на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правонарушения среди несовершеннолетних

Правонарушения среди несовершеннолетних

33

КАМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Курсовая работа

по курсу: “Уголовное право РФ”

на тему: Правонарушения среди несовершеннолетних

Выполнила: студентка III курса

юридического факультета ОЗО,

группы 203-а, Петрова Н.С.

Проверил:

г. Набережные Челны, 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. Отношение общества, государства к подрастающему покалению. 7
  • 2. История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве россии. 9
  • 3. Ответственность несовершеннолетних. 15
    • 3. 1 уголовное наказание в отношении несовершеннолетних. 18
    • 3.2 применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия. 23
  • 4. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания. 27
  • 5. Судимость несовершеннолетних, и ее погашение. 31
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34
ВВЕДЕНИЕ

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних -- одна из наиболее важ-ных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значитель-ное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правона-рушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовер-шеннолетних.

В соответствии с законом возраст уголовной ответственности --16 лет. Лишь за ограниченный круг умышленных преступлений, отдельно указанных в Уголовном Кодексе Российской Федерации, к уголовной ответственности могут привлекаться лица с 14 лет. Расследование преступлений, совершенных подростками, имеет значитель-ные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степе-нью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п. В силу недостаточного жизненного опыта, повышенной внушаемости подросток не способен в полной мере использовать свои права на предварительном след-ствии, в частности, право на защиту. Эта специфика и находит свое законодатель-ное отражение в особых процессуальных нормах.

Нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния (мелкие кражи, хулиганство) на почве озорства, не осознавая до конца значения по-следствий своих действий. Поэтому к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тща-тельно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду могут пагубно повлиять на дальнейшее его воспитание. Необхо-димо исключить факты привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили действия, лишь формально подпадающие под признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие обществен-ной опасности. “Главная задача следствия, - отмечал министр внутренних дел СССР генерал армии Н. А. Щелоков, - состоит в том, чтобы на основе глубо-кого выяснения личности подростка, его окружения, обстоятельств правонару-шения определить пути его исправления, как правило, без применения мер уго-ловного наказания” Щелоков Н. А. Актуальные проблемы совершенствования деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел. М., 1978, с. 19..

Прокуратура неоднократно обращала внимание на то, что в практи-ке расследования преступлений несовершеннолетних имеются существенные не-достатки. По многим делам не выполняются требования уголовно-процессуального закона об обязательном выяснении обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних, допускаются факты поверхностного исследования обстоятельств и мотивов совершения преступления, медлительность, а иногда и волокита в расследовании уголовных дел; некоторые правонарушители необосно-ванно освобождаются от уголовной ответственности, остаются безнаказанными лица, вовлекшие их в преступную и иную антиобщественную деятельность. В связи с этим было предложено усилить прокурорский надзор за неукоснитель-ным исполнением следователями по каждому делу требований закона об особен-ностях расследования преступлений несовершеннолетних См., например: Указание заместителя Генерального прокурора СССР от 25 апреля 1&74 г. № 21/24.--В кн.: Сборник приказов и инструкций Генераль-ного прокурора СССР. М., 1976, ч. 1, с. 178--181..

Борьба с преступностью несовершеннолетних требует от следователя и ор-ганов дознания особенно четкой организации труда. Ее необходимо строить та-ким образом, чтобы причины и условия, способствовавшие совершению преступ-лений подростками, устанавливались по каждому делу, чтобы в отношении не-совершеннолетних были совершенно исключены нарушения закона. “Особенно опасно,-- указывает министр внутренних дел СССР тов. Н. А. Щелоков,-- одно-стороннее увлечение карательной стороной наказания в расследовании дел не-совершеннолетних. И об этом всегда надо помнить. Здесь недопустимы не только малейшие отступления от закона, минимальные отклонения от его прямых пред-писаний; здесь непростительны, как ни в каком другом деле, даже малейшие педагогические или психологические ошибки, бестактность” Щелоков Н. А., с. 187..

В приказе МВД СССР № 242 от 1 сентября 1978 г. “О мерах по обеспече-нию расследования следственным аппаратом МВД СССР преступлений, совер-шенных несовершеннолетними” подчеркнуто, что строгое соблюдение процессуаль-ных норм, регламентирующих производство предварительного следствия по делам данной категории, имеет особое значение. В приказе предложено “обеспечить по каждому уголовному делу, о преступлениях несовершеннолетних на основе неук-лонного исполнения норм уголовного процесса, при строгом соблюдении гаранти-рованных законом прав обвиняемого на защиту всестороннее, полное и объектив-ное их расследование, имея в виду, что особое значение при этом имеет воспи-тательное и предупредительное воздействие на несовершеннолетних и других лиц, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению право-нарушений среди несовершеннолетних; установление всех взрослых соучастников преступления и лиц, вовлекающих подростков в преступную и иную антиобще-ственную деятельность” См. также: приказ МВД СССР № 110 от 21 апреля 1976 г. “О дальней-шем совершенствовании деятельности следственного аппарата органов внутрен-них дел”..

На необходимость строгого соблюдения требований и положений закона, касающихся судопроизводства по делам несовершеннолетних, постоянно обра-щал внимание Верховный Суд СССР. В постановлении № 16 Пленума Верхов-ного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. “О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1977, № 1, с. 17. говорится, что надо повы-сить требовательность к качеству предварительного следствия, добиваться со-блюдения требований ст. 392 УПК РСФСР по выяснению данных о личности обвиняемого, условий его жизни и воспитания, мотивов преступления, причин и условий, способствовавших его совершению, а также по выявлению взрослых соучастников и лиц, вовлекающих подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность.

1. ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА К ПОДРАСТАЮЩЕМУ ПОКАЛЕНИЮ.

В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы. Так, за период с 1994-1996г. увеличилась судимость учащихся и студентов с 48, 6 до 61, 1 тысяч человек, на 25, 8 % по сравнению с 1994 годом, а применение лишение свободы (а в соответствующих случаях и смертной казни) в 1996 году составило в отношении несовершеннолетних - 27, %. 11 Обзор статистических сведений о состоянии судимости и работе судов по рассмотрению уголовных дел за 1994-1996гг.//Кассационная палата Верховного Суда РФ//"Российская юстиция".-1997.- № 6. -С. 49-52 Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации.

Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы в Основном Законе / Конституция РФ/. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации / статья 15/, но, к сожалению, это не всегда применяется в реальной жизни. Основные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения /статья 17 Конституции РФ/; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства и т.д./статья 19/, но по возрасту гарантирует только социальное обеспечение / статья 39/. Конституция Российской Федерации допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства / статья 55/, а также устанавливает, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет / статья 61/.

Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом. / пункт 2 статьи 5 Закона СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР"/. Этот же Закон не признает молодежными организациями объединения молодых граждан созданные общественными организациями и ведущие свою деятельность в рамках установленных задач и на основе решений их руководящих органов / пункт 3 статьи 14/ и тем самым лишает участия управлением государством, хотя права несовершеннолетних затрагиваются государственной политикой не в меньшей мере, чем скажем малочисленных народов.

2. ИСТОРИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.

С 1845 года главным источником нашего уголовного законодательства было "уголовное Уложение", в котором государство закрепляет отказ от уголовного наказания малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. Или хотя и вменяемое, но при условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или лиц, у которых они находились, но ничего не говорит о том, какие меры должны употреблять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под надзор.

Затем "Уложение" определяет ответственность детей за упорное неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность должна быть, назначена судом на общем основании.

Дисциплинарная власть осуществляется самими родителями, причем закон не определяет ни объема, ни характера дозволенных к употреблению средств, глухо говоря только в ст. 168, т. Х, ч. 1, издание 1900г., что родителями по отношению к лицу детей своих не могут покушаться на такие деяния, которые по общим законам подлежат наказанию уголовному.

Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имеет дисциплинарная власть школы. Выполнение обязательного воспитания падает, прежде всего, на семью; но там где она не хочет или не может выполнить этого назначения своими средствами, на помощь ей является государство, а осуществителем его забот становиться школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого типа, по общему правилу, безусловно, устраняет действие карательной власти государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения наиболее тяжких преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14 и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и т.д.). С другой стороны, государство должно установить надзор за школьными взысканиями, определить для них известные пределы эти взыскания должны налагаться с исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия. Подобными наказаниями могут быть часто воспитательные взыскания - выговоры, уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер, а, в крайнем случае, удаление из данного заведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.