственность, поскольку таковая может быть не предусмотрена законодательно ввиду неисчерпываемости производных от основных прав и свобод. Не будет правонарушением такое нарушение права, за которое не установлена санкция, т.е. ненаказуемое. Это связано с тем, что правонарушение - есть деяние общественно вредное или общественно опасное, то есть такое, которое затрагивает не только интересы отдельных лиц, но общественную безопасность и свободу общественных отношений. Наказуемость того или иного рода правонарушений - результат государственной правоохранительной политики, тогда как охрана, защита и восстановление прав, нарушенных действиями, не признанными правонарушением, осуществляются по инициативе правообладателей и сообразно их представлениям о разумности мер защиты, степени ответственности нарушителя и размера возмещения. Общественная опасность не выделяется в качестве общего признака правонарушений, отличающих их от иных нарушений прав, поскольку характерна не для всех из них. Высказывается мнение См.: Административное право: учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. Л.Л. Попова - М.: Юристъ, 2005. С. 138., что общественная опасность - признак ещё более узкой группы нарушения прав - преступлений. На наш взгляд, признак общественной опасности присущ значительному числу административных правонарушений. Таковы правонарушения, связанные с нарушением правил дорожного движения, пожарной безопасности, правил хранения и использования опасных предметов и веществ, обеспечения охраны труда и т.п. Таким образом, нельзя говорить, что всякое административное правонарушение отличается от преступления отсутствием признака общественной опасности, а только о степени таковой. Отсутствие признака общественной опасности при незначительности вреда (если состав правонарушения не является формальным), влечет применение ст. 2.9 КоАП РФ - освобождение от административной ответственности. Выводы по §2: Общими для всех видов нарушения права, включая правонарушение, являются: факт посягательства на право или охраняемый законом интереса, его противоправность, вредоносность, наличие причинно-следственной связи. Обязательными для правонарушения и факультативными для других видов нарушения прав будут: вина, юридическая ответственность (наказуемость) противоправного деяния. Вредоносность в виде общественной опасности также характерна исключительно для правонарушениий.§3. Классификация правонарушенийПравонарушения подразделяются на проступки и преступления. В число проступков входят:1. Гражданско-правовые деликты из закона или договора. Включение договора в число нормативных источников, нарушение положений которых формирует состав правонарушения, обусловлено тем, что охраняемые законом правоотношения (например, в сфере авторского права) регламентируются диспозитивными нормами, которыми допускается самостоятельное согласование сторонами в договоре их прав и обязанностей - лишь бы эти права и обязанности не противоречили писаному праву и обычаям делового оборота. Материальные Проблемы теории государства и права: Учебник. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.- М., Издательство «Эксмо»2005. С. 599. проступки, которые иногда выделяют в особую группу, на наш взгляд, следует отнести также к этой категории. Они представляют собой причинение материального вреда виновными действиями работников собственнику предприятия, учреждению, организации и влекут не санкции, а обязанность возмещения. В сущности, возможность привлечения к ответственности в данном случае образована сочетанием двух факторов: наличием трудового договора и общегражданские нормы об обязательствах из деликта.2. Проступок дисциплинарный. 3. Проступок административный. Преступление - это уголовное правонарушение, установленное УК РФ. Разница между дисциплинарными и административными проступками обусловлена, прежде всего, формальными критериями. Главный из них - нормы, которыми урегулировано привлечение к ответственности за совершение административного правонарушения содержатся исключительно в КоАП РФ и соответствующих законодательных актах субъектов Федерации. Второй: лицо, налагающее административное взыскание, не должно находиться в служебных либо трудовых отношениях с правонарушителем, в противном случае будет иметь место привлечение к дисциплинарной ответственности Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. С. 165..Основной критерий разграничения административных правонарушении и уголовных преступлений - степень общественной опасности. В соответствии с ним квалифицируются деяния, посягающие на один объект, например, ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» предусматривает ответственность в случае, когда нарушение повлекло причинение вреда здоровью либо смерти человеку, а ст. ст. 12.1 - 12.24, 12.28 КоАП РФ устанавливают санкции за нарушения правил дорожного движения как таковые. Российскому праву известна промежуточная по отношению к административному (в отдельных случаях дисциплинарному) правонарушению и преступлению категория: деяния, хотя и содержащие все признаки состава преступления, но в силу своей малозначительности не представляющие общественной опасности (ч.2 ст. 14 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954,). Отказ в возбуждении уголовного дела по факту совершения такого деяния, в установленных законом случаях, автоматически влечет начало административного производства по нему же. Например, малозначительность деяния, формально подпадающего под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ «Контрабанда», может вылиться в привлечение к административной ответственности по ст. 11.19 КоАП РФ «Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа». Иногда возникает проблема разграничения малозначительных противоправных деяний и умышленных преступлений небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ). Квалификация неосторожных преступлений небольшой тяжести не вызывает затруднений в силу того, что основанием для отнесения этого рода правонарушений к категории преступлений связывается с наступлением значительного ущерба, что является «безусловным основанием квалификации содеянного как преступления. Без криминального ущерба они могут быть лишь проступками» Кузнецова Н.Ф.; науч. ред. Кудрявцев В.Н.. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" - М. : Издательский Дом "Городец", 2007. С. 93.. Велик соблазн наряду с четырьмя приведенными выше видами правонарушений выделить такие, как, например, налоговые Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность - М.: ООО НПО "Вычислительная математика и информатика", 2001 (процессуальные, таможенные, экологические и т.п.), однако это будет классификацией по отраслевому признаку в соответствии с объектом посягательства. Такая классификация во втором приближении, например, применительно к отрасли трудового права снова обращается к категории вредоносности (общественной опасности), и имеет вид: «1) правонарушения, влекущие уголовную ответственность; 2) правонарушения, влекущие административную ответственность; 3) правонарушения, влекущие гражданско-правовую ответственность; 4) правонарушения, влекущие ответственность по нормам трудового права» Гусов К.Н., Полетаев Ю.Н. Ответственность по российскому трудовому праву: Научно-практическое пособие - М.: "Велби", "Проспект", 2008. С. 13.. Для нужд налогового, таможенного и иных отраслей права, соответственно, будет изменяться содержание только данного, последнего, пункта.Выводы по §3: Градация правонарушений по критерию вредоносности (общественной опасности) делит правонарушения на две разновеликие части: проступки и преступления. Разграничение преступлений и проступков - элемент государственной правовой политики и составляющая механизма социального регулирования, отвечающая за формирование правового сознания членов общества. Проступки по отношению к преступлениям определяются через негативный признак: преступления - это совокупность уголовно наказуемых деяний (нарушений прав), предусмотренных УК РФ; проступок - та часть нарушений прав, которая, являясь противоправной, общественно опасной, виновно совершаемой и наказуемой, не влечет уголовного преследования правонарушителя. Таким образом, сохраняется возможность динамического реагирования на общественные процессы в сфере защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства путем криминализации проступков (например, ввиду изменения социально-экономической обстановки) либо декриминализации преступлений (при снижении общественной опасности деяния) в контексте единой и последовательной государственной правовой политики.Выводы по первой главеПравонарушение трактуется современным отечественным правом, как виновное совершение деликтоспособным лицом противоправного действия (бездействия), причинившего вред конкретным лицам, организации, обществу или государству, и повлекшее за собой юридическую ответственность данного лица, выразившуюся в обязанности виновного претерпеть негативные последствия, установленные законом для нарушителей соответствующего нормативного запрещения). Такой подход более, чем логичен, поскольку речь идет о деянии, некотором поступке, и от любых иных поступков правонарушение можно отличить, соотнеся его характеристики с нормами закона: правомерен или противоправен, совершен виновно или невиновно, вредоносен или не имеет последствий и т.п..От иных видов нарушения прав правонарушения отличают обязательные признаки: вины и наказуемости противоправного деяния. Общественная опасность деяния - признак характеризующий уголовные и отдельные административные правонарушения. Использование в материальных составах признака общественной опасности - это развитие представления о вредоносности деяния, о степени возможного либо причиненного вреда. II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ§1. Понятие, признаки и виды проступковВ число проступков включают четыре категории, различающиеся по характеру совершенного правонарушения, субъекту, степени общественной опасности и размеру причиняемого вреда, а также виду юридической ответственности. 1. Административное правонарушение - согласно КоАП РФ - «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» Ч. 1 ст. 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 21.12.2009) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. С.4.. Специфической особенностью административных правонарушений является возможность привлечения к ответственности юридических лиц - по статьям КоАП РФ, предусматривающим такую ответственность. «Объективная конструкция вины юридического лица выражается в наличии причинной связи между деятельностью юридического лица и ее результатом в виде административного правонарушения при сохранении возможности у такого лица отстаивать свою невиновность» Максимов И.В. Административные наказания - М.: Норма, 2009. С. 70.. Фактически, речь идет о случае объективного вменения, что не вполне увязывается с общеправовой концепцией, принятой в настоящее время. Но, с другой стороны, вина юридического лица, в силу правовой природы данного субъекта правового поля, не может содержать всей полноты элементов данного признака состава правонарушения применительно к физическому лицу. Юридическое лицо не может быть вменяемо или невменяемо, обладать психическим отношением к содеянному. Вина в данном случае отражает: готовность или неготовность представителей юридического лица признать за ним ответственность в совершении правонарушения; преднамеренность или неосторожность совершенного деяния.Виды административных проступков - словосочетание, применяемое в отечественной юриспруденции для обозначения групп смежных административных правонарушений либо отдельных их составов. 2. Дисциплинарный проступок - согласно ст. 192 ТК РФ, «неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей» ТК РФ., или - более широко: «нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка и служебной дисциплины, закрепленных нормами административного и трудового права, а также специальными ведомственными актами» Назарова Е.В. Понятие юридической ответственности как социального феномена / Социальное и пенсионное право, 2007, N 4.. Для отдельных категорий служащих дисциплинарная ответственность наступает в соответствии со специальными законодательными актами. Согласно ч. 1 ст. 28.1 Федерального Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, дисциплинарный проступок - это«противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности Федеральный Закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)//"Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331. .Признаки дисциплинарного проступка можно разделить на
Страницы: 1, 2, 3
|