p align="left">Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечи-вающих безопасность и общественный порядок, регламентируется прежде всего рядом законов Российской Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о Федеральных органах налоговой полиции (преобразованной в 1995 г. в Федеральную службу налоговой поли-ции), о внутренних войсках, о Государственной границе, частной детективной и охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ. Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах. Прокуратура в Российской Федерации организована в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Закона от 23 декабря 1998 г. (27 января 1999 г.). Организация, задачи и структура органов нотариата базируется на таком законодательном акте, как Основы законодательства Российской Федера-ции о нотариате. Организацию и деятельность адвокатуры формально регулирует По-ложение об адвокатуре РСФСР 1980 г. Фактическое построение адвока-туры опережает те параметры, которые определены указанным норматив-ным актом. В России сложились многочисленные объединения адвокатов, деятельность которых регулируется не только Положением, но и рядом актов индивидуального характера. По своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятель-ность судебной власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других пра-воохранительных и правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы. Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регули-рующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Феде-рации. Вторую ступень занимают федеральные законы, а среди них прежде всего - федеральные и конституционные законы. Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование - они не должны противоречить Конституции РФ. Одни из них посвящены комплексу вопросов, входящих в отрасль или подоотрасль законодательства. Если их нельзя в полной мере считать отраслевыми кодексами (какими являются УК, УПК, ГК, ГПК), они все-таки отличаются относительно высоким уровнем систематизации и носят комплексный характер. К таким можно отнести законы: о статусе судей, о прокуратуре, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о налоговой полиции и т.д. Другие федеральные законы более индивидуализированы. К ним можно отнести, например, Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Еще одну группу законов составляют законы Российской Федерации, Которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Закон РФ от 28 ноября 1994 г. «О внесении и дополнений в статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"». В настоящее время в Российской Федерации стала известна и такая форма нормативного акта, как «Основы законодательства». В интересующей нас области, в частности, к числу таких нормативных актов относятся Основы Законодательства Российской Федерации о нотариате. Подобная форма права может применяться в будущем для правового регулирования общественных отношений, принятие законов о которых составляют совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов ( пп. «к», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Вопросы, составляющие предмет совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, могут быть на федеральном уровне предметом решения и других форм права, иллюстрацией чего является Федеральный Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1988г. Принятый в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации», этот Закон установил, что мировые судьи в Российской Федерации являют-ся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Законом определено, что порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается федеральными законами, а порядок назна-чения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации. Порядок осуществления ими правосудия устанавливается федеральным законом (УПК, ГПК). В части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушени-ях, допускается возможность установления порядка производства также законами субъекта Российской Федерации. Как видно, во всех рассмотрен-ных случаях речь идет о разграничении совместной компетенции Федера-ции и ее субъектов. Это - далеко не все те вопросы, которые разрешает указанный Закон. Нормативный характер имеют, однако, не только акты высшего законо-дательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государственного органа. Характерно, что постанов-ления эти в рассматриваемой сфере правового регулирования принимались двух разновидностей. Одними утверждались положения. Например, поста-новлением от 13 мая 1993г. были утверждены: Положение о квалифика-ционных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно в самом постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те или другие во-просы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании. К их числу можно отнести постановление от 19 февраля 1993 г. «О некоторых вопро-сах реализации положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в отношении судей военных судов, об их матери-альном обеспечении и мерах их социальной защиты». Заметим, что в этом случае, как и при утверждении вышеназванных Положений, в преамбуле постановлений делается ссылка на те или другие статьи Закона о статусе судей. Следующее за законами звено в иерархии нормативных актов занимают указы Президента Российской Федерации. Указы Президента носят, как правило, подзаконный характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент принимает обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных законов. В одних случаях они направлены на регулирование вопроса, в других - нескольких взаимосвязанных вопросов. Например, Указом Президента РФ № 209 от 12 февраля 1993 г. «О милиции безопасности общественной (местной милиции) в Российской Федерации», во-первых, утверждено Положение о ней, во-вторых, даны указания органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления о создании необходимых условий для эффективного функционирования подразделений этой милиции, обеспечения надежной защиты законных интересов граждан, своевременного реагирования гая криминогенной обстановки. Другим Указом Президента РФ № 1039 от 18 июля 1996 г. утверждено Положение о МВД РФ. Указом Президента № 633 от 23 июня 1995г «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» утверждено Положение о ФСБ, определены структура и ее штатная численность. В Указе № 2106 от 22 ноября Президент создал в системе ФСБ следственное управление, а в подчиненных ей органах - следственные подразделения. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст.15 Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. В развитие универсальных положений ч. 1 ст. 15 Конституции в ч. 3 ст. 115 подчеркнуто, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным указам Президента РФ могут быть отменены Президентом Федерации (ч. 3 ст. 115). Так же, как законодательный орган и Президент, Правительство РФ правомочно утверждать нормативные акты в виде положений. Заметное место среди них занимают положения о министерствах. В частности. Пра-вительством были утверждены Положение о Министерстве юстиции Рос-сийской Федерации 1993 г. и др. Кроме того, Правительство издает поста-новления по отдельным конкретным вопросам, относящимся к организации и деятельности государственных органов, входящих в предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возложенных на него обязанно-стей Правительство приняло постановление № 653 от 29 июня 1995 г. «О заключении соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств». Несмотря на существенное различие предмета регулирования указанных постановлений Правительства, все они приняты на основании и в обеспече-ние исполнения Конституции, федеральных конституционных или феде-ральных законов Российской Федерации. Среди нормативных актов федерального уровня заключительным зве-ном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их число издает-ся по линии Генеральной прокуратуры, Минюста, МВД и других мини-стерств и ведомств РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструк-ции, правила, положения и т. п. Согласно указам Президента РФ от 5 декабря 1991 г. и 21 января 1992 г. не могут иметь юридиче-ской силы ведомственные акты, затрагивающие права и интересы гра-ждан или относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не опубли-кованы. Правительством России 8 мая 1992 г. утверждено на этот счет специальное Положение «О порядке государственной регистрации ведом-ственных нормативных актов». Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств. Известны, например, совместные акты МЮ, МВД и Генеральной прокуратуры РФ; МВД и ФСБ; МВД и ФСНП и др. Практику-ется издание нормативных актов одним ведомством при предварительном согласовании его проекта с другими ведомствами. Например, Минюст РФ 27 января 1994 г. утвердил положение «О порядке оплаты труда адвокатов за счет государства», проект которого был согласован с Генеральным про-курором РФ, МВД РФ и еще пятью ведомствами. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Заметим, однако, что общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются в основном через внутреннее законодательство. В соответст-вии с этим в части, касающейся правоохранительных органов, указанные нормы включены в Закон о судебной системе, другие нормативные акты о судах и правоохранительных органах, а важнейшие из них - даже в Консти-туцию. В отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна-родного договора. Международными договорами, в частности, в значитель-ной степени регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных госу-дарств (ст. 32 УПК). Правосудие в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, законами о суде и судебной власти, материальными и про-цессуальными законами. Опыт, судебная практика показывают, что приме-нение норм закона нередко встречает затруднения на практике, в связи с чем они нуждаются в разъяснении. Это делают пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-рации в своих постановлениях. Хотя указанные акты не являются источни-ками права, разъяснения, содержащиеся в них, имеют важное значение для правильного и единообразного применения закона. В них, с учетом практи-ки применения законодательства, даются разъяснения отдельных норм права, содержатся рекомендации в целях наиболее эффективной их реали-зации, анализируются допускаемые на практике ошибки и недостатки. При-чем эти рекомендации имеют большое значение не только для судов, но также и для органов расследования, прокуроров. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к двум из недавних актов Пленума Верховного Суда РФ- его постановлениям от 31 октября 1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществле-нии правосудия» и от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания». Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизвод-ства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы, однако, не .совсем точно конституционные основы деятельности в сфере правосудия и судопроизводства сводить лишь к прин-ципам, хотя бы и сформулированным Конституцией Российской Федерации. В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопро-изводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду, что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органов. Следовательно, она содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.
Страницы: 1, 2, 3
|