на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие, виды и общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
p align="left">(ст. 281 УК);

4) посягательство на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности (ст. 280, 282, 282?, 282? УК);

5) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны (ст. 283, 284 УК).

Уголовный кодекс действует десятый год. Идет процесс накопления опыта в расследовании и квалификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Поэтому говорить об изъянах и о сложности применения нового закона, видимо, рано.
Но некоторые проблемы уже видны. Они связаны с защитой государственной тайны. Речь идет о двух статьях УК: 283-й (разглашение государственной тайны) и 284-й (утрата документов, содержащих государственную тайну). К сожалению, статья 283 предусматривает ответственность только за сам факт предания огласке посторонним лицам сведений, составляющих государственную тайну. А вот если человек не только разглашает, но эти сведения еще и незаконно использует (коллекционирует, приводит в открытых публикациях и тому подобное) ответственности за это при отсутствии признаков государственной измены нет.
Практика деятельности оперативных подразделений ФСБ показывает, что существует целая когорта людей, которые неправомерно занимаются коллекционированием данных, содержащих государственную тайну, например о подводных лодках, ракетах и так далее. Это создает объективные условия утечки информации, содержащей государственную тайну.
Парадокс заключается в том, что законодатель предусмотрел норму о защите коммерческой или банковской тайны (статья 183 УК), которая определяет ответственность за собирание, разглашение банковской и коммерческой тайны или их незаконное использование. Коммерческую тайну и банковскую нельзя незаконно использовать, а вот о государственной тайне этого не сказано (если отсутствуют признаки государственной измены).
Далее. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, теперь является преступлением, если совершается только умышленно. В то время как жизнь показывает, что значительную часть фактов разглашения составляют деяния, совершенные по неосторожности. Но неосторожность - это форма вины, она лишь подчеркивает меньшую общественную опасность лица, а объективно ущерб для государства один и тот же. Лишь наступление при умышленном разглашении тяжких последствий по неосторожности законодатель криминализировал по принципу признания двойной формы вины (часть 2, статья 283 УК).

Здесь логично было бы ввести квалифицирующий признак при разглашении сведений, если использовались средства массовой информации, то есть разглашение совершено способом широкой огласки и при реальной угрозе наступления тяжких последствий. Умышленное разглашение государственной тайны (часть 1, статья 283 УК) относится к преступлениям средней тяжести, где максимальное лишение свободы - до четырёх лет. Для такой категории преступлений приготовление к преступлению ненаказуемо, оно в новом УК декриминализированно (часть 2, статья 30). В то же время ясно, что борьбу с разглашениями надо вести в ситуациях, когда уже идет к этому приготовление (например, накопление информации, для того чтобы в дальнейшем предать ее огласке, сделать достоянием посторонних лиц).
Приготовление наказуемо лишь по категории тяжких и особо тяжких преступлений, то есть таких, где наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет. Таким образом, если установить максимальный срок наказания за умышленное разглашение государственной тайны до шести лет, то криминализация подготовительных действий откроет путь к пресечению данного преступления на раннем этапе его развития.
Новый закон в части утраты документов, содержащих государственную тайну (статья 284), сформулирован так, что расследование этих дел является постоянной проблемой следователей. Утратой признается такой противоправный выход документов из владения данного лица, при котором наступили тяжкие последствия. Практика показывает, что, если документ утрачен, его нужно найти, но даже если он найден, надо доказать, что наступили тяжкие последствия. Если последнее не доказано, а сроки следствия (даже продленные прокуратурой) прошли, дело приостанавливается и ведется оперативно-розыскная работа.
Наконец, есть предложения отдельных депутатов Государственной думы и ученых о том, что можно было бы сузить понятие государственной тайны рамками двух грифов: "Совершенно секретно" и "Особой важности". В прошлом законодательстве так и было: только эти два грифа отражали наличие государственной тайны. Фактическое же ее наличие, конечно, устанавливается экспертами, ибо уровень грифа может не отражать реальное содержание документа.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА

Государственная измена (Ст. 275 УК РФ), то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации,-

Наказывается лишением на срок от двенадцати до двадцати лет с со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание: Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также ст. 276 и 278 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В том же УК РСФСР в ст. 64 не было также конкретного перечня деяний в самой трактовке данной статьи, то есть развернутого перечня деяний, которые бы обозначали умышленно совершенные действия с полным их наименование и подразделением, несущие в совей сущности ущерб или угрозу какому-либо из конкретных объектов преступного посягательства - будь то обороноспособность или угроза суверенитету страны.

В приведенной выше статье 275 УК РФ также отсутствует подробный перечень деяний, но тем не менее сущностное содержание как бы собрало воедино все понятия, которые могут в целом представлять государственную измену. Теперь следует рассмотреть каждое из приведенных понятий в отдельности с подробным юридическим рассмотрением и обоснованием.

ГОСУДАРСТВЕННА ИЗМЕНА - представляет собой акт предательства, т.е. оказание гражданином РФ помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в осуществлении враждебной деятельности против Российской Федерации. Кроме общей /родовой/ формы измены в виде оказания помощи закон предусматривает ответственность за ее специальные формы - шпионаж, выдачу государственной тайны - если они направлены в ущерб безопасности России.

ВНЕШНЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, как объект преступного посягательства означает состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности Российской Федерации.

Указанные сферы общественный отношений тесно связаны между собой, и вопрос о том, какому компоненту наносится наибольший вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае на основании имеющихся материалов.

Государственная измена в форме шпионажа выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также в передаче или собиранию по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином, либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК РФ шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе или работе, либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором передаются, либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе или работе.

Например, гражданин Иванов И.И., работая руководителем одного из режимных НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и в процессе дальнейшего общения с представителями спецслужбы выдал известные ему сведения, составляющие государственную тайну. Мотивом для совершения данного преступления материальная корысть, а психологическая подоплека - моральная упадочность и патология нравов.

Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации - ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. В указанном законе в статье 5 дается перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Исчерпывающий же открытый «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. №1203.

Государственную тайну образуют сведения 3-ий степени секретности - «секретно» и «особой важности».

Оконченным преступлением выдача государственной тайны признается с момента перехода сведений, ее составляющих, в адрес иностранного государства, иностранной организации, либо их представителям. Представителями иностранного государства в иностранной организации являются их официальные лица члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и т.д., а также иные лица, выполняющие их поручения.

Могут иметь место стадии приготовления, либо покушения на преступление например, задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении различных деяний, направленным на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ национальной безопасности России внутригосударственная безопасность, внешняя безопасность, экономическая безопасность, если они не охватываются другими формами государственной измены.

Объективно оказание помощи связано с установлением контакта или связи гражданином России с представителями иностранного государства или иностранной организации и совершения по их заданию:

А) других, кроме измены преступлений против основ конституционного строя и безопасности страны;

Б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности государства;

В первом случае действия виновного квалифицируется по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида: террористический акта, диверсия, вооруженный мятеж и т.д.

Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности России. Это могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы; подбор явочных и конспиративных квартир; оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве и на работу, связанную с доступом к государственным секретам и многое другое. Оказание помощи может быть как в мирное, так и в военное время.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место также стадии совершения преступления.

Приготовление к преступлению образуют разработка плана оказания помощи, создание условий для установления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи, тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо и т.д.

Как покушение на преступление квалифицируется неудавшаяся попытка установить контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации, совершение действий, направленных на оказание помощи, которой иностранная разведка не могла воспользоваться и т.д.

Государственная измена совершается только с прямым умыслом, т.е. виновный осознает общественно опасный характер своих действий, указанных в диспозиции данной статьи и желает их осуществить.

Для квалификации преступления подлежит установлению направленность умысла - нанести ущерб внешней безопасности России. Мотивы при этом могут быть самыми разными: корысть, месть, политические разногласия, националистические побуждения, следствие шантажа и т.д. Мотивы, хотя и не указаны в данной норме, имеют большое значение в раскрытие механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.

Субъектом государственной измены признается только гражданин России, достигший шестнадцати лет. Соучастникам же преступления, кроме исполнителя, могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.