на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования
p align="left">Юридическая ответственность может быть назначена лишь при наличии определенных правовых и фактических оснований. Такими являются:

- норма права, предусматривающая возможность применения мер ответственности за противоправное деяние;

-совершение правонарушения, юридически значимые признаки последнего отражает конструкция "состав правонарушения";

-правоприменительный акт, которым конкретизуется охранительная норма права, определяется конкретный вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).

Все эти основания юридической ответственности являются теоретическими, научными, но существует и законодательное определение оснований ответственности, к примеру, в уголовном праве. Статья 8 Уголовного кодекса Российской Федерации называется "Основание уголовной ответственности"; она гласит: "Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом"[6].

Так же основания юридической ответственности можно рассматривать в философском аспекте, при этом анализируя соотношение понятий "свобода" и "ответственность". Необходимой предпосылкой всякой, в том числе и юридической ответственности является наличие личной свободы - свободы выбора вариантов поведения. Но чем шире рамки свободы человека, тем большая ответственность налагается на него за нарушение этих рамок. Таким образом, свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. [25, с. 20].

Цель свидетельствует о социальной необходимости юридической ответственности, её предназначении в правовой системе. Юридическая ответственность независимо от отраслевой принадлежности преследует две цели: защиту правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Общая характеристика существующего правового регулирования общественных отношений в сфере образования

В соответствии с пунктом 21 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 № 3566-1(далее Закон "Об образовании"), к компетенции Российской Федерации в области образования относится осуществление надзора и контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов), принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием [3].

В пункте 6 статьи 30 Федерального закона "Об образовании" установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе в пределах своей компетенции инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе передавать осуществление части своих полномочий в порядке, установленном федеральным законом, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования [3].

Одновременно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" за ней закреплено полномочие по осуществлению контроля и надзора за исполнением законодательства в сфере образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров, а также за качеством образования и подготовки выпускников в образовательных учреждениях по завершении каждого уровня образования [8].

При этом в законодательстве отсутствуют санкции за нарушение или неисполнение законодательства Российской Федерации об образовании, отсутствуют законодательные нормы, позволяющие привлекать граждан и организации, нарушающие законодательство Российской Федерации об образовании к ответственности. В связи с этим, учитывая необходимость оперативного реагирования на нарушения, профилактики и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании, важно ответственность за нарушение законодательства об образовании установить в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и предоставить уполномоченным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, правомочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях и составлению протоколов об административных правонарушениях.

2.2 Анализ нормативных актов регулирующих сферу образования

В комплекс законодательства Российской Федерации в области управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании", а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты.

Так, например, можно выделить: федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования";

В эту же группу можно включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области управления образованием.

Федеральные законы в области управления образованием (в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об образовании"):

-разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

-регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

-вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования [3].

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области управления образованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить вышеназванному Закону "Об образовании" и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации[26, с. 23].

Так, можно выделить следующие постановления правительства: Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21 "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации"; Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323.

В комплекс нормативных актов об управлении образованием входят также многочисленные акты соответствующих министерств и ведомств. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Основу ведомственных нормативных документов составляют:

-Акты минобразования РФ: Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442; Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. №2574; Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327; Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113.

-Постановления ГОСКОМВУЗА: Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденное постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. №3.

В совокупность актов данной группы также можно включить отдельные акты Минздрава и некоторые другие, направленные на урегулирование отдельных вопросов управления образованием.

2.3 Виды правонарушений в сфере образования

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

-уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при "организации" образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

-административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

-гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

-дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.)[26, с. 208].

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (в соответствии с пунктом 14 статьи 33 Федерального закона "Об образовании"), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (в соответствии с пунктом 23 статьи 33 Федерального закона "Об образовании"), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона "Об образовании") и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты - образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (частью 4 статьи 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.[26, с 213].

Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.