на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правоотношение как элемент механизма правового регулирования
p align="left">Ряд ученых, в том числе С. С. Алексеев, отмечают, что выбор способа правового регулирования (в особенности запрета) - определяется социальной необходимостью и по самой своей субстанции имеет черты социально-правового феномена.

По мнению ученого, способы правового регулирования являются "пружинами", исходными юридическими началами правового регулирования. Позитивные обязанности, дозволения и запреты образуют глубинный слой в механизме правового регулирования, а "общие дозволения и общие запреты - это своего рода фокус, опорный стержень этого слоя - та главная пружина, которая во многом определяет особенности социального регулирования, именуемого "юридическим"".

2. Механизм правового регулирования

В наиболее общем виде механизм правового регулирования, по мнению С. С. Алексеева, может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Однако существуют и другие определения механизма правового регулирования в отечественной юриспруденции. Например, В. Н. Хропанюк определяет его как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений.

А. В. Малько под механизмом правового регулирования понимает систему правовых средств позволяющих наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями. В связи с этим ученый считает, что всякое управление направлено на достижение порядка в определенной системе, который достигается, как правило, в процессе преодоления стоящих на этом пути препятствий. В целом, исходя из этой концепции, механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Приведенные точки зрения объединяет взгляд на механизм правового регулирования как на "систему правовых средств", но в остальном позиции выше названных ученых расходятся.

В теории права существует еще более широкая точка зрения на решение данной проблемы. Л. Н. Завадская предлагает противопоставить механизму правового регулирования более ценный механизм реализации права, включающий в себя механизм правового регулирования в качестве одного из элементов. При этом механизм правового регулирования понимается как система средств, с помощью которых осуществляется властное регулирование, а механизм реализации права представляется как система общественного контроля над государством, использующим механизм правового регулирования.

Интересной представляется точка зрения Н.И. Матузова, который различает трактовку механизма правового регулирования в узком и широком смысле слова. Механизм правового регулирования в узком смысле слова включает все то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именно жесткое и властное их нормирование государством, законом. В широком же смысле механизм правового регулирования охватывает всю совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих то или иное влияние на сознание и поведение субъектов. Следовательно, Н.И. Матузов под механизмом правового регулирования в узком смысле слова понимает собственно механизм правового регулирования, в широком смысле - механизм правового воздействия.

Опираясь на названные определения механизма правового регулирования можно сделать следующий вывод: механизм правового регулирования призван обеспечить практическую реализацию поставленных законодателем целей, гарантировать достижение запланированного в праве результата и, в конечном счете, обеспечить практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений. Механизм правового регулирования - это специфический юридический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и обеспечивающий доведение процесса управления до определенного логического результата.

2.1 Правоотношение в механизме правового регулирования

Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени и пространстве процесс. Большинство правоведов выделяют основные элементы механизма правового регулирования в зависимости от той стадии правового регулирования, на которой они вступают в силу, так как на каждой стадии данного процесса как бы "проявляется" определенная совокупность правовых средств. Подобный подход позволяет охватить различные юридические средства и представить их в виде единой функциональной системы, показать их внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначение каждого юридического инструмента в общей схеме механизма правового регулирования.

С точки зрения В. В. Лазарева различаются две основные стадии правового регулирования - определение правового положения субъектов права и возникновение правоотношений и одна факультативная - правоприменительная. Однако ученый считает, что акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, т. е. деятельность участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей, являются содержанием механизма правореализации, а не правовой регуляции.

А. Я. Курбатов выделяет четыре взаимосвязанных стадии процесса правового регулирования: регламентация (урегулирование) общественных отношений (деятельности их участников), то есть разработка и принятие юридических норм (правотворчество); возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений); реализация норм права, т. е. фактическая реализация лицами своих прав и исполнение обязанностей; применение права (правоприменительная деятельность). Причем четвертая стадия может отсутствовать, осуществляться между первой и второй, второй и третьей стадиями.

В соответствии с этими стадиями выделяют основополагающие элементы механизма правового регулирования, каковыми являются нормы права, субъективные права, юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов.

Эти элементы составляют систему правовых средств воздействия на общественные отношения (деятельность их участников) и составляют специфический механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования представляет собой систему различных по своей природе и функциям средств, позволяющих достигать цели. Это свидетельствует о том, что данный механизм не просто случайный набор различных юридических средств, объединенных произвольно в единую категорию; это комплекс правовых элементов, взаимосвязанных общей целью в единую систему. Применение термина "механизм" неслучайно, так как юридические средства, объединенные в одну систему, организованы особым образом, "выстроены" так, чтобы действовать согласованно, последовательно и поэтапно. Категория "механизм правового регулирования" призвана показать, как, посредством каких средств, происходит специально-юридическое воздействие на общественную жизнь, какие этапы оно проходит.

В целом многие ученые выделяют три основных звена механизма правового регулирования. Это, во-первых, юридические нормы - основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в абстрактном виде типизированные возможности и необходимость определенного поведения субъектов. Затем - правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей, и, следовательно, - переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей. Третье звено - акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает запрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решается ситуация (дело).

Таким образом, можно убедиться, что правоотношение - центральное звено механизма правового регулирования.

В. В. Лазарев следующим образом определяет правоотношение. Правоотношение - это объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов.

Правоотношение определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства.

Их юридическая специфика в том, что, во-первых, участниками правоотношений могут быть только субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубъектностью; во-вторых, основная масса правоотношений, без предусматривающих их юридических норм, не возникает; в-третьих, для правоотношений характерна специфическая связь сторон в форме взаимных прав и юридических обязанностей; в-четвертых, в основе возникновения правоотношений лежит юридический факт (фактический состав); в-пятых, правоотношения, возникающие на основе юридических норм, гарантируются и охраняются государством.

Структуру правоотношений образуют субъекты (физические и юридические лица); объекты (материальные и нематериальные блага); содержание (материальное - дозволенное поведение обязанного лица и юридическое - субъективные права и юридические обязанности).

2.2 Содержание правоотношений

Правоотношение - одна из центральных правовых категорий, многие аспекты которой до сих пор относятся к числу дискуссионных в юридической науке. Такими аспектами являются соотношение правоотношений и юридических норм, признаки, сущность правоотношений, а также более детальные их характеристики.

Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т.е. выделять два их вида по отношению к юридическим нормам. Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством.

Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности - обязанными.

Правоотношений, которые возникают в связи с юридическими нормами и на их основе, в жизни большинство. Они служат средством перевода общих установлений юридической нормы (объективного права) в конкретные субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношений. Специфика этого вида правоотношений состоит в том, что с их возникновением для одних лиц (управомоченных) открывается предусмотренная юридическими нормами и обеспеченная государством возможность использовать в своих интересах и целях поведение других лиц (обязанных), для которых соответствующее поведение становится общественно необходимым. В строгом смысле - это законоотношения.

По мнению В. В. Лазарева, содержанием правоотношений являются субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это право данного субъекта, это вид и мера его возможного поведения. Возможность эта троякого рода: возможность собственных поступков, возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность обратиться за поддержкой и защитой к государству. А юридическая обязанность - вид и мера должного поведения лица.

Субъективное право, или право отдельного лица, - необходимое понятие правовой системы и правовой науки. При этом лицо может быть отдельной личностью, т.е. индивидом, а может иметь коллективный характер, т.е. быть коллективным субъектом, в том числе органом государства, общественной организацией, коммерческим предприятием и т.п. Тогда это субъективное право коллективного субъекта правоотношения. Субъективное право производно от объективного, "книжного" права.

Сущность субъективного права состоит в гарантированной возможности совершать определенные действия. Юридически возможное поведение имеет три формы своего проявления. Во-первых, это возможность управомоченного лица вести себя активно, совершать любые действия, как предусмотренные юридическими нормами, так и не запрещенные законом. Во-вторых, это возможность требовать от обязанного лица совершения активных действий или воздержание от действий. Например, право требовать возврата долга по договору займа; уплаты денег за проданное имущество и передачи купленного имущества по договору купли-продажи. В-третьих, это право притязания или возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы, т.е. привести в действие охранительный механизм государства. Так, при совершении кражи имущества собственник имеет право сделать соответствующее сообщение или заявление в милицию. Гражданин, считающий, что его незаконно уволили с работы, имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении на работе.

Если в состав субъективного права входит не одна, а несколько возможностей, то каждая из них, как составная часть субъективного права, называется правомочием.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения обязанного субъекта, т.е. обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий. Если от субъективного права можно отказаться, т.е. не использовать его, то от юридической обязанности отказаться нельзя.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.