p align="left">Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления. То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная Дума, несмотря на то что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов: зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характерУголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы - доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко и доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. С. 460.. Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия. Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость ее применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами. С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Примером может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии», по которой были освобождены от уголовной ответственности, наказания и судимости лица, осужденные ранее за такие преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые виды злоупотребления служебным положением. Данные лица были осуждены в свое время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала социально одобряемой. Амнистия, таким образом, отразила новую политику государства. Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на Родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе» объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия. Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осужденных, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста. Акты амнистии часто обусловлены социально-политическими целями. Амнистии обычно объявляются в связи со знаменательными датами в истории нашего государства или в связи с определенными событиями в стране. В советское время амнистии издавались в честь знаменательных событий (в связи с 50-летием Октября). Последними амнистиями подобного рода были амнистии в связи с 50-летием (1995), 55-летием (2000) 60-летием (2005) Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером может служить постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане»Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. Иногамовой-Хегай М., 2002. С. 181; Здравомыслов Б. В. Уголовное право РФ: Учебник (Общая часть). М., 2001. С. 439.. Одной из причин издания актов амнистии являлось и является «перенаселение» мест лишения свободы осужденными. Издание актов амнистии может быть обусловлено и другими целями. Постановления об амнистии вступают в силу или с момента их принятия, или со дня их официального опубликования (амнистия, проведенная в ноябре 2001 г., вступала в силу со дня официального опубликования постановления Государственной Думы, т. е. с 30 ноября 2001 г., и подлежала исполнению в течение шести месяцев). О порядке применения постановления об объявлении амнистии издается специальное постановление Государственной Думы. В нем устанавливается, кто и в каких случаях производит исполнение акта об амнистии. Так, освобождение лиц, отбывающих лишение свободы, производится по утвержденному прокурором постановлению начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или начальника следственного изолятора. Отдельные положения исполняются органами дознания и предварительного следствия, судами, органами внутренних дел, командирами дисциплинарных воинских частейАскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11. С. 36.. Так, в постановлении Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» отмечено, что исполнение данного постановления возлагается на: а)исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу; б)органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов; в)суды: -в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу; -в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных женщин-военнослужащих по представлению командования воинской части; -в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до вступления в силу постановления об амнистии. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд, вынесший приговор; -в отношении осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; г)уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих исправительные работы, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; д)командование дисциплинарных воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части; е)командование воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе. Решения об освобождении утверждаются прокурором (кроме решений, принимаемых судами, где только требуется его участие). При применении акта амнистии в отношении лиц, срок наказания которых был сокращен предшествующими помилованием или амнистией, следует исходить из срока наказания, установленного актами амнистии и помилования. К лицам, в отношении которых наряду с наказанием за совершенное преступление назначены меры принудительного лечения от алкоголизма, наркомании, а также к больным венерическими заболеваниями, если они подлежат освобождению, акты амнистии применяются по окончании полного курса лечения. Однако этот срок не превышает в соответствии с постановлением о порядке применения акта об амнистии шести месяцев или одного года после истечения срока, установленного для исполнения амнистии. Таким образом, амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т. е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения (юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т. д.). 2.3 Перспективы проведения амнистии в 2010 году Последняя амнистия объявлялась Государственной думой в 2006 году. С тех пор прошло почти четыре года. За эти акта об амнистии не издавалось ни разу. Традиционно амнистия ожидалась в 2008 году, по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации. С предложением о принятии постановления об объявлении амнистии выступили депутаты ЛДПР, внеся в Государственную думу соответствующий проект Постановления "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕДВЕДЕВА ДМИТРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА". Однако ЛДПР быстро отозвала свой проект Амнистии для доработки и больше в Думе он не появлялся. Будет ли Амнистия в 2010 году? Можно с большой долей уверенности утверждать, что Амнистия будет принята в 2010 году по поводу 65-летия Победы. Традиционно, любая годовщина этого Великого события, не обходилась без проявления гуманизма государства в виде объявления амнистии. 23 декабря 2009 г. на заседании Госдумы депутат фракции Справедливая Россия, член Комитета по бюджету и налогам Вера Лекарева выступила с протокольным поручением Комитету Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству подготовить постановления Госдумы об амнистии в ознаменовании 65-летия победы во Второй Мировой Войне и провести правительственный час по реформе пеницитарной системы. Вот, что она сказала: «Пятая Государственная Дума войдёт в историю как самый негуманный парламент. За два года работы мы ни разу не объявили амнистию заключённым. Между тем в тюрьмах томятся около 70 тысяч женщин и 22 тысячи несовершеннолетних. В женской подростковой среде высокая рецидивность преступлений, которая обусловлена сугубо карательной направленностью пеницитарной системы. Я предлагаю дать протокольное поручение профильному комитету о подготовке постановлений Госдумы об амнистии в ознаменование 65-летия Великой Победы 1941-1945 годов. И второе. Предлагаю пригласить на правительственный час Министра юстиции Александра Коновалова с информацией о том, какие меры предпринимает правительство по Федеральной службе исполнения наказания». Таким образом, вопрос об объявлении амнистии в 2010 году уже поставлен представителями Справедливой России. Остается ждать поддержки его от Единой России. Заключение В заключение исследования амнистии в уголовном законодательстве Российской Федерации необходимо отметить, что поставленная цель и задачи выполнены. Амнистия - это освобождение от уголовной ответственности либо полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовные преступления, а также снятие судимости с лиц, ранее отбывших назначенное судом наказание. Акт об амнистии издается на основе предоставленных конституцией полномочий высшим органом государства - главой государства или парламентом и носит нормативный характер, то есть распространяется на всех лиц, отвечающих условиям, установленным актом об амнистии. В соответствии с пунктом “о” статьи 71 Конституции РФ издание актов об амнистии входит в исключительную компетенцию Российской Федерации: они принимаются Государственной Думой в форме постановлений (статья 103), и, следовательно, в отношении них Президентом не может быть применено право вето. Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление. Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права. То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более, уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается рядом обстоятельств, в частности, с помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Список использованных источников и литературы 1. Нормативно-правовые акты 1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года. 2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 4921. 3.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 2.Специальная литература 1.Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11. 2.Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. 3.Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2009 г. 4.Здравомыслов Б. В. Уголовное право РФ: Учебник (Общая часть). М., 2001. С. 439. 5.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2009 г. 6.Коновалова И.А. Амнистия и помилование как реализация права осужденных на досрочное освобождение от отбывания наказаний // Вестник Владимирского юридического института. - Владимир: Изд-во ВЮИ ФСИН России, 2007, № 1 (2). С. 73-75. 7.Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 2007. 8.Основы курса истории России: Учебное пособие / Под ред. А. С. Орлова. М: Простор, 1997. С. 219. 9.Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева). - "Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009 г. 10.Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. Рарога А. И. Т. 1. М., 2001. 11.Сотников С. Амнистия в современном российском праве // Уголовное право. 2004. № 2. С. 64-66. 12.Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. Иногамовой-Хегай М., 2002. С. 181. 13.Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы - доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко и доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. - 516 с. 14.Уголовное право России. Общая часть. Учебник. (под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Ревина) - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 г. 15.Уголовное право России. Общая часть: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под.ред. проф.Кругликова Л.Л.. - М.: Волтерс Клувер, 2005. 16.Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. Б. В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2002. С. 401. 17.Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 7. Приложение. Все амнистии, объявлявшиеся Государственной Думой ФС РФ 1.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22 сентября 2006 г. N 3498-4 ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА". 2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 19 апреля 2006 г. N 3043-IV ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ СО 100-ЛЕТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В РОССИИ". 3.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1761-IV ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 60-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ". 4.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 6 июня 2003 г. N 4125-III ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ". 5.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 30 ноября 2001 г. N 2172-III ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЖЕНЩИН". 6.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 26 мая 2000 г. N 398-III ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 55-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ". 7.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 13 декабря 1999 г. N 4784-II ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ". 8.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 18 июня 1999 г. N 4147-II ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ". 9.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 12 марта 1997 г. N 1199-II ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ В СВЯЗИ С ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТОМ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ". 10.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 9 февраля 1996 г. N 60-II ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, УЧАСТВОВАВШИХ В ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТОМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В ЯНВАРЕ 1996 ГОДА". 11.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 19 апреля 1995 г. N 713-1 ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 50-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ". 12.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 г. N 65-1 ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АМНИСТИИ". 13.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 г. N 63-1 ГД "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Страницы: 1, 2, 3
|