p align="left">Международно-правовое регулирование Понятие межд-прав регулирования. Межд-прав регулирование - это властное воздействие гос-в на свои взаимоотношения при помощи межд права. Это регулирование представляет собой разновидность социального управления. Система межд-прав регулирования состоит из двух подсистем: регулируемой и регулирующей. Первой явл система межгос отношений, представляющая объект регулирования. Регулирующей явл система средств межд-прав воздействия. Механизм межд-прав регулирования. Под этим механизмом понимается совок межд-прав средств и методов воздействия на межгос отношения. Первым элементом механизма явл межд-прав норма. Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам. Достигается цель специфическим юр методом, путем установления взаимосвязанных прав и обяз, образующих правоотношение. Межд-прав отношение явл второй главной частью механизма межд-прав регулирования. Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юр содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения наполняются в процессе функционирования. На всех этапах функц межд права важная роль принадлежит межд-прав сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы. Важным его элементом явл общее межд-прав сознание, под которым понимается совок разделяемых гос-ми взглядов, представлений, идей относительно необходимого межд правопорядка. Метод функционирования межд права. Под этим методом понимается совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации межд-прав норм. Общий метод функц охватывает пять особых методов: политико-правовой метод - нормы межд права осущ субъектами при помощи полит средств; морально-правовой метод - использование механизма действия морали для реализации норм межд права; идейно-правовой метод - воздействие на межд отношения через идеологию, упрочение позиций межд-прав сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления; организационно-правовой метод - принятие организационных мер по реализации норм межд права как внутри гос-ва, так и в межд отношениях; специально-правовой метод - применение специфически правовых средств воздействия на межд отношения. Этот метод и явл сутью межд-прав регулирования. Международный правопорядок. Существуют два понимания правоотношений. В одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом - это общественные отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два понятия правопорядка. В первом случае это только юр явление - система чисто правовых отношений, во втором - это реальное состояние отношений, закрепленное межд правом. В результате мы имеем юр и фактический правопорядок, у которых немало различий. В одном случае - правовая модель, в другом - результаты ее претворения в жизнь. Межд правопорядок - это система межд-прав отношений, призванная придать сообществу гос-в структурную устойчивость на основе целей и принципов межд права. Международная законность. Это - режим функционирования системы межд отношений, основанного на принципе добросовестного выполнения обязательств по межд праву и обеспечивающего реализацию этого принципа. В основе зак-сти находится механизм, суть кот состоит в том, что обладающий правом субъект заинтересован в выполнении обязательства другой стороной, в ее правомерном поведении и прилагает имеющиеся в его распоряжении средства для достижения цели. Вместе с тем он осознает, что выполнение обязательств другой стороной возможно в том случае, если сам субъект будет верен своим обязательствам. Отстаивая свои права, гос-во утверждает режим межд зак-сти. Контроль. Под контролем понимается процесс обработки информации, призванный определить соответствие поведения субъектов нормам межд права. Первая функция контроля заключается в констатации факта правонарушения; вторая - в воздействии на правонарушителя, призванном побудить его к выполнению предписаний межд права. Есть у контроля и третья функция - толкование норм. Констатация правонарушения выражает понимание того, какие действия не соответствуют норме. Существуют два вида контроля - национальный и международный. Международно-правовая ответственность. Ответственность порождается межд-противоправным деянием, элементами кот явл: субъективный элемент - наличие вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно гос-ва в целом); объективный элемент - нарушение субъектом своих межд-прав обязательств. Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств. В литературе и практике утверждается деление межд правонарушений на межд преступления и деликты. К числу первых относятся нарушения обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов межд сообщества, что последние квалифицируют их как особо опасные и тяжкие. Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед потерпевшим. Вопреки весьма распространенному мнению, ответственность не включает меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность, состоящую в обязанности восстановить нарушенное. И лишь в случае нежелания, отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность. Санкции и контрмеры. Санкции и контрмеры представляют собой виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функц межд права представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам межд права. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только межд организациями. Что же касается государств, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на территории другого гос-ва, в случае недружественных ограничений экономических и культурных связей и т д. Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые межд правом как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с межд правом, но поскольку явл контрмерами в отношении правонарушителя, постольку могут выходить за рамки межд права в тех пределах, кот определяются характером правонарушения. Из этого видно, что репрессалии должны быть пропорциональными: интенсивность контрмер не может быть выше той, что необходима для достижения непосредственной цели. Применение и толкование норм межд права Понятие применения норм межд права. Понятие “применение права” используется в общем и специальном смысле. В первом случае оно охватывает все юр способы осущ права, во втором - властное осущ права в случае правонарушения или спора о праве. Применение норм права к конкретным случаям закл в следующем: установление факт обстоятельств; правовая квалификация факт обстоятельств, т.е. установление того, подпадают ли они под действие норм межд права, и если да, то каких именно; определение юр характеристик относящихся к делу норм, сферы их действия, особенно в отношении данных субъектов; уяснение содержания нормы, т.е. общее толкование; принятие решения о способе применения норм к данным факт обстоятельствам; действия по обеспечению реализации принятого решения. Организационные основы применения межд права. Существуют межд и национальный методы применения норм межд права. Межд метод реализуется в деят гос-в на мировой арене, а также в деят создаваемых ими межд органов и организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для реализации норм межд права внутригос деятельности, т.е. в имплементации этих норм. Толкование норм межд права. Понятие толкования. Толкование есть процесс выяснения содержания нормы, целей применительно к данной ситуации, связей с иными нормами межд права, юр характеристик. Доктрине известны различные подходы к толкованию в зависимости от того, что ставится во главу угла. Основных подхода три - объективистский, субъективистский и функционалистский. Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но лишь той, что нашла закрепление в тексте. Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, кот далеко не всегда выражены в тексте полностью. Решающее значение придается воле сторон в момент создания нормы. Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Главная задача - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте, в подготовительных материалах или в последующей практике. Стоящие перед толкованием задачи определяются объектом толкования, т.е. межд-прав нормой. Если норма с большей или меньшей полнотой находит выражение в тексте, то именно текст служит основным средством толкования. Средства толкования определены Венской конвенцией о праве межд договоров, кот поделила их на основные и дополнительные. К первым отнесен контекст договора в широком понимании этого термина. К дополнительным средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства заключения договора. Использование дополнительных средств допускается лишь в том случае, если применение основных средств оставляет значение нормы неясным или приводит к явно абсурдным результатам. Правила и способы толкования. На первое место Венская конвенция ставит принцип добросовестности. Толкование должно быть добросовестным, т.е. честным, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон и направлены на выявление реального содержания нормы. Принцип единства толкования требует, чтобы норма понималась единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам. Принцип эффективности требует, чтобы результаты толкования вели к достижению целей нормы, делали ее действенной. Правило специального закона требует, чтобы при толковании признавалось преимущество специальных норм по отношению к общим, поскольку они непосредственно относятся к данному случаю, конкретизируют общую норму, а порой и делают из нее исключение. Способы толкования: грамматическое - это уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики данного языка; логическое - анализ нормы путем использования законов и правил логики; специально-юридическое представляет собой выяснение юр характеристик межд-прав нормы. Речь идет о таких моментах, как: находится ли норма в силе, каков круг ее субъектов, на которых распространяется ее действие и т д.; систематическое - анализ нормы как элемента системы межд права в ее взаимосвязи с целями и принципами, а также с иными нормами; телеологическое - определяет содержание нормы в соответствии со стоящей перед ней целью; историческое - выяснение смысла нормы в свете исторических условий ее принятия. Сфера действия межд права Под сферой действия межд права понимается область применения межд-прав средств воздействия на объект регулирования. Эта сфера имеет три основных аспекта - субъектный, объектный и пространственный. Субъектная и объектная сферы. Субъектная сфера определяется кругом субъектов, на кот распространяется действие межд права. Важным изменением субъектной сферы явилось включение в нее межгос организаций. Объектная сфера - это круг регулируемых отношений, кот явл его объектом. Объектная сфера связана с субъектной, поскольку в нее входят только отношения между субъектами межд права. Все эти аспекты сферы действия межд права практически важны. Для всех договоров первостепенное значение имеет субъектная сфера - на кого распространяется его действие. Объектная сфера определяется содержанием договора - какие виды отношений и в какой мере им регулируются. Пространственная сфера. Пространственная (или территориальная) сфера действия межд права привлекает основное внимание практики, именно ей посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых действует межд право.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|