на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовая нормативная база социально-медицинской работы с лицами, страдающими психическими заболеваниями
p align="left">Приему в психиатрическую больницу подлежат:

больные, нуждающиеся по своему психическому состоянию в лечебно-восстановительных мероприятиях в условиях психиатрического стационара;

больные, направленные судебными органами в установленном порядке на принудительное лечение;

лица, направленные судебно-следетвенными органами в ус-тановленном порядке на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу;

лица, направленные в установленном порядке на стацио-нарное обследование для уточнения диагноза, экспертизы трудоспособности, годности службы в армии, для решения других экспертных вопросов.

Больные, нуждающиеся в стационарном лечении, принимаются в психиатрическую больницу по направлениям врачей-психиатров психоневрологических диспансеров (диспансерных отделе-ний, кабинетов), врачей специализированных бригад скорой пси-хиатрической помощи, органов здравоохранения, а также без вся-кого направления при наличии срочных медицинских показаний к госпитализации.

Лица, направленные на стационарное обследование для уточнения диагноза, врачебно-трудовой или военно-врачебной экспертизы, принимаются в психиатрический стационар по направлениям органов здравоохранения, участковых врачей-психиатров, а также врачебно-трудовых экспертных или военно-врачебных' комиссий.

Поступающие в психиатрическую больницу дети в возрасте 4-- 14 лет принимаются в детские отделения, подростки в возрасте * 15--17 лет -- в подростковые и экспертные отделения и палаты.

В психиатрической больнице каждому больному должны быть обеспечены: исчерпывающее исследование психического, невро-логического и соматического состояния и, в зависимости от характера заболевания, все современные методы лечения и социально-трудовой реабилитации.

Основные задачи и функции психоневрологической больницы:

Оказание специализированной высококвалифицированной лечебно-диагностической и социально-восстановительной помощи лицам, страдающим пограничными психическими, в том чис-ле психосоматическими, расстройствами.

Стационарное обследование лиц, страдающих пограничными психическими расстройствами, для уточнения диагноза, в це-лях определения трудоспособности, годности к службе в армии, возможности обучения и т.п.

Обеспечение преемственности с психоневрологическими диспансерами (отделениями, кабинетами) и другими лечебно- профилактическими учреждениями в лечении больных с погра-ничными психическими расстройствами.

Систематическое повышение квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала в области пограничной психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и деонтоло-гии

Анализ и обобщение проводимой лечебно-профилактической и реабилитационной работы.

Освоение и внедрение в практику новых организационных форм, современных средств и методов диагностики, лечения и со-циально-трудовой реабилитации при пограничной психической патологии, основанных на достижениях науки, техники и передо-вого опыта учреждений здравоохранения.

Организация деятельности при психоневрологической больнице или в ее составе подсобного сельского хозяйства, лечебно-производственных (трудовых) мастерских, дневного стационара и других структурных подразделений больницы регламентируется действующими Положениями о них.

Прием больных в психиатрическую больницу со строгим на-блюдением производится дежурным врачом и дежурным предста-вителем контролерского состава МВД при наличии копии опреде-ления суда, копии акта судебно-психиатрической экспертизы или акта психиатрического освидетельствования, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность больного (удостоверение личности, военный билет, справка об освобождении из мест ли-шения свободы). Ткаченко В.С. Основы социальной медицины. Уч. пособие.М.:2004.

Реабилитационным учреждением, оказывающим социально-медицинскую помощь лицам с психическими заболеваниями является лечебно-производственное государственное предприятие для проведе-ния трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудо-устройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, учреждается в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации органом здравоохранения субъекта Российской Федерации или министерством (ведомством), имею-щим учреждения, оказывающие психиатрическую помощь (Положение о лечебно-производственных государственных предприя-тиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профес-сиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов.утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 г. №522).

Основными задачами предприятия являются трудовая терапия лиц, страдающих психическими расстройствами; их трудовое обу-чение и переобучение; трудовое устройство указанных лиц (на правах рабочих и служащих), не имеющих возможности трудоуст-ройства на обычном производстве по медицинским показаниям и иным обстоятельствам.

Взаимоотношения предприятия с учреждением, оказывающим психиатрическую и социально- медицинскую помощь, определяются договором о совместной деятельности. В договоре предусматриваются обязанность пред-приятия по обеспечению трудом лиц, страдающих психическими расстройствами, размер отчислений от прибыли указанным уч-реждениям, участие этих учреждений в медицинском обслужива-нии работающих и другие условия, которые стороны посчитают существенными для своих взаимоотношений.

Предприятие осуществляет свою работу с целью расширения возможностей для трудоустройства и трудовой занятости лиц с психическими расстройствами по разным специальностям на базе широкого спектра деятельности путем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, удовлетворяющих обще-ственные потребности, и в том числе для получения прибыли.

Предприятие по согласованию с руководством учреждения, оказывающего психиатрическую и социально-медицинскую помощь, планирует свою дея-тельность и определяет перспективы своего развития исходя из за-дач социально-трудовой реабилитации лиц, страдающих психи-ческими расстройствами. При этом учитываются как спрос на производимую продукцию (работы, услуги), так и необходимость обеспечения своего производственного и социального развития, а также повышения личных доходов работающих лиц.

Льготы по налогообложению предоставляются предприятию в соответствии с действующим законодательством.

На руководителя предприятия возлагается организация произ-водственных процессов, доступных лицам, страдающим психи-ческими расстройствами, и способствующих их реабилитации; организация обучения и переобучения работников, рационализа-ция, механизация и улучшение технологии производства в целях облегчения труда работающих, эффективности производства и улучшения качества выпускаемой продукции; обеспечение техни-ки безопасности трудовых процессов.

С учетом социально-реабилитационной направленности дея-тельности предприятия во всех вопросах, касающихся труда рабо-тающих на нем лиц, администрация предприятия руководствуется рекомендациями врачей-психиатров.

С лицами, направленными на предприятие учреждением, ока-зывающим психиатрическую и социально-медицинскую помощь, и подавшими заявление о приеме на работу, администрация предприятия заключает трудо-вой договор о работе в качестве рабочего или служащего. На ука-занных лиц ведутся трудовые книжки, им выплачивается зара-ботная плата, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, время их работы на предприятий включается в общий трудовой стаж. Они подлежат государственному социальному страхова-нию.

Лица, страдающие психическими расстройствами, работающие на предприятии, обеспечиваются бесплатным одноразовым горя-чим питанием.

Лицам, страдающим психическими расстройствами, которым учреждением, оказывающим помощь, не реко-мендовано выполнение работы по трудовому договору, но кото-рым необходима по медицинским показаниям трудовая терапия, наравне с другими лицами выплачивается вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если они участвуют в производительном труде. Общежитие для лиц, страдающих психическими расстройства-ми, утративших социальные связи, создается с целью бытового устройства ограниченно трудоспособных лиц этой категории.

В общежитие направляются лица:

прошедшие стационарное лечение при невозможности их выписки домой в связи с утратой социальных связей;

нуждающиеся в изоляции от неблагоприятной среды в месте их проживания. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов.М.:1996.

Психиатрические учреждения для хронических больных Детский дом-интернат для умственно отсталых детей (или для детей с аномалиями психического развития) является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. Как пра-вило, для более полного обслуживания населения организуют от-деление или группу с дневным или шестидневным режимом со-держания. Организуемые в детском доме-интернате мероприятия направлены на максимальное развитие потенциальных способно-стей умственно отсталых детей с целью частичной компенсации интеллектуального дефекта и облегчения наиболее полной адап-тации их к различным житейским ситуациям, с которыми они бу-дут сталкиваться в дальнейшей жизни. В этой связи ведущее место занимает обучение воспитанников, которое позволяет профили-ровать учреждения. Выделены дома-интернаты для обучаемых де-тей, где основная деятельность направлена на привитие бытовых и трудовых навыков, а также обучение элементам грамоты. Кроме таких, имеются дома-интернаты для необучаемых детей (с глубо-кой степенью умственной отсталости, нередко сочетающейся с, поражением опорно-двигательного аппарата, судорожными при-падками и т.д.), где они получают медицинский уход и лечение.

Современный детский дом-интернат системы социальной за-щиты населения представляет собой довольно сложную организацию. В общей системе медико-социального обслуживания тесно1 интегрированы различные виды медицинской помощи и меры пе-дагогического воздействия на детей в рамках учебно-воспитательного процесса. В основу выделения детских стацио-нарных учреждений положен принцип многоуровневой специа-лизации обслуживания. Это выражается в том, что дети в возрасте до 4 лет, страдающие тяжелыми поражениями опорно-двигатель-ного аппарата и умственной отсталостью, получают лечение и уход в специализированных домах ребенка Министерства здраво-охранения. Детей с нерезко выраженными аномалиями в физи-ческом и умственном развитии обучают в специализированных школах (школах-интернатах) Министерства народного образова-ния. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с глубокой степенью умст-венной отсталости и выраженными физическими дефектами про-живают в домах-интернатах Министерства труда и социального развития РФ. Внутриведомственная специализация отражает раз-деление учреждений системы социальной защиты На дома-интер-наты для детей с физическими недостатками и имеющих умствен-ную отсталость. Необходимость такой специализации обусловле-на тем, что доминирование того или иного вида дефекта опреде-ляет организацию медико-социального обслуживания .

Практическая деятельность детских домов-интернатов показа-ла, что четкое соблюдение профилирования учреждений невозможно. Это объясняется рядом факторов, среди которых ос-новными являются трудность диагностики степени умственной отсталости. Как правило, требуется определенное время наблюде-ния ребенка в динамике, чтобы установить истинную степень ин-теллектуального дефекта. Особенно это касается детей дошколь-ного возраста, которых переводят из домов ребенка. Ошибочность диагностики глубокой степени умственной отсталости и направ-ление ребенка в детский дом-интернат для необучаемых детей, где в штате нет воспитателей, обрекает его на длительное пребы-вание в условиях учреждений призренческого типа и негативно отражается на дальнейшей судьбе. Указанное обстоятельство яви-лось основанием для функционирования детских домов-интер-натов смешанного типа, куда помещают детей с трудно диагнос-тируемыми состояниями, требующими динамического наблюде-ния. В этих учреждениях вступает в силу внутриучрежденческая специализация обслуживания, на основе которой с учетом психи-ческой патологии, сомато-неврологического статуса выделяют группы обучаемых грамоте, воспринимающих трудовые навыки и необучаемых детей. В соответствии с этим можно решить вопросы организации и медицинской помощи. По-видимому, детские дома-интернаты смешанного типа более приемлемы для медико-социального обслуживания умственно отсталых детей.

В соответствии с нормативными актами, в детский дом-интер-нат для детей с аномалиями психического развития принимают больных со следующими заболеваниями и состояниями:

олигофрения в степени имбецильности, идиотии;

эпилепсия с редкими (не чаще 5 раз в месяц) припадками при наличии слабоумия;

шизофрения с выраженным дефектом без продуктивной симптоматики;

слабоумие после перенесенных органических поражений головного мозга;

умственная отсталость всех степеней, включая дебильность, при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение во вспомогательных классах соот-ветствующих специализированных школ-интернатов (не передвигающихся без посторонней помощи, не обслужива-ющих себя в силу тяжести двигательных нарушений,

требу-ющих индивидуального ухода);

слепота (слабовидение) или глухота (слабослышание) с ум-ственной отсталостью всех степеней, включая дебильность при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение в специализированных школах-ин-тернатах.

Противопоказаниями к направлению в детский дом-интернат для детей с аномалиями психического развития являются:

шизофрения с наличием продуктивной симптоматики без выраженного дефекта личности;

эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому ста-тусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;

психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозоло-гической принадлежности;

психические заболевания, сопровождающиеся грубыми на- рушениями влечения и расстройством поведения, опасным для самого больного и окружающих;

любые психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в общеобразовательной школе или специа-лизированных учреждениях системы народного образования.

Психоневрологические интернаты для взрослых входят в об-щую систему психиатрической помощи населению и предназна-чены для проживания больных с хроническими формами заболе-ваний. Обычно это люди, неспособные жить в семье и обществе в силу утраты либо недоразвития способностей к самообслужива-нию, самообеспечению и продуктивной коммуникативной дея-тельности.

В соответствии с нормативными актами в психоневрологичес-кие интернаты принимают лиц с умственной отсталостью в степе-ни выраженной дебильности, имбецильноети и идиотии, а также больных, страдающих затяжными формами психических заболева-ний. У больных не должно быть проявлений острой симптоматики и грубых психических Дефектов, опасных для самого больного. . Психоневрологические интернаты в значительной степени отли-чаются от психиатрических стационаров (больниц) системы здравоохранения по структуре контингента. Обычно больные поступа-ют в учреждения социальной защиты населения на постоянное проживание, т.е. до естественного конца. В этой связи в организа-ции работы психоневрологических интернатов значительное место занимают вопросы социального и бытового устройства инвалидов, не просто находящихся в этих учреждениях, а проживающих в них.

Из-за этого возникает и требует решения множество вопросов, связанных с введением и эксплуатацией помещений бытового и досугового характера. Элементы быта также своеобразны, по-скольку включают режим больничного учреждения и общежития. Последнее обстоятельство определяет тактику медицинского пер-сонала в отношении максимального самообслуживания проживающих. Это весьма важно для больных, находящихся длительно в однообразных условиях, способствующих возникновению прояв-лений госпитализма. Поскольку определенная часть больных, на-ходящихся в учреждении, не гарантирована от обострений психо-тической симптоматики, существует постоянная необходимость в медикаментозной поддерживающей терапии. Последняя также имеет отличия от таковой в рамках лечебно-профилактических учреждений. Характерно смещение акцентов с купирующей на поддерживающую терапию, с симптоматической на общеукрепля-ющую. В целом характерен переход с медикаментозного лечения на немедикаментозное, в частности на терапию занятостью. В от-личие от больничных учреждении она также имеет выраженные особенности. Терапевтическое воздействие занятости больных с отдаленными последствиями заболеваний имеет в большей степе-ни не клинический, а социальный вектор. Иначе говоря, терапия занятостью в условиях психоневрологических интернатов направ-лена на восстановление утраченных (либо формирование новых) трудовых и коммуникативных навыков, на поддержание или фор-мирование активного образа жизни, поэтому наиболее широко используют хозяйственно-бытовой труд, стимулирующий самооб-служивание и неформальные контакты.

Представление о структуре контингента больных, находящих-ся в психоневрологических интернатах, можно составить по изложенным выше критериям отбора. В основном там проживают люди с длительно протекающими хроническими заболеваниями как эндогенного, так и любого другого характера. Самой многочисленной является группа больных олигофренией (40,7%). Вто-рое место по численности занимают больные шизофренией (25,0%), третье -- сосудистой деменцией (17,9%). Эпилепсией бо-леют 6,1% проживающих, а другие виды деменции (травматичес-кого, инфекционного, интоксикационного генеза) составляют 5,6%.

История таких учреждений в России берет начало в 1993 г., когда Министерство социальной защиты населения разработало временное положение. Дом-интернат (отделение) милосердия обычно организуют для обслуживания принятых на государствен-ное обеспечение престарелых граждан и инвалидов первой и вто-рой групп и детей-инвалидов, находящихся на постельном режи-ме или передвигающихся в пределах палаты с постоянной посто-ронней помощью. Возможно постоянное, временное (на срок от двух до шести месяцев) и пятидневное в неделю проживание. В настоящее время возможно перепрофилирование старых домов-интернатов под такие учреждения, создание новых домов или отделений милосердия. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Ю.А.Блинков,С.А.Игнатьева,Н.К.Горшунова М.: Просвещение, 2002. Таким образом, основными задачами, поставленными перед службами, оказывающими социально-медицинскую помощь лицам страдающими психическими заболеваниями , можно считать:

социально-бытовое обслуживание проживающих, оказание медико-социальной помощи;

совершенствование социально-бытовой и психологической приспособляемости лиц, находящихся на постельном режиме.

Заключение

Успешное оказание социально-медицинской помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями невозможно без тесного кон-такта с родственниками больного. Род-ственники должны предоставлять специалистам необходимые сведения о поведении больного дома и на работе, своевременно сообщать обо всех изменениях, происходящих в его состоянии, особенно о при-знаках ухудшения, следить за точным выполнением всех врачеб-ных назначений.

Амбулаторная терапия должна способствовать социальной адаптации и соответственно является терапией щадящей, которая не приводит к заметному ухудшению соматического состояния и не вызывает выраженных побочных явлений. Выбор форм и методов оказания социально-медицинской помощи согласуется с трудовой деятельностью больного.

Необходимость организации специализированной социально-медицинской службы обусловлена тем, что обслуживание больных с психическими нарушениями имеет свои особенности. Это связано в первую очередь с тем, что данный контингент больных часто является социально опасным и требует применения при-нудительных мер при госпитализации, так как у них нередко отмечается анозогнозия заболевания (неосознание своей болез-ни) или сознательное сопротивление помещению их в больни-цу. Важное значение имеет тот фактор, социально-медицинскую помощь оказывают на основании клинического обследования без объективных инструментальных методов, а это требует соответствующей подготовки медицинс-кого персонала.

Лица, оказывающие социально-медицинскую помощь должны систематически проходить специализацию по вопросам психиатрии, токсикологии, невропатологии и др.

Наиболее актуального решения требует проблема ухода за не-излечимыми психическими больными. Следует использовать толь-ко персонал, подготовленный психологически для такой работы. Очень важны личные качества: умение сочувствовать, доброта, неистощимое терпение и тактичность. Нередко отсутствие таких качеств может привести не только к профессиональной непригод-ности, но и развитию патологических наклонностей, чреватых уголовным наказанием.

Литература

1.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование -М.: Наука,1999

2.Федеральный закон « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 № 3185

3.Постановление Правительства Российской Федерации от 25,05.1994 г. № 522. .

4.Черносвивтов Е.В. Социальная медицина: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.М.,2000

5.Ткаченко В.С. Основы социальной медицины. Учебное пособие . М.:2004.

6.Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов.М.:1996.

7.Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Ю.А.Блинков,С.А.Игнатьева,Н.К.Горшунова М.: Просвещение, 2002.

8.Справочник по организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений. М.: Грантъ, 1999.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.