на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие уголовно-исполнительного права РФ. Задачи и система курса
ранее действовавшем законодательстве ставилась цель исправления и перевоспитания осуждённых. Это порождало на практике путаницу в вопросах, кого из осуждённых требовалось только исправлять, а кого - ещё и перевоспитывать. В исправительной педагогике в последние годы утвердилось положение: перевоспитание есть процесс воспитательного воздействия на осуждённых во время отбывания ими наказания, а исправление - это результат данного процесса. И он может быть разным.

Степень исправленности конкретного осуждённого всегда индивидуальная, поэтому подвести её под признаки определённых шаблонов, как это было в прежнем законодательстве, например «встал на путь исправления», «доказал своё исправление№, практически представлялось невозможным. В то же время это всегда требовалось при избрании вида досрочного освобождения. В настоящее время Уголовный кодекс РФ связывает применение, например, условно - досрочного освобождения (ст. 79) или замены его неотбытой части более мягким видом наказания (ст. 80) с убеждённостью суда в целесообразности таких решений, принимаемых с учётом личности и поведения осуждённого в период отбывания им наказания. Следовательно, речь идёт об оценочных понятиях. Их содержание будет зависеть от степени исправленности осуждённых, определять которую в конечном счёте предстоит учреждениям и органам, исполняющим наказания.

УИК РФ употребляет различные термины, устанавливающие данную степень. Так, в ст. 116 приводится определение и раскрывается понятие злостного нарушения, выделяется категория злостных нарушителей режима. В остальных случаях указывается, что хорошее поведение осуждённых проявляется в добросовестном отношении к труду, обучению, активном участии в работе самодеятельных организаций осуждённых и в проводимых с ними воспитательных мероприятиях.

Цель предупреждения преступлений, согласно комментируемой статье, достигается работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны осуждённых во время отбывания ими наказания. Для этого осуществляется система специальных мероприятий.

Вторым направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осуждённых и иных лиц. В отношении бывших осуждённых применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. Что касается профилактики совершения преступлений иными лицами (так называемая общая превенция), то механизм, инструментарий выявления и определения степени её эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении еще весьма несовершенны. Общественное мнение нередко исходит из того, что чем жёстче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Многовековая практика постоянно опровергает подобную установку.

Поставленные перед уголовно - исполнительным законодательством РФ цели достигаются путём решения конкретных задач, а именно:

· регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

· определение средств исправления осуждённых;

· охрана их прав, свобод и законных интересов;

· оказание осуждённым помощи в социальной адаптации.

Решение данных задач обеспечивается социально - экономической базой и всем правовым механизмом государства, соответствующей целенаправленной деятельностью его органов, а также активным участием в ней общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан. Успешное выполнение большинства этих задач усилиями только правоохранительных структур, в том числе учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно. Они требуют комплексного решения.

2.4 Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы уголовно-исполнительного права - это вытекающие из требований политики государства общие руководящие начала, пронизывающие всё содержание деятельности соответствующих органов.

Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ).

В отличие от УК РФ, Уголовно - исполнительный кодекс РФ только перечисляет принципы, на которых основывается уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации, но не раскрывает сущность каждого из них. Поэтому содержательная сторона каждого из указанных в УИК РФ принципов раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа используемых в законе терминов.

Принцип гуманизма в уголовно - исполнительном законодательстве проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ, по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР, воплощён намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в сфере исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осуждёнными.

Прежде всего, из содержания норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы), изъята излишняя тюремная атрибутика, отражающая суровость наказания, отменены многие ограничения в отношении осуждённых. Четырёхлетняя практика применения Кодекса показала необходимость дальнейшей гуманизации условий и порядка отбывания наказания.

В УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осуждённых от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осуждённых с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их позитивной инициативы.

Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осуждённых, от их желания и настроения проявлять себя определённым образом. Например, если осуждённый не нарушает установленного порядка и дисциплины, то ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, то, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в исправительном учреждении - путём системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).

Благодаря такой системе противовесов основная масса осуждённых заинтересована в правопослушном поведении. Это в конечном счёте обеспечивает устойчивую обстановку в уголовно - исполнительной системе, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осуждённых. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально - финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы.

В последнее время осуществлены крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие ограничения в расходовании осуждёнными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания для представления к условно - досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.

Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осуждённым, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осуждённых, по пресечению различных попыток (как с их стороны, так и со стороны иных граждан) проникновения на охраняемые территории, нападения на охрану, проноса запрещённых предметов и подобных действий.

Принцип демократизма проявляется в том, что УИК РФ, хотя и исходит из конституционной установки о федеральном построении уголовно - исполнительной системы, тем не менее предоставляет довольно широкие права субъектам Российской Федерации и муниципальным органам в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания.

Органы власти субъектов Федерации оказывают финансовую помощь указанным структурам (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, по освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т. п.).

Принцип демократизма проявляется и в других формах:

· в порядке беспрепятственной подачи жалоб и заявлений осуждённых;

· в свободе выбора ими языка обращения и переписки;

· в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· судебном и ведомственном контроле;

· прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;

· в содействии работе общественных объединений.

Принцип равенства осуждённых перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одном режиме исправительного учреждения, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода признаков. Здесь различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное - от поведения осуждённых.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональность мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведённых дифференциации и индивидуализации личности самих осуждённых.

Осуждённые дифференцируются на разных этапах и в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи, родственников; отбытого срока наказания и их поведения; возможности досрочного (в любой форме) освобождения; наличия профессии и т. д.

Внутри классификационных групп осуждённых выделяется личность каждого из них, выявляются её основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества.

Следует отметить, что личность осуждённого не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие - частично, а некоторые - вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно - исполнительной системы - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осуждённого и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя её отрицательные свойства.

Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые персонал всех служб предъявляет к осуждённым. В зависимости от принадлежности осуждённых к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.

В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимуляции правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше. Эффективность её реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплён и в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве. Правда, тогда он относился лишь к тем наказаниям, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия. Теперь же предмет законодательства намного шире. Он включает регламентацию исполнения не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно - правового характера.

Тем не менее, данный принцип сохраняется, хотя исправительное воздействие ряду из них не присуще. Учитывая, однако, что большинство наказаний соединяется на стадии их исполнения с исправительным воздействием, этот принцип является определяющим для характеристики уголовно - исполнительного законодательства.

Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности.

Реализация всех вышеизложенных принципов повышает эффективность исполнения наказания и усиливает защиту законных прав и свобод, а также интересов осужденных.

К сожалению, УИК суть указанных принципов не раскрывает в отличие от УК РФ, где в ст. ст. 3-7 приведена краткая расшифровка принципов уголовного законодательства.

Ткачевский Ю. М. Считает, что «представляется целесообразным дополнить перечень ст. 8 УИК РФ принципом справедливости»1.

3. Заключение

Итак, мы рассмотрели уголовно-исполнительную политику России, понятие уголовно-исполнительного права, цели и задачи уголовно-исполнительного права и принципы уголовно-исполнительного права.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Россия стоит на пути гуманизации условий отбывания уголовных наказаний.

Развитие уголовно-исполнительного законодательства в существенной мере обусловлено влиянием международных норм и стандартов обращения с осуждёнными. Это происходит не только под влиянием критики и давления мирового сообщества в применении данных норм и стандартов, но и желания самого российского государства следовать им.

В настоящее время происходит процесс разработки нормативной базы, обобщения опыта функционирования системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, идёт подготовка кадров для практической и научной деятельности, создаётся учебная и научная литература.

Библиографический список:

Нормативная база:

1. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации.

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990г.

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина в РСФСР от 22.11.1991г.

Литература:

1. Ткачевский Ю. М. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Законодательство. М., 1997, № 2.

2. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика. Учебник для вузов / Под ред. А. И. Зубкова. М., 2003, с. 720.

3. Угольникова Н. В. Уголовно-исполнительное право РФ. М., 2002, с. 410.

4. Фефелов В. А. Понятие уголовно-исполнительного права РФ. М., 1996, с. 367.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.