на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Порядок формирования федерального собрания, его основные функции и полномочия

Порядок формирования федерального собрания, его основные функции и полномочия

13

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО Ростовский государственный

экономический университет «РИНХ»

Юридический факультет

кафедра «КонституционнОГО И муниципальНОГО правА»

Курсовая работа

порядок формирования федерального собрания, его основные функции и полномочия

студента II курса

заочного обучения (второе высшее)

Подкопаева С.В.

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2007

ПЛАН

Введение

1 Понятие Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации

2 Порядок формирования и структура Федерального Собрания Российской Федерации

2.1 Порядок формирования Государственной Думы и ее структура

2.2 Порядок формирования Совета Федерации и его структура

3 Основные функции и полномочия Федерального Собрания Российской Федерации

3.1 Полномочия Государственной Думы

3.2 Полномочия Совета Федерации

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Развитие народного представительства - одно из важных средств обеспечения народовластия. Конституция закрепляет Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Порядок формирования этого органа обеспечивает представительство всего многонационального народа страны, всех ее субъектов.

Конституция Российской Федерации именует Федеральное Собрание законодательным органом, определяя в качестве его основной функции законотворчество. Это единственный законодательный орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Из определения Федерального Собрания как парламента Российской Федерации следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его функции, однако, не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также верховное распоряжение государственной казной и контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией и соответствующими ей федеральными законами.

Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. В принципе это означает, что Федеральное Собрание - выборный орган. Однако отсюда не следует (как часто ошибочно утверждается), что члены Федерального Собрания хотя бы в своей совокупности должны быть избраны большинством народа. Это желательно, но на практике далеко не всегда достижимо. В большой мере зависит это от избирательной системы, от порядка формирования Федерального Собрания, которые устанавливаются федеральными законами. Зависит это и от активности избирателей, прежде всего от их участия в голосовании на выборах. Если парламент избран в соответствии с Конституцией и изданными на ее основе законами, он легитимен вне зависимости от того, какая доля общего числа избирателей поддержала кандидатов, которые оказались избраны его членами.

Порядок и критерии избрания депутатов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. При этом непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплены положения о выборах депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как это закреплено в отношении выборов Президента Российской Федерации. Указанные избирательные права граждан Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Детально статус и правовое положение депутатов Государственной Думы закреплены в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г., а также в Регламенте Государственной Думы.

1 Понятие Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации

Конституция Российской Федерации учреждает Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Поскольку эта статья помещена в главе «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп. - М.:

Норма, 2006.

Также согласно статьи 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации, а также является постоянно действующим органом.

2 Порядок формирования и структура Федерального Собрания Российской Федерации

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В соответствии с частью 1 статьи 95 Конституции Российской Федерации определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам: а) возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль; б) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Садовникова Г.Д.) - М.:Юрайт-Издат, 2006.

Излагая свою точку зрения в статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности» Авакьян С.А. «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности»,

научный журнал «Вестник Московского университета», серия 11 ПРАВО, № 2. Изд-во Московского

университета - 2002 доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян говорит: “Современное состояние Федерального собрания требует постановки вопроса о совершенствовании организации и деятельности российского парламента. Почти 8 лет, которые прошли со времени создания Федерального Собрания, стали временем формирования российского парламентаризма, тем более в ситуации, когда ему предшествовала в принципе иная модель организации и деятельности представительного органа власти государства. Отнюдь не случайно за это время трижды менялся Закон о выборах депутатов Государственной Думы, причем каждый раз возникал вопрос об обоснованности сочетания территориального и партийно-политического представительства в названной палате. Почти в те же самые годы были применены три модели формирования Совета Федерации. Сначала, в 1993 году это были выборы членов упомянутой палаты, по существу депутатов населением субъектов Российской Федерации. Затем с 1995 года, после длительных споров и обсуждения пяти вариантов принимается Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации, в соответствии с которым палату составляли по должности главы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На практике такое положение привело к явно завышенной роли региональных лидеров на федеральном уровне и в целом палаты в определении параметров федеральной государственной политики, к проблеме сочетания в деятельности парламентариев «столичного» цикла и работы в субъекте Российской Федерации, поскольку на совмещение обоих видов занятий не хватало времени.'' В 2000 году президентов Путиным в законодательный орган был внесен проект Федерального закона о переходе к формированию Совета Федерации из лиц, которые станут выполнять свои обязанности на профессиональной постоянной основе. В 2000 году такой Закон был принят.

Таким образом, совершенствование организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы - процесс динамичный. И в этом нет ничего неестественного.

2.1 Порядок формирования Государственной Думы и ее структура

Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется Конституцией, Федеральными законами от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации"(в ред. от 25 июля 2006 г.)// "Собрание законодательства РФ", 23.12.2002, N 51,

ст. 4982, и от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 14.11.2005)"Об основных гарантиях избирательных прав и

права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//"собрание законодательства РФ", 17.06.2002,

№ 24, ст. 2253.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

В Федеральном Собрании Государственная Дума обеспечивает прямое представительство населения, всех его социальных слоев и групп. Поскольку депутаты избираются не только по одномандатным избирательным округам, но и по партийным спискам, то можно сказать, что состав палаты выражает политические пристрастия народа.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обязательности (периодичности) выборов, альтернативности, законности, гласности в работе избирательных комиссий.Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) // Под ред. Г.Д. Садовникова. М.: Юрайт-Издат, 2006.- С. 152. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Конституция устанавливает требования к лицам, которые могут быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В соответствии со статьей 95 Конституции Российской Федерации в Государственную Думу избирается 450 депутатов сроком на четыре года. 225 кандидатов в депутаты Государственной Думы могут быть выдвинуты непосредственно, ещё 225 кандидатов в депутаты в составе федерального списка.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.