p align="left">] Данное предписание адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.[ Комментарий к Конституции РФ.- М. 2001. с. 115] Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо. Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический. Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры. Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация. Сакрализация (от лат. Sacer - священный) - это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis - церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления. Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией. Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский) - это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.[ Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 2003. стр. 104.] Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное» понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий, помогает верующим реализовать свое право на религиозную свободу, признает за церковью право участвовать в общественно жизни, согласно формуле: «церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как религия и церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество имеет свое религиозное измерение. В свою очередь, церковь защищает незыблемые фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество, она служит все тому же обществу.[ Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 2003. стр. 102. ] Выступления церкви порой расценивают как недопустимое посягательство на светский характер государства. Но может ли государство существовать без нравственных основ? Кажется, оптимальный вариант существования современного общества - секулярное государство, открытое к религии, признающее ее положительное общественное значение и сознающее ограниченность своей собственной, политической, сферы. На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура. В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.[ Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 2004. стр. 430.] Считаю необходимым отметить еще один момент взаимоотношений церкви и общества. Распространяется убеждение, что современное общество определенными силами искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления отчетливо проявляются в средствах массовой информации (особенно на телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного управления. Об этом свидетельствует демонстративное проявление религиозности со стороны государственных деятелей. Один из важнейших признаков государства - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли, государственный регулятор общественных отношений. При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение подробнее. Для правовой науки религия представляет ценность прежде всего как средство, дополняющее право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим подробнее два аспекта - регулятивную функцию религии в целом и взаимодействие правовых норм с религиозными. Религиозная интерпретация мира выступает как средство, позволяющее «овладеть» этим миром, освоить многочисленные связи окружающей действительности, обуславливающие религиозный комплекс, «сочетающийся с обширными функциями, выполняемыми религией в общественной жизни», включая и функцию регулирования общественных отношений.[ Аман И.В. Государство и церковь // Континент № 86 ] Ярче всего регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо она «задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по отношению к миру». Нормативно-регулятивная сила религии проявляется в создании посредством религиозных верований и практики религиозной жизни психологических стимулов, которые указывают направление поведению и удерживают индивида в определенных рамках, установленных нормами. При рассмотрении религиозных норм важно принимать во внимание соотношение в них общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что в религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное регулирование основано на известном принципе: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря, религии в своей основе ориентируются на общечеловеческие, гуманистические начала. Большинство религий в своих нормах призывают к обеспечению основных естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного регулирования, например христианства, положены библейские заповеди, в частности такие, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не судите, да не судимы будете» и др. В этих и других нормах четко прослеживается тенденция к ориентированию индивидов на взаимные уступки, выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека.[ Там же. ] Исходя их этого, можно сказать, что регулятивная ценность религии, в частности религиозных норм, заключается в обеспечении стабильного функционирования общества, ибо вне его не может существовать и человек как существо биосоциальное. Тесное взаимодействие религиозных норм с правовыми отмечалось и отмечается в ряде других правовых систем, в том числе и в дореволюционной России. Переплетение православных норм с юридическими, обеспечение исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а велений закона также религиозной карой - одна из основных черт государственного, уголовного и некоторых других отраслей права, начиная с древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти. Весьма актуальна, с учетом опыта прошлого и настоящего, проблема взаимодействия права и религии в современной России, особенно в области обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение личности от религии не могла не нарушить динамического равновесия, существующего между эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной сферой человека. На реализацию прав и свобод человека влияет множество факторов, среди которых нельзя не учитывать как воздействие религии, так и проявление посттоталитарного синдрома. Только комплексный подход позволит решить эту многоплановую проблему. Не следует недооценивать и то обстоятельство, что в России неуклонно растет число верующих, а потому взвешенный и обоснованный синтез религиозных и правовых норм, как представляется, мог бы увеличить регулятивную силу последних. Глава 2. Право 2.1. Сущность, функции, понятие и предназначение права Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества. Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны. Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными государственными органами. Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе.[ С.С. Алексеев, Государство и право, М. 2006 г., с.49.] Есть еще и другие значения этого слова: в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку. в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости. в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий. в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках. Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения: субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение С.С. Алексеев, Государство и право, М. 2006 г., с.46.. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право).[ Там же с.50.] В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене. Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических , духовных и даже естественно-природных факторов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|