на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие органа дознания
рганы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.- Система ГАРАНТ, 2009.

3. Основные должностные лица органа дознания

«Орган дознания» как учреждение, как система не может осуществлять какие-либо конкретные действия, принимать процессуальные решения. Фактически это может сделать только конкретное физическое лицо. Применительно к рассматриваемому вопросу этим лицом является «начальник органа дознания», который и олицетворяет собой орган дознания. Следует признать, что те предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания». Именно поэтому в юридической литературе верным считается суждение о том, что процессуальные документы органов дознания не имеют юридической силы до тех пор, пока они не утверждены руководителем (начальником) органа дознания Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева.- М., 1998. - С. 132.. Понятия «орган дознания» и «начальник органа дознания» тождественны с точки зрения соотношения их процессуальных полномочий в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности.

3.1 Начальник органа дознания

Начальник органа дознания - руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, начальник органа дознания:

1) в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, оказывает следователю содействие при решении им вопроса о наличии или отсутствии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-розыскной деятельности;

2) вправе в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбудить уголовное дело и лично произвести по нему неотложные следственные действия, или поручить их производство соответствующему сотруднику (сотрудникам) органа дознания;

3) организует выполнение поручений следователя, прокурора и начальника следственного отдела о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, об участии сотрудников органа дознания в производстве отдельных процессуальных действий, выполняемых следователем;

4) результаты выполненных по поручению следователя следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий передает следователю в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством;

5) по поручению следователя, прокурора или начальника следственного отдела выделяет необходимое количество оперативных работников для участия в расследовании преступления в составе следственно-оперативной группы.

Поручения следователя, данные в порядке, установленном настоящим УПК, являются для начальника органа дознания обязательными. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения". А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6.- С. 45-46.

3.2 Дознаватель

Полномочия по производству дознания по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательным не является, возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя. В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы. Список конкретных лиц, которые могут осуществлять полномочия дознавателя, утверждается приказом (распоряжением) начальника органа дознания. После появления повода к возбуждению уголовного дела начальник органа дознания или его заместитель поручает его проверку, возбуждение уголовного дела и производство дознания конкретному дознавателю.

В некоторых ведомствах (в органах внутренних дел Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации) созданы и функционируют специализированные подразделения дознания, состоящие из штатных дознавателей и начальника подразделения дознания.

Законом (ч. 2 ст. 41 УПК РФ) запрещено возлагать полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Данный запрет связан с тем, что в противном случае дознаватель принимал бы решения, руководствуясь не только и не столько содержащимися в уголовном деле доказательствами, но и оперативно-розыскной информацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом на это требуется согласие органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (к ним, например, относятся производство отдельных следственных действий по поручению следователя, поддержание в суде государственного обвинения по поручению прокурора и т. п.).

Для дознавателя указания прокурора и начальника органа дознания являются обязательными. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование указаний в любом случае не приостанавливает их исполнения. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под. ред. А. В. Гриненко. - М.: Норма, 2004. - С. 71-72.

Заключение

Таким образом, дознание как вид процессуальной деятельности и форма предварительного расследования по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу в отношении конкретных лиц и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, но распространяет на них правила производства предварительного следствия за некоторым исключением.

УПК РФ определяет орган дознания как государственный орган и должностное лицо, уполномоченное осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Дознание осуществляется различными органами и связано с их основными функциями.

Орган дознания - это учреждение или должностное лицо, на которое законом возложена обязанность производить направленную на обеспечение расследования уголовно процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у нее информации о возможном совершении преступления. К органам дознания относятся государственные органы, которые перечислены ст. 40 УПК РФ.

«Орган дознания» как учреждение, как система не может осуществлять какие-либо конкретные действия, принимать процессуальные решения. Фактически это может сделать только конкретное физическое лицо. Применительно к рассматриваемому вопросу этим лицом является «начальник органа дознания», который и олицетворяет собой орган дознания.

Начальник органа дознания - руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Полномочия по производству дознания по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательным не является, возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя. В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что среди уголовно-процессуальных функций, возложенных законодателем на органы дознания, особое место занимает расследование преступлений в форме дознания.

Библиография

Нормативные акты

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.11.2009) // СЗ РФ.- 2001.- N 52 (ч. I).- Ст. 4921.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003), (ред. от 13.10.2009) // СЗ РФ.- 2003.- N 22.- Ст. 2066.

3. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 25.11.2009) "О милиции" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР".- 1991.- N 16.- Ст. 503.

4. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 (ред. от 29.05.2006) "О подразделениях милиции общественной безопасности" // СЗ РФ.- 2000.- N 50.- Ст. 4905.

5. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 925 (ред. от 14.02.2009) "О подразделениях криминальной милиции" // СЗ РФ".- 2000.- N 50.-Ст. 4904.

Литература общего содержания

6. А.Е. Лодкин. Дознание: история развития, проблемы, перспективы // Закон и право.- 2007.- №6.- С. 73-76.

7. А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6. С. 45-46.

8. Дознание: история и перспективы / Михаил Бекетов // Уголовное право. - 2008 .- N 4 .- С. 69-73.

9. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.

10. К вопросу о понятии "орган дознания" / Арестова Е. Н. // Российский следователь.- 2009 .- N 3 .- С. 4-7.

11. Макалинский П.В. Практическое руководство для судебных следователей. 6-е изд. СПб., 1907.

12. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.- Система ГАРАНТ, 2009.

13. Уголовный процесс: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

14. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева.- М., 1998.

15. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под. ред. А. В. Гриненко. - М.: Норма, 2004.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.