на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Права человека
p align="left">избирать и быть избранным).

Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определёнными правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся ещё в XVIII-XIX веках.

Необходимо внести ясность в понятие "основные", "конституционные" и иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е. А. Лукашева, считает, что "основные права индивида - это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".

На мой взгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия как естественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека. Во-первых, в соответствии с концепцией "естественных прав", которой я придерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они в Конституции, или нет. Поэтому следует развести эти понятия.

Предлагаю такую классификацию: естественные права, как принадлежащие от рождения, не зависящие от закрепления их в законах (такие как право на жизнь, на свободу, на достоинство личности); конституционные права, характеризующиеся закреплённостью их в Конституции; и иные права, которые могут включать полностью или частично естественные и конституционные, но необязательно, что они должны быть закреплены в Основном законе.

Для уяснения характера конституционного института прав и свобод следует учесть, что в него входят не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества и государства. Исходя из вышесказанного следует подчеркнуть, что конституционные права и свободы, составляя в принципе относительно небольшую часть всех прав и свобод, являются ядром правового статуса личности. Большое значение для определения прав и свобод человека и гражданина имеют не только внутригосударственные факторы общественных отношений, но международные факторы. В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Взаимозависимость мира приводит к сужению сферы, в рамках которой каждое государство может действовать по своему усмотрению, независимо от других государств и мирового общественного мнения. Поэтому характер прав и свобод определяется не только природой конкретного государственно-организованного общества, в котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного сообществ.

Не все права закрепляет Конституция, человечество развивается, уровень науки и техники повышается, а законодательство всегда отстаёт от этого уровня, не многие законы пишутся на будущее, в основном ставится вопрос об урегулировании отношений, сложившихся в обществе на сегодняшний момент.

Для каждого должна быть обеспечена возможность апеллировать к праву, не вошедшему в конституционный перечень, а для судьи - возможность проверки соблюдения такого права. То, что неписанные права существуют, даёт понять ч.1 ст. 55 Конституции, которая излагает предпосылки признания таких прав: "Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".2 Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национального законодательства.

Многие конституционалисты отождествляют основные права с конституционными - такая трактовка не лишена смысла. Но даже по названию, если есть основные права, значит есть неосновные, нефундаментальные.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека.

Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает полной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства -- в обязанности оказать эту защиту Одновременно человек и государство "выясняют отношения" по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

· конституционно-судебный механизм (конституционный суд),

· судебная защита (суды общей юрисдикции);

· административные действия органов исполнительной власти,

· законная самозащита человеком своих прав,

· международно-правовой механизм.

Я придерживаюсь такой точки зрения, что основные, или фундаментальные права закрепляются в Конституции и международных договорах и отождествляются с конституционными. Но нельзя забывать, что существуют естественные права, не зависящие от позитивных, есть также и иные права, которые не ниже основных. Основные права являются стержнем правового статуса личности.

Человеку для нормальной жизнедеятельности необходимо больше прав, чем их закреплено в Конституции, все они необходимы для нормального взаимодействия с обществом и государством. Но все иные права являются вторичными по отношению к основным (конституционным) (например: право на защиту доброго имени (ст. 23 КРФ) вытекает из права на достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 КРФ), право на неприкосновенность жилища (ст. 25 КРФ) - части права на личную неприкосновенность; часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого). Это основное право порождает целую систему прав, закреплённых в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других нормативных актах.

Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства, важнейших международно-правовых актах по правам человека, являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX века гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объём прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных нравах (1976 г.), Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.

Согласно международному законодательству, все лица, проживающие в государстве - участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного пли иного положения. Это обязывает все присоединившиеся государства привести своё национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединения создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на тех же условиях - исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплён в Конституции РФ.

Другим важным источников основных прав являются Конституции или Уставы субъектов Федерации.

Согласно п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, субъекты Федерации правомочны принимать нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина. Субъекты Федерации, однако, лишены права самостоятельно регулировать дела в связи с посягательствами на основные права, т. к. этот вопрос, согласно п. "в" ст. 71 Конституции, отнесён к исключительной компетенции РФ

Основные права, гарантируемые Основными Законами субъектов Федерации, находятся на уровень ниже любой нормы федерального закона. Так как защита основных прав относится к совместной компетенции Федерации и её субъектов, то простор для создания собственных гарантий основных прав субъектами Федерации существует для них только в той мере, в какой те же самые права ещё не гарантированы Конституцией РФ. Если Конституция (Устав) субъекта гарантирует основное права, которое уже защищено Конституцией РФ, то применяться должна последняя.

22 декабря 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая международным актам, принятым демократическим мировым сообществом:

- Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года;

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 года;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966г.

Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, принятая в этих международных документах. Подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию "Надежды и проблемы времени перемен", Российская Федерация подтвердила свои обязательства соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека.

Во исполнение этих обязательств 21 апреля 1992 года были внесены изменения в действующую в то время Конституцию (1978 года) - раздел II "Государство и личность" был заменен с незначительными коррективами, положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, этого было недостаточно, так как данный раздел не был органично связан с остальным текстом Конституции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.