на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Порядок и способы создания юридических лиц
p align="left">В настоящее время в Российской Федерации для создания юридического лица используется явочно-нормативный способ, а также, для некоторых юридических лиц, чья деятельность может затронуть публичные интересы, - разрешительный порядок, в целях защиты прав широкого круга лиц.

Глава 2 Актуальные вопросы применения норм российского гражданского права при создании юридических лиц

§ 1 Особенности подготовительного этапа создания юридических лиц

Подготовительная стадия создания юридического лица является наиболее ответственной и сложной для лиц, решивших создать юридическое лицо. На этом этапе определяется, в какой именно организационно-правовой форме будет создано юридическое лицо, каково будет его название, разрабатываются учредительные документы организации.

На этой стадии, по словам В.А. Захарова, влияние на формирование правоспособности юридического лица оказывают прежде всего следующие моменты: ограничения, предусмотренные в законодательстве; цели деятельности юридического лица; воля самих субъектов (учредителей) Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. - М.: НОРМА, 2002.-С.111.

Приведенная характеристика первого этапа не отражает полноты его содержания. Более предпочтительной представляется несколько иная схема, а именно: прежде всего, возникает потребность в создании юридического лица у субъектов (учредителей) для осуществления каких-либо целей (производство какой-либо продукции, оказание различного вида услуг и т.д.); затем, с учетом целей создания и в соответствии с нормами российского законодательства, побирается наиболее подходящая для планируемых целей деятельности конструкция («модель») - организационно-правовая форма, в которой и будет функционировать юридическое лицо.

Подготовительный этап представляет собой формирование и «закрепление» в требуемых законодательством документах пожеланий инициаторов процесса возникновения данного субъекта права (учредителей) относительно необходимых вопросов деятельности будущей организации.

Таким образом, данный этап можно условно разделить на две составные части: «творческую» и как следствие воплощения наработанных решений - «документарную» - оформление результатов в соответствующих документах (решение о создании, учредительные документы).

После выбора наиболее оптимальной организационной модели будущего юридического лица решаются такие вопросы, как выбор названия организации, подбор адреса места нахождения, подготовка учредительных документов и совершение иных действий, предусмотренных законодательством при создании юридических лиц данной организационно-правовой формы.

Говоря о выборе организационно-правовой формы юридического лица, прежде всего следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение данного понятия, одновременно с этим выбор организационно-правовой формы, характеризует содержание правосубъектности юридического лица - именно ею определяются как права и обязанности самой организации, так и объем прав и обязанностей участников, а также порядок управления юридическим лицом и ряд иных вопросов.

Гражданским законодательством произведена классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в зависимости от основной цели деятельности - направлена ли она на извлечение прибыли (для коммерческих) или же нет (некоммерческие) П. 1 ст. 50 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Так, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. быть субъектом отношений, складывающихся в сфере предпринимательства) лишь в том случае, когда это служит и соответствует целям их создания Ч. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Следовательно, данное разграничение характеризует объем и содержание правоспособности юридического лица.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица (например, полное товарищество и общество с ограниченной ответственностью - ч. 1, 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ), право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения - ч. 3 п. 2 ст. 48 ГК РФ) и не иметь имущественных прав - п. 3 ст. 48 ГК РФ (например, автономная некоммерческая организация).

Таким образом, одним из отличий юридических лиц различной организационно-правовых форм является объем и содержание прав учредителей (участников) в отношении конкретного юридического лица.

Еще одна не мало важная отличительная особенность различных организационно-правовых форм организаций - ответственность учредителей. Так, например, в полном товариществе участники несут ответственность по обязательствам созданного или юридического лица, а участники общества с ограниченной ответственностью и автономной некоммерческой организации - нет.

Также, в зависимости от организационно - правовой формы юридического лица, различно и управление организацией. Например, в полном товариществе управление осуществляется по общему согласию всех участников. Если учредительным договором не установлено иное, каждый участник вправе действовать от имени товарищества Ст. 71, 72 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ.

Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников, а текущее руководство деятельностью общества осуществляет подотчетный ему исполнительный орган, который может быть избран и не из числа участников Ст. 91 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ.

Управление автономной некоммерческой организацией осуществляет коллегиальный высший орган управления. При этом лица, являющиеся работниками некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией Ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ.

Изложенный материал позволяет выделить прежде всего следующие основания различия юридических лиц в зависимости от организационно-правовой формы:

- объем и содержание правоспособности;

- объем и содержание прав и обязанностей участников юридического лица;

- ответственность участников юридического лица по его обязательствам;

- организация и порядок управления юридическим лицом.

Кроме того, при выборе организационно-правовой формы организации, необходимо учитывать ограничения установленные законодательством. Например, коммерческую организацию учредители могут создать в любой организационно - правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. При этом в законодательных актах устанавливаются:

- запреты или ограничения на использование тех или иных коммерческих организаций для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Так, в силу ст. 4 ФЗ « Об аудиторской деятельности» аудиторские организации могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества;

- требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах. Например, в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. В силу ст. 2 ФЗ «Об инвестиционных фондах» акционерный инвестиционный фонд должен создаваться как открытое акционерное общество.

Исходя из назначения организационно-правовой формы юридического лица, положений российского законодательства, организационно-правовую форму юридического лица можно определить следующим образом: «Организационно-правовая форма юридического лица - совокупность признаков, характеризующих особенности правосубъектности организации, порядка управления ею, а также объем, содержание прав и обязанностей ее учредителей (участников)».

Следующим этапом в процессе создания является выбор названия для создаваемого юридического лица.

Назначение фирменного наименования состоит в идентификации организации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте.

Фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности. Право на фирменное наименование относится к исключительным правам его владельца. Только владельцу принадлежит право различными способами использовать фирменное наименование в хозяйственных операциях, на вывесках, при рекламе товаров, в качестве элемента товарного знака; передавать право использования наименования другим лицам, заключая договор коммерческой концессии. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лиц(статья 1474 ГК РФ). Юридическое лицо, нарушившее эти правила, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, совершенно логично, что у лиц, решивших создать организацию, нет возможности проверить, «не занято» ли выбранное ими название. Кто и как может проконтролировать данный вопрос? Государство не предусматривает такую возможность. Во-вторых, ежедневно по всей России можно зарегистрировать десятки юридических лиц с идентичным наименованием. И как в данной ситуации определять приоритет?

Единственным отличием таких организаций является ОГРН - основной государственный регистрационный номер. Представляется очевидным, что при возникновении спора о приоритетном праве на фирменное наименование следует руководствоваться именно этим положением, т.е. первоочередное право на конкретную фирму принадлежит той организации, регистрационный номер которой присвоен ранее иных, претендующих на это наименование.

На современном этапе регулированию подлежат, прежде всего, следующие вопросы в данной сфере: момент возникновения права на фирму, его содержание и защита, отчуждение фирмы и ряд иных. Бузанов В.Ю. Генезис фирмы в российском праве (исторический очерк) / Журнал российского права. 2002. № 6. С. 153.

Что касается уже созданных организаций с одинаковыми наименованиями, то оптимальным решением видится внесение изменений в части названия данных организаций путем добавления числительных или иных отличающих символов или слов, либо же, по решению учредителей, - изменение названия юридического лица полностью.

В большинстве случаев учредители организации вправе выбрать для нее любое фирменное наименование. Однако в некоторых случаях законом установлены ограничения. Так, в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» организации, не отвечающие требованиям данного Закона, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права на использование в своем наименовании слов «биржа» или «товарная биржа» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях. В силу ст. 2 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» фирменное наименование акционерного инвестиционного фонда содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд». Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Особый порядок для включения в фирменное наименование слов «Россия», «Российская Федерация», «федеральный», «российский» и образованных на их основе слов и словосочетаний определен постановлениями Правительства РФ.

Введение специальных правил объясняется тем, что многие организации своими названиями претендуют на общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности, произвольно используют элементы государственной символики при наличии в названии слов «российский» и «федеральный». Практически неразличимые названия негосударственных организаций и государственных органов вводят граждан в заблуждение.

Установлено, что в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования «Россия», «Российская Федерация», слово «федеральный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ.

В целях недопущения нарушения Постановления Правительства
№ 1463 Постановление Правительства РФ от 7.12.1996г. №1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация». СЗ РФ. 1996. №51. Ст. 5816 (с изм. От 2.02.1998г., 26.07.2004г.)., чтобы избежать ошибок при государственной регистрации создания вышеуказанных юридических лиц, регистрирующие органы при отсутствии документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц слов «Россия», «Российская Федерация», «федеральный» с соответствующим государственным органом, выносят решение об отказе в государственной регистрации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.