на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие и юридическая природа амнистии
p align="left">Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления. То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная Дума, несмотря на то что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов: зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характерУголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы - доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко и доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. С. 460..

Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.

Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость ее применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.

С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Примером может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии», по которой были освобождены от уголовной ответственности, наказания и судимости лица, осужденные ранее за такие преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые виды злоупотребления служебным положением. Данные лица были осуждены в свое время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала социально одобряемой. Амнистия, таким образом, отразила новую политику государства.

Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на Родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе» объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия.

Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осужденных, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.

Акты амнистии часто обусловлены социально-политическими целями. Амнистии обычно объявляются в связи со знаменательными датами в истории нашего государства или в связи с определенными событиями в стране. В советское время амнистии издавались в честь знаменательных событий (в связи с 50-летием Октября). Последними амнистиями подобного рода были амнистии в связи с 50-летием (1995), 55-летием (2000) 60-летием (2005) Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером может служить постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане»Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. Иногамовой-Хегай М., 2002. С. 181; Здравомыслов Б. В. Уголовное право РФ: Учебник (Общая часть). М., 2001. С. 439..

Одной из причин издания актов амнистии являлось и является «перенаселение» мест лишения свободы осужденными.

Издание актов амнистии может быть обусловлено и другими целями.

Постановления об амнистии вступают в силу или с момента их принятия, или со дня их официального опубликования (амнистия, проведенная в ноябре 2001 г., вступала в силу со дня официального опубликования постановления Государственной Думы, т. е. с 30 ноября 2001 г., и подлежала исполнению в течение шести месяцев).

О порядке применения постановления об объявлении амнистии издается специальное постановление Государственной Думы. В нем устанавливается, кто и в каких случаях производит исполнение акта об амнистии. Так, освобождение лиц, отбывающих лишение свободы, производится по утвержденному прокурором постановлению начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или начальника следственного изолятора. Отдельные положения исполняются органами дознания и предварительного следствия, судами, органами внутренних дел, командирами дисциплинарных воинских частейАскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11. С. 36.. Так, в постановлении Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» отмечено, что исполнение данного постановления возлагается на:

а)исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

б)органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;

в)суды:

-в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

-в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных женщин-военнослужащих по представлению командования воинской части;

-в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до вступления в силу постановления об амнистии. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд, вынесший приговор;

-в отношении осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

г)уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих исправительные работы, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

д)командование дисциплинарных воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части;

е)командование воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе.

Решения об освобождении утверждаются прокурором (кроме решений, принимаемых судами, где только требуется его участие).

При применении акта амнистии в отношении лиц, срок наказания которых был сокращен предшествующими помилованием или амнистией, следует исходить из срока наказания, установленного актами амнистии и помилования.

К лицам, в отношении которых наряду с наказанием за совершенное преступление назначены меры принудительного лечения от алкоголизма, наркомании, а также к больным венерическими заболеваниями, если они подлежат освобождению, акты амнистии применяются по окончании полного курса лечения. Однако этот срок не превышает в соответствии с постановлением о порядке применения акта об амнистии шести месяцев или одного года после истечения срока, установленного для исполнения амнистии.

Таким образом, амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т. е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения (юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т. д.).

2.3 Перспективы проведения амнистии в 2010 году

Последняя амнистия объявлялась Государственной думой в 2006 году. С тех пор прошло почти четыре года. За эти акта об амнистии не издавалось ни разу.

Традиционно амнистия ожидалась в 2008 году, по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации. С предложением о принятии постановления об объявлении амнистии выступили депутаты ЛДПР, внеся в Государственную думу соответствующий проект Постановления "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕДВЕДЕВА ДМИТРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА". Однако ЛДПР быстро отозвала свой проект Амнистии для доработки и больше в Думе он не появлялся.

Будет ли Амнистия в 2010 году? Можно с большой долей уверенности утверждать, что Амнистия будет принята в 2010 году по поводу 65-летия Победы. Традиционно, любая годовщина этого Великого события, не обходилась без проявления гуманизма государства в виде объявления амнистии.

23 декабря 2009 г. на заседании Госдумы депутат фракции Справедливая Россия, член Комитета по бюджету и налогам Вера Лекарева выступила с протокольным поручением Комитету Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству подготовить постановления Госдумы об амнистии в ознаменовании 65-летия победы во Второй Мировой Войне и провести правительственный час по реформе пеницитарной системы. Вот, что она сказала: «Пятая Государственная Дума войдёт в историю как самый негуманный парламент. За два года работы мы ни разу не объявили амнистию заключённым. Между тем в тюрьмах томятся около 70 тысяч женщин и 22 тысячи несовершеннолетних. В женской подростковой среде высокая рецидивность преступлений, которая обусловлена сугубо карательной направленностью пеницитарной системы. Я предлагаю дать протокольное поручение профильному комитету о подготовке постановлений Госдумы об амнистии в ознаменование 65-летия Великой Победы 1941-1945 годов.

И второе. Предлагаю пригласить на правительственный час Министра юстиции Александра Коновалова с информацией о том, какие меры предпринимает правительство по Федеральной службе исполнения наказания».

Таким образом, вопрос об объявлении амнистии в 2010 году уже поставлен представителями Справедливой России. Остается ждать поддержки его от Единой России.

Заключение

В заключение исследования амнистии в уголовном законодательстве Российской Федерации необходимо отметить, что поставленная цель и задачи выполнены.

Амнистия - это освобождение от уголовной ответственности либо полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовные преступления, а также снятие судимости с лиц, ранее отбывших назначенное судом наказание. Акт об амнистии издается на основе предоставленных конституцией полномочий высшим органом государства - главой государства или парламентом и носит нормативный характер, то есть распространяется на всех лиц, отвечающих условиям, установленным актом об амнистии. В соответствии с пунктом “о” статьи 71 Конституции РФ издание актов об амнистии входит в исключительную компетенцию Российской Федерации: они принимаются Государственной Думой в форме постановлений (статья 103), и, следовательно, в отношении них Президентом не может быть применено право вето.

Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.

То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более, уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными.

Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается рядом обстоятельств, в частности, с помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона.

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 4921.

3.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2.Специальная литература

1.Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11.

2.Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

3.Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2009 г.

4.Здравомыслов Б. В. Уголовное право РФ: Учебник (Общая часть). М., 2001. С. 439.

5.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2009 г.

6.Коновалова И.А. Амнистия и помилование как реализация права осужденных на досрочное освобождение от отбывания наказаний // Вестник Владимирского юридического института. - Владимир: Изд-во ВЮИ ФСИН России, 2007, № 1 (2). С. 73-75.

7.Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 2007.

8.Основы курса истории России: Учебное пособие / Под ред. А. С. Орлова. М: Простор, 1997. С. 219.

9.Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева). - "Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009 г.

10.Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. Рарога А. И. Т. 1. М., 2001.

11.Сотников С. Амнистия в современном российском праве // Уголовное право. 2004. № 2. С. 64-66.

12.Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. Иногамовой-Хегай М., 2002. С. 181.

13.Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы - доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко и доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. - 516 с.

14.Уголовное право России. Общая часть. Учебник. (под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Ревина) - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 г.

15.Уголовное право России. Общая часть: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под.ред. проф.Кругликова Л.Л.. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

16.Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. Б. В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2002. С. 401.

17.Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 7.

Приложение. Все амнистии, объявлявшиеся Государственной Думой ФС РФ

1.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22 сентября 2006 г. N 3498-4 ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА".

2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 19 апреля 2006 г. N 3043-IV ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ СО 100-ЛЕТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В РОССИИ".

3.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1761-IV ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 60-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ".

4.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 6 июня 2003 г. N 4125-III ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ".

5.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 30 ноября 2001 г. N 2172-III ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЖЕНЩИН".

6.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 26 мая 2000 г. N 398-III ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 55-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ".

7.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 13 декабря 1999 г. N 4784-II ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ".

8.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 18 июня 1999 г. N 4147-II ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ".

9.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 12 марта 1997 г. N 1199-II ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ В СВЯЗИ С ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТОМ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ".

10.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 9 февраля 1996 г. N 60-II ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, УЧАСТВОВАВШИХ В ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТОМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В ЯНВАРЕ 1996 ГОДА".

11.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 19 апреля 1995 г. N 713-1 ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 50-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ".

12.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 г. N 65-1 ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АМНИСТИИ".

13.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 г. N 63-1 ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.