на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правонарушения в сфере защиты прав потребителей: гражданско-правовой аспект
p align="left">Таким образом, предъявлять требование о расторжении договора купли-продажи продавцу товара более выгодно, чем возвращать товар изготовителю, так как в первом случае потребитель вправе требовать возмещения всех убытков, связанных с приобретением товара с недостатком, а во втором --только части убытков. )

Например, потребитель приобрел крупногабаритный товар. За до ставку товара потребитель понес расходы. При расторжении договора купли-продажи с продавцом потребитель вправе требовать возмещения и этих расходов, наряду с другими убытками. При возврате товара изготовителю последний не обязан возмещать расходы за доставку товара.

Требование о возмещении убытков при расторжении договора купли-продажи(возврате товара изготовителю) должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента его предъявления (ст.22 Закона). За просрочку удовлетворения требования предусмотрена неустойка (ст.23 Закона).

Если предъявленное на основании ст. 18 Закона требование потребителя не удовлетворено в установленные сроки, то потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные указанной статьей Закона. При этом потребитель не лишается права на получение неустойки, предусмотренной за просрочку удовлетворения первоначально заявленного требования.

3.2 Предоставление аналогичного товара в безвозмездное пользование

В соответствии с п.2 ст. 20, п.1 ст.21 Закона на время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен на период ремонта или замены аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. Из этого правила есть исключение. Правительством РФ устанавливается перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. До установления нового перечня действует перечень, ранее утвержденный Правительством РФ за № 995, согласно которого требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта не распространяется на следующие товары: автотранспортные средства (кроме автотранспортных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения РФ); мебель; электробритвы; электро-фены; электро-щипцы для завивки волос; медицинские электро-рефлекторы; эпектро-грелки, электро-бинты, электро-пледы, электро-одеяла; электробытовые приборы.

Требование о предоставлении товара в безвозмездное пользование на время ремонта или замены товара с недостатками должно быть удовлетворено в течении 7 дней (ст. 20 Закона). Этот срок начинается с момента предъявления требований потребителя о предоставлении аналогичного товара в пользование на время ремонта или замены. Автоматически обязанность предоставления аналогичного товара в пользование ни у продавца, ни у изготовителя не возникает. При предоставлении на время ремонта или замены потребителю аналогичного товара в пользование доставку такого товара во всех случаях осуществляет продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) (п.2 ст.20; п. 1 ст.21 Закона). Доставка малогабаритных товаров и товаров весом 5 и менее 1 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их осуществляется потребителем. В соответствии с п.6 ст.

18 Закона доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5кг. Для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца

(изготовителя). Если же эта обязанность не выполнена, потребитель сам вправе доставить товар и потребовать возмещения своих расходов. При расторжении договора купли-продажи, либо возврате товара изготовителю обязанность продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) доставлять товар Законом не установлена. Очевидно, в этом случае потребитель обязан сам осуществить доставку товара. При этом продавец (организация, выполняющая его функции) обязан возместить расходы по доставке товара, так как эти расходы являются составной частью убытков, которые продавец обязан возместить при расторжении договора покупателю.

3.3 Неустойка

В соответствии со ст. 23 Закона за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю неустойку в размере 1% от цены товара.

Закон, устанавливая ответственность за просрочку удовлетворения требований потребителя в виде неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки, дает основание считать, что неустойка в размере 1% цены товара соразмерна 1 дню отсрочки выполнения требования, предусмотренного ст. 18 Закона.

3.4 Сроки предъявления требований в отношении недостатков товаров

Согласно ГК РФ (ст.477 ГК РФ), если на товар не установлен гарантийный срок, то претензии продавцу могут быть предъявлены, если недостатки обнаружены в разумные сроки, но не позднее 2-х лет со дня передачи товара покупателю [3]. Гарантийный срок может быть установлен и продавцом. Но этот срок не может быть меньше гарантийного срока, установленного на этот товар изготовителем, и 2 лет, если изготовителем срок не установлен. При этом требования по истечении сроков, установленных изготовителем, но в период сроков, установленных продавцом, потребитель вправе предъявить только продавцу. Точно так же по истечении 2-х летнего срока, если гарантийный срок не установлен изготовителем, но в период срока, установленного продавцом, потребитель вправе предъявить требования только продавцу.

Законом не исключено право изготовителя устанавливать гарантийные сроки и сроки годности менее 2-х лет. В этом случае и изготовитель, и продавец несут ответственность только в пределах этих (установленных изготовителем) сроков

3.5 Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Ст. 23 Закона устанавливает право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в случае, если он не подошел по форме, габаритам, размеру, расцветке, фасону, либо по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению. Перечень товаров, на которые такое требование не распространяется, утверждается

Правительством РФ. В этот перечень входят: изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней; ткани из всех видов волокон и другие метражные товары( ленты, тесьма, кружева и др.); бельевой трикотаж для взрослых и детей; купальники, плавки, трусы для взрослых и детей, в том числе спортивные; белье для новорожденных и детей ясельного возраста; белье постельное; предметы женского туалета; чулочно-носочные изделия; штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца, носовые платки и др.); парфюмерно-косметические товары (скатерти, салфетки, полотенца, носовые платки и др.); товары бытовой химии; изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи; предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, бигуди и др.)

4. Государственная и общественная защита прав потребителей

4.1 Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей

Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП), бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.

Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на 3 группы:

полномочия, осуществляемые непосредственно МАП или его территориальными органами;

направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

направление материалов в суд.

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей установлен Положением «о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей», утвержденном Приказом ГКАП от 4 апреля 1996 г. (с изменениями, внесенными Приказом МАП от 11 марта 1999 г.). Положением предусмотрен следующий перечень таких нарушений:

продажа товаров с истекшим сроком годности,

продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге),

непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике от 4 апреля 1996 г. (приложение № 1).

При выявлении указанных нарушений выдаются предписания:

о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности,

о прекращении продажи товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены,

о приостановлении продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге),

о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в непредоставлении необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике от 4 апреля 1996 г.

.

Предписание территориального органа вручается под расписку в 3-хдневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со ст. 12 упомянутого Федерального закона, лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату;

осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Третью группу полномочий МАП составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

Кроме МАП и его территориальных органов существует ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Эти органы объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели предопределяет единство полномочий в данной области, которые во многом совпадают с полномочиями МАП. Это осуществление контроля за соблюдением требований к безопасности товаров, работ и услуг, направление предписаний об устранении нарушений данных требований, предъявление исков в суды, арбитражные суды к изготовителям, исполнителям, продавцам в случае нарушения ими требований по безопасности товаров, работ и услуг (ст. 42 Закона). Каждый из этих органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.