на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Порядок возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей
сли рассматривать статистику выявленных и пресеченных преступлений на таможенной границе в Семей регионе, то можно увидеть следующую картину. За период 2005-2007 г. возбуждено 3291 уголовных дел, среди которых удельный вес преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей составляет минимальное количество.

Исследуя показатели, указанные в Приложении Г, необходимо отметить, что все виды преступлений на таможенной границе имеют тенденцию возрастания, это, прежде всего, связано с повышением оборотов денежных средств большинства коммерческих предприятий и с увеличением таможенных сборов и платежей на границе.

Относительно удельного веса совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов за период 2005-2007 гг. необходимо отметить, что наблюдаются различные показатели в течение трех лет. Так в 2004 г. он составлял 13,3%, и уже в 2005 г. - 9,3%, здесь мы видим снижение удельного веса, что связано с резким повышением количества других таможенных преступлений (например, экономическая контрабанда: 2004 г. - 255, 2005 г. - 532, 2006 г. - 759). Но уже в 2006 г. удельный вес начинает расти и составляет 12,4%, это связано со снижением удельного веса преступлений связанных с оборотом наркотических средств - 2005 г. - 31,4%, 2004 г. - 24,5%.

Подобные колебания удельного веса преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов главным образом связано с их своевременным выявлением и пресечением сотрудниками правоохранительных органов.

Основой правильной организации работы по раннему обнаружению признаков таможенных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей являются:

жесткое осуществление таможенного контроля на всех этапах декларирования и предъявления грузов, строгое соблюдение технологии таможенных процедур, действующих правил;

регулярность, систематичность информационно-аналитической работы, охват всех источников информации и "перекрестный" сопоставительный анализ имеющихся данных, в целях выявления фактов правонарушений, установления тенденций по динамике, структуре, способам правонарушений и преступлений;

учет систематических правонарушений, совершаемых участниками ВЭД, в том числе организаций, осуществляющих декларирование, выступающих гарантами уплаты таможенных платежей, организаций - таможенных брокеров, перевозчиков и других с широким применением данных о фактах отказа в регистрации или правонарушений при регистрации; сведений, характеризующих эти организации, полученных от правоохранительных органов (прокуратура, МВД, суды, органы федеральной службы налоговой полиции), а также государственных налоговых служб;

устойчивое взаимодействие и регулярный обмен оперативной информацией о готовящихся и совершенных противоправных деяниях с другими правоохранительными органами; реализация совместных мероприятий по выявлению или по расследованию правонарушения:

своевременность проведения первоначальных мероприятий по проверке признаков правонарушений и другие.

Рассмотренные выше элементы оптимальной технологии работы тесно взаимосвязаны, каждый из них важен, незаменим и подлежит исполнению.

Значение информационно-аналитической работы в борьбе с правонарушениями требует развернутого обоснования, но ее ведение на должном уровне в правоохранительных органах продолжает оставаться актуальной проблемой.

Информационно-аналитическая работа включает в себя систематический сбор, накопление сведений и их анализ. Источниками информации, содержащей сведения о признаках подготавливаемого или совершенного мошенничества, могут быть самыми разнообразными. Это традиционные гласные источники информации, такие как:

материалы средств массовой информации (печать, телевидение, выступления официальных должностных лиц органов государственной власти и управления и т.п.)

предложения в рекламных изданиях, например, предприятий, осуществляющих растамаживание грузов и якобы имеющих определенные льготы по уплате таможенных платежей;

заявления, сообщения граждан и должностных лиц предприятий, организаций.

Большую помощь в выявлении возможных правонарушений оказывает надежность технологии системы таможенного контроля в регионе. Хорошая постановка работы по отработке и согласованию технологических схем декларирования и предъявления грузов таможне неизбежно ставит участников ВЭД и декларантов перед необходимостью до поступления грузов представить таможенному органу различные документы по внешнеторговым операциям, а тем самым открывается реальная возможность обнаружения различных нарушений, включая и их криминальные формы.

Сопоставление различной документации обнаруживает отсутствующие документы, недостающие сведения, многочисленные взаимные несоответствия данных, зафиксированных в представленных и дополнительно полученных документах и пр.

Разведывательно-поисковая работа оперативных сотрудников по установлению признаков преступлений осуществляется по трем основным направлениям:

выявление лиц, замышляющих или подготавливающих совершение преступления;

выявление хозяйствующих субъектов, характер деятельности которых указывает на возможное совершение преступления, квалифицируемого по ст.214 УК РК;

обнаружение фактов, свидетельствующих о подготовке к совершению или совершение уклонения от уплаты таможенных платежей.

Получение информации в отношении конкретного лица является традиционным основанием для последующего осуществления оперативно-розыскных мероприятий по её проверке. Основными поисковыми признаками такого лица, могут являться сведения:

из его биографии;

из его образа жизни;

о характере его действий.

Сведения из биографии проверяемого лица или данные о его репутации могут указывать на возможную причастность проверяемого к совершению мошеннических операций. Такими данными могут являться, например:

наличие судимости за корыстные преступления;

вхождение в круг связей осужденных, особенно действующих в составе организованных преступных групп;

недоказанность причастности к совершению уклонения от уплаты таможенных платежей по ранее законченным расследованием уголовным делам или прекращенным оперативным разработкам.

Информация об образе жизни проверяемого лица в большинстве случаев носит косвенный характер и только в совокупности с другими данными может указывать на причастность лица к совершению преступлений по уклонению от уплаты таможенных платежей. Несмотря на это, она должна приниматься во внимание в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Наиболее точной информацией, указывающей на причастность лица к совершению мошенничества или его подготовку к этому преступлению является информация о его настоящей деятельности. Это могут быть сведения, например:

об обращении ранее судимых с предложениями к коммерческим фирмам об оказании услуг по растамаживанию товаров;

о систематических фактах продажи автомашин (чаше иномарок) по ценам ниже рыночных, поиске оптовых покупателей иномарок и т.п.;

о серьезно высказанных намерениях совершить ложный экспорт или ложный транзит товаров или о представившихся для этого возможностях;

о наличии, приобретении или изготовлении различных поддельных или фальсифицированных штампов, печатей, бланков предприятий и организаций, а также таможенных органов;

о поиске в таможенных органах лиц, могущих осуществить растамаживание товара с неполной уплатой таможенных платежей за определенное вознаграждение, незаконный пропуск автомашин через таможенную границу и др.

Естественно, что преступные намерения или действия мошенники тщательно скрывают. Однако в своей совокупности даже случайные, отрывочные, неподтвержденные данные из разных источников могут достаточно убедительно указывать на возможную причастность лица к подготовке или совершению преступления.

В практике оперативно-розыскной деятельности может поступить информация о причастности к проведению противоправных операций по уклонению от уплаты таможенных платежей не конкретного физического лица, которого ещё предстоит установить, а целого коммерческого предприятия.

Основными поисковыми признаками такой фирмы могут являться сведения как о самом предприятии, так и о характере его деятельности.

Информацией, указывающей на возможную причастность данной фирмы к проведению таких операций является, например:

недостатки и нарушения, связанные с регистрацией предприятия, от имени которого совершаются или планируются коммерческие сделки, открытием банками незарегистрированных в налоговых инспекциях счетов юридических лиц (возможно и с целью уклонения от уплаты налогов);

несовпадение юридического адреса с фактическим местонахождением фирмы (таможенного брокера, склад временного хранения и др.);

признаки, указывающие на возможность проведения противоправных операций с использованием "ложного экспорта", "ложного транзита", фактов ввоза в Казахстан иномарок без уплаты таможенных платежей либо контрабандного ввоза автомобилей, похищенных в странах дальнего и ближнего зарубежья и т.п.

Кроме того, поисковыми признаками фирмы могут служить данные об используемых ими в процессе хозяйственной деятельности документах, не соответствующих предъявляемым требованиям. Документы наиболее часто и легко поддаются фальсификации или подделке, поэтому требуют повышенного внимания со стороны работников таможенных органов и оперативных сотрудников.

Подделка документов сводится, как правило:

к подделке штампа или печати, в данном случае таможенного органа (чаще, осуществляющего пропуск через таможенную границу);

подделке подписи;

полной или частичной подделке текста документа, в том числе путем изготовления нового фиктивного документа методом ксерокопирования и монтажа.

На эти позиции прежде всего должно быть обращено внимание лиц, работающих с документами. Далеко не все из них являются специалистами в области выявления поддельных документов. Поэтому считаем целесообразным привести наиболее распространенные признаки подделки документов и элементарные приемы их установления.

Общими признаками, указывающими на сомнительный характер документов, и дающими повод для проведения более тщательной проверки являются:

отсутствие в документах необходимых реквизитов;

нечеткость оттисков печатей, штампов;

несоответствие реквизитов, указанных в документах, фактическим данным о предприятии или лице;

несоответствие друг другу реквизитов, указанных в различных документах;

разночтения в текстах различных экземпляров одного и того же документа;

подчистки, исправления и т.п.

Важное значение в выявлении преступлений должно уделяться оперативно-розыскным мероприятиям. Как показывает практика, слагаемые эффективности оперативно-розыскных мероприятий направленных на выявление и пресечение деятельности ОПГ, специализирующихся на совершении таких преступлений, как уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, складываются уже в процессе предварительного сбора, анализа и обобщения оперативной информации и дополняются рациональным использованием привлекаемых оперативных сил и средств. Немаловажную роль играет согласованность во взаимодействии и обмен оперативной информацией с правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья.

Таким образом, видим, что борьба с таможенными преступлениями при подобном раскладе не может являться эффективной. Следовательно, существуют проблемы пресечения таможенных преступлений, о которых будет изложено ниже.

3. Мероприятия по совершенствованию расследования уголовных дел связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей

3.1 Проблемы уголовного законодательства в сфере борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей и сборов в РК

Борьба с уклонением от уплаты таможенных платежей - важное средство против накопления и использования преступностью неправомерных доходов. Многие исследователи считают, что решить задачи уголовно-правовой борьбы с уклонением от уплаты налогов можно путем совершенствования уголовного законодательства.

Криминологические исследования показывают, что вхождение в рыночную экономику породило серьезное противоречие между складывающимся способом производства и организационно-хозяйственными решениями, реализующими основные направления экономической политики. Экономическая преступность, уклонение от уплаты таможенных платежей, в частности, является порождением специфической экономической и социально-правовой политики, что характерно для реформируемой экономики. Источник этих недостатков - отсутствие эффективной законодательной базы (в области налогового, таможенного, финансового уголовного, гражданского и процессуального права), необходимой для цивилизованного регулирования рыночных отношений, в совокупности с системой мер политического, социально-экономического, нравственно-этического и идеологического характера.

Своевременным является предложение Министерства финансов РК, направленное в правительство Республики Казахстан о создании при судах специальных коллегий по рассмотрению налоговых споров. К ведению коллегий должны быть отнесены споры между налоговыми, таможенными органами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, - с другой.

Криминогенным фактором является то, что таможенное право Республики Казахстан имеет много пробелов и нередко вступает в противоречия с другими отраслями права, содержит внутренние коллизии. Например, при уклонении от уплаты таможенных платежей уголовный закон устанавливает штрафные санкции ниже, чем таможенный закон. По поводу конфискации неправомерных доходов имеются также существенные разногласия. Сами же законы на практике в большинстве случаев не действуют без ведомственных нормативных актов, поясняющих порядок и механизм их применения. В правоотношениях, складывающихся по поводу уплаты таможенных платежей и налогов, ведомственные акты оказываются обладающими большой юридической силой, чем собственно законы о налогах. Должностные лица, занимающиеся на местах взиманием таможенных платежей в силу своего статуса, руководствуются именно подзаконными актами. Известно, что интересы общества в целом и отдельного ведомства могут не совпадать. Различие целей заставляет создателей ведомственных нормативных актов переступать нечеткие рамки таможенного и налогового законодательств, "поправлять" его нормы соответственно понимаемым ими актуальным задачам своего органа. Например, когда чиновники Агентства таможенной политики ввели дополнительный сбор на печатную продукцию средств массовой информации, изготавливаемых за рубежом, для устранения нарушения законов потребовалось личное вмешательство Президента РК. Такое преобладание ведомственного регулирования вряд ли можно считать нормальным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.