на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие, содержание и социальное назначение выборов
i>Гласность подготовки и проведения выборов также является ним из принципов избирательного права. На заседаниях соответствующих избирательных комиссий имеют право присутствовать кандидаты на выборные должности, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, блоков и средств массовой информации Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2007.- 356 с. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 21 июля 2005 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»..

3. Стадии избирательного процесса

Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. После назначения выборов формируются избирательные округа и избирательные участки. Избирательный округ -- это территориальная единица, образуемая для выдвижения и избрания кандидатов или выборных должностных лиц. Избирательный участок -- это территориальная единица, заранее образуемая для проведения голосования и подсчета голосов. Они не должны пересекать границы избирательных округов Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие: схемы и комментарии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007.-192 с.. Избирательные участки создаются с учетом местных и иных условий, чтобы создать максимальные удобства для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В целях реализации прав избирателей территориальные избирательные комиссии на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, составляют списки избирателей. Основанием для включения российского гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка и обладания активным избирательным правом.

Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Федерации, - руководитель территориального органа исполнительной власти.

Формирование избирательных комиссий. Избирательные комиссии -- это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и введение выборов. Они подразделяются на:

-- постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами, -- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а также муниципальными органами -- избирательная комиссия муниципального образования;

-- избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе, -- окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами и законами субъектов Федерации, а государственные и муниципальные средства массовой информации должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Выделяют две группы субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов:

1) Непосредственно избиратели определенной численности соответствующего избирательного округа.

2) Политические партии, политические блоки.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.

Для регистрации кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляются:

1) Письменное заявление кандидата о самовыдвижении или представление отдельных избирателей, групп избирателей, политических партий и блоков.

2) Заявление кандидата (кандидатов) о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

3) Необходимое количество подписей избирателей.

В результате регистрации кандидаты приобретают статус зарегистрированных кандидатов. Все они обладают равными правами и несут равные обязанности.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу

Предвыборная агитация - это деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, политических партий, блоков, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.

Предвыборной агитацией признаются:

а) призывы голосовать за кандидатов, списки кандидатов либо против них;

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не буде избран, тот или иной список кандидатов, который будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствовавшая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до начала голосования.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 м от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.

В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень.

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5% превышать число зарегистрированных избирателей. Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов.

О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповещать избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия того округа, от которого избирается депутат или иное выборное лицо, определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных.

Выборы признаются комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в список избирателей, если за списки кандидатов, получивших согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одному избирательному округу.

При подготовке и проведении выборов, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав используется государственная информационная система ГАС «Выборы» в порядке, установленном законодательством Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие: схемы и комментарии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007.-192 с. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 608 с..

4. Проблемы современного избирательного процесса

В своем развитии избирательное законодательство все более оформл
яется в достаточно самостоятельную, обособленную отрасль российского законодательства. В этом, безусловно, есть положительные моменты: развивается специфический инструментарий правового регулирования избирательных правоотношений, уточняются основные понятия и термины избирательного права, осуществляет детальная проработка избирательных процедур и мер ответственности за их нарушение. Это способствует, с одной стороны, универсализации, а с другой, конкретизации порядка подготовки и проведения выборов всех уровней. Однако в настоящее время выявлялись и отрицательные стороны разрастания обособленного регулирования выборов исключительно средствами избирательного законодательства. Оно ведет к разрыву системных связей избирательного права и конституционного права РФ.

Содержание важнейших институтов избирательного права в первую очередь должно определяться теми принципами и нормами, которые заложены в основополагающих конституционно - правовых актах, устанавливающих избирательные права граждан именно как права конституционные, и в этом качестве не подлежащих необоснованным ограничениям. Избирательное законодательство, как и федеральное, так и субъектов РФ должно также в большей степени учитывать конституционные основы организации государственной власти, существующее конституционное разграничение предметов введенья между РФ и ее субъектами. Более полный учет этих правовых реалий должен в немалой степени составлять содержание современного этапа совершенствования российского избирательного законодательства.

Кроме того, следует учитывать, что собственно избирательные законы не исчерпывают всего многообразия нормативных актов, регулирующих порядок проведения выборов. В полном объеме избирательный процесс определяется системой законодательных актов, некоторые из которых до сих пор не приняты, а иные во многом устарели.

Несущая задача состоит в том, чтобы восполнить пробелы законодательства, добиться синхронного развития норм всех его отраслей, в той или иной степени затрагивающих вопросы выборов, достичь положения, при котором они были бы взаимно дополняющими и не в коей мере не противоречили друг другу.

В свою очередь, законодательными органами субъектов РФ важно обеспечить соответствие принципов избирательного законодательства, заложенных в конституциях и уставах субъектов РФ, Конституции РФ и федеральным законам. Для этого данные конституционные нормы должны одновременно учитывать полномочия РФ по регулированию вопросов избирательного права, а также особенности построения и функционирования избирательных систем субъектов РФ.

Нормы Конституций, уставов субъектов РФ должны выражать наиболее общие, безусловно, необходимые принципы и нормы избирательного права. Избыточность нормативного регулирования вопросов избирательной системы в конституциях и уставах субъектов РФ может привести к девальвации самого этого регулирования и явиться фактором, необоснованно сдерживающим законотворчество данных субъектов РФ.

Проблема существования и развития гражданского общества едва ли не коренная во всей нашей сегодняшней жизни. Решение ее, непосредственно связано с наличием политического сознания у наших граждан. А это порождает так называемую политическую апатию, вялость и политическую бездеятельность. Это безусловно относиться и к выборному процессу. Интересен тот факт, что в местные органы самоуправления, как правило, не являются от 30 до 50% избирателей, с одной стороны значительная часть избирателей демонстрирует либо апатию, либо не согласие со списками кандидатов, а с другой стороны свою удовлетворенность существующим положением в деле функционирования органов местного самоуправления, демонстрируя свое нежелание перемен, которые обещают претенденты.

Таким образом, не осознание многими россиянами важности выборного процесса при становление демократической системы в России, усиливает и укрепляет теневые процессы разного рода, способствует своеобразной лигитимизации их, проникновение их в политику, идет закрепление негативных процессов в реальных структурах власти. Все это очень опасно, ибо приводит к социально - негативным последствиям, усиливает энтропию политического реформирования. Для демократического государства чрезвычайно существенно, чтобы исправно работал механизм избирательной системы. Если он не будет функционировать, демократия лишиться своей важной основы - подлинной выборности государственных органов власти.

Все выше указанные причины, да и другие, заставляют власть, если не изменять выборный процесс в России, исходя из реалий сегодняшнего дня, то корректировать и вносить в него определенные изменения, обязательно Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Проспект, 2007. - 321 с.

.

Заключение

При непосредственном участии выборов в демократических государствах осуществляется представительство интересов различных социальных групп населения в органах государственной власти, достигается соответствие политики и решений органов государственной власти и управления интересам и потребностям различных социальных групп населения, происходит обновление политической элиты, обеспечивается достаточно конвенциальное разрешение реально существующих и потенциальных противоречий между насущными интересами граждан и деятельностью властных структур.

В текущий исторический момент предполагает необходимый минимум культуры участия в избирательном процессе, предполагает повышенное осознание того, что полномочия на власть всего лишь отражения волеизъявления граждан, выраженного в ходе конкурентных периодически проводимых законных выборов. Освещение демократических политико-правовых ценностей участия в избирательном процессе - важный элемент современной государственной политики, общественных изменений в этой области.

К сожалению, вслед за декларированием редко наступают конкретные действия. Избиратель не доверяет институту выборов. Не редко происходит срыв выборов в связи с неявкой избирателей на свои участки, часто слышим оправданные не одобрительные высказывания в адрес кандидатов в депутаты, непрекращающиеся чреды выборов «грязных» избирательных технологий.

Немалую роль в предвыборных, избирательных кампаниях стали играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержки того или иного кандидата (партии) либо к игнорированию выборов вообще контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Разумеется, такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными. Очень часто выборы со стороны представителей государственной власти ведутся отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных кандидатов; компрометирующие материалы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением граждан РФ, что отнюдь не идет на пользу престижа выборов, развития демократии и гражданского общества в России.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 2 февраля 2006 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2007.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2007.- 356 с.

4. Добрынин И.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации; Учебно-методический комплекс, 2-е изд., испр. и доп. Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета, 2007. - 393 с.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 608 с.

6. Конституционное право России: сб. нормативных актов / сост. С.А. Авакьян. - М.: ТК Велби, 2007. - 896 с.

7. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 767 с.

8. Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие: схемы и комментарии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007.-192 с.

9. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Проспект, 2007. - 321 с.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 408 с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.