p align="left">Приему в психиатрическую больницу подлежат: больные, нуждающиеся по своему психическому состоянию в лечебно-восстановительных мероприятиях в условиях психиатрического стационара; больные, направленные судебными органами в установленном порядке на принудительное лечение; лица, направленные судебно-следетвенными органами в ус-тановленном порядке на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу; лица, направленные в установленном порядке на стацио-нарное обследование для уточнения диагноза, экспертизы трудоспособности, годности службы в армии, для решения других экспертных вопросов. Больные, нуждающиеся в стационарном лечении, принимаются в психиатрическую больницу по направлениям врачей-психиатров психоневрологических диспансеров (диспансерных отделе-ний, кабинетов), врачей специализированных бригад скорой пси-хиатрической помощи, органов здравоохранения, а также без вся-кого направления при наличии срочных медицинских показаний к госпитализации. Лица, направленные на стационарное обследование для уточнения диагноза, врачебно-трудовой или военно-врачебной экспертизы, принимаются в психиатрический стационар по направлениям органов здравоохранения, участковых врачей-психиатров, а также врачебно-трудовых экспертных или военно-врачебных' комиссий. Поступающие в психиатрическую больницу дети в возрасте 4-- 14 лет принимаются в детские отделения, подростки в возрасте * 15--17 лет -- в подростковые и экспертные отделения и палаты. В психиатрической больнице каждому больному должны быть обеспечены: исчерпывающее исследование психического, невро-логического и соматического состояния и, в зависимости от характера заболевания, все современные методы лечения и социально-трудовой реабилитации. Основные задачи и функции психоневрологической больницы: Оказание специализированной высококвалифицированной лечебно-диагностической и социально-восстановительной помощи лицам, страдающим пограничными психическими, в том чис-ле психосоматическими, расстройствами. Стационарное обследование лиц, страдающих пограничными психическими расстройствами, для уточнения диагноза, в це-лях определения трудоспособности, годности к службе в армии, возможности обучения и т.п. Обеспечение преемственности с психоневрологическими диспансерами (отделениями, кабинетами) и другими лечебно- профилактическими учреждениями в лечении больных с погра-ничными психическими расстройствами. Систематическое повышение квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала в области пограничной психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и деонтоло-гии Анализ и обобщение проводимой лечебно-профилактической и реабилитационной работы. Освоение и внедрение в практику новых организационных форм, современных средств и методов диагностики, лечения и со-циально-трудовой реабилитации при пограничной психической патологии, основанных на достижениях науки, техники и передо-вого опыта учреждений здравоохранения. Организация деятельности при психоневрологической больнице или в ее составе подсобного сельского хозяйства, лечебно-производственных (трудовых) мастерских, дневного стационара и других структурных подразделений больницы регламентируется действующими Положениями о них. Прием больных в психиатрическую больницу со строгим на-блюдением производится дежурным врачом и дежурным предста-вителем контролерского состава МВД при наличии копии опреде-ления суда, копии акта судебно-психиатрической экспертизы или акта психиатрического освидетельствования, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность больного (удостоверение личности, военный билет, справка об освобождении из мест ли-шения свободы). Ткаченко В.С. Основы социальной медицины. Уч. пособие.М.:2004. Реабилитационным учреждением, оказывающим социально-медицинскую помощь лицам с психическими заболеваниями является лечебно-производственное государственное предприятие для проведе-ния трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудо-устройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, учреждается в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации органом здравоохранения субъекта Российской Федерации или министерством (ведомством), имею-щим учреждения, оказывающие психиатрическую помощь (Положение о лечебно-производственных государственных предприя-тиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профес-сиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов.утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 г. №522). Основными задачами предприятия являются трудовая терапия лиц, страдающих психическими расстройствами; их трудовое обу-чение и переобучение; трудовое устройство указанных лиц (на правах рабочих и служащих), не имеющих возможности трудоуст-ройства на обычном производстве по медицинским показаниям и иным обстоятельствам. Взаимоотношения предприятия с учреждением, оказывающим психиатрическую и социально- медицинскую помощь, определяются договором о совместной деятельности. В договоре предусматриваются обязанность пред-приятия по обеспечению трудом лиц, страдающих психическими расстройствами, размер отчислений от прибыли указанным уч-реждениям, участие этих учреждений в медицинском обслужива-нии работающих и другие условия, которые стороны посчитают существенными для своих взаимоотношений. Предприятие осуществляет свою работу с целью расширения возможностей для трудоустройства и трудовой занятости лиц с психическими расстройствами по разным специальностям на базе широкого спектра деятельности путем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, удовлетворяющих обще-ственные потребности, и в том числе для получения прибыли. Предприятие по согласованию с руководством учреждения, оказывающего психиатрическую и социально-медицинскую помощь, планирует свою дея-тельность и определяет перспективы своего развития исходя из за-дач социально-трудовой реабилитации лиц, страдающих психи-ческими расстройствами. При этом учитываются как спрос на производимую продукцию (работы, услуги), так и необходимость обеспечения своего производственного и социального развития, а также повышения личных доходов работающих лиц. Льготы по налогообложению предоставляются предприятию в соответствии с действующим законодательством. На руководителя предприятия возлагается организация произ-водственных процессов, доступных лицам, страдающим психи-ческими расстройствами, и способствующих их реабилитации; организация обучения и переобучения работников, рационализа-ция, механизация и улучшение технологии производства в целях облегчения труда работающих, эффективности производства и улучшения качества выпускаемой продукции; обеспечение техни-ки безопасности трудовых процессов. С учетом социально-реабилитационной направленности дея-тельности предприятия во всех вопросах, касающихся труда рабо-тающих на нем лиц, администрация предприятия руководствуется рекомендациями врачей-психиатров. С лицами, направленными на предприятие учреждением, ока-зывающим психиатрическую и социально-медицинскую помощь, и подавшими заявление о приеме на работу, администрация предприятия заключает трудо-вой договор о работе в качестве рабочего или служащего. На ука-занных лиц ведутся трудовые книжки, им выплачивается зара-ботная плата, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, время их работы на предприятий включается в общий трудовой стаж. Они подлежат государственному социальному страхова-нию. Лица, страдающие психическими расстройствами, работающие на предприятии, обеспечиваются бесплатным одноразовым горя-чим питанием. Лицам, страдающим психическими расстройствами, которым учреждением, оказывающим помощь, не реко-мендовано выполнение работы по трудовому договору, но кото-рым необходима по медицинским показаниям трудовая терапия, наравне с другими лицами выплачивается вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если они участвуют в производительном труде. Общежитие для лиц, страдающих психическими расстройства-ми, утративших социальные связи, создается с целью бытового устройства ограниченно трудоспособных лиц этой категории. В общежитие направляются лица: прошедшие стационарное лечение при невозможности их выписки домой в связи с утратой социальных связей; нуждающиеся в изоляции от неблагоприятной среды в месте их проживания. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов.М.:1996. Психиатрические учреждения для хронических больных Детский дом-интернат для умственно отсталых детей (или для детей с аномалиями психического развития) является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. Как пра-вило, для более полного обслуживания населения организуют от-деление или группу с дневным или шестидневным режимом со-держания. Организуемые в детском доме-интернате мероприятия направлены на максимальное развитие потенциальных способно-стей умственно отсталых детей с целью частичной компенсации интеллектуального дефекта и облегчения наиболее полной адап-тации их к различным житейским ситуациям, с которыми они бу-дут сталкиваться в дальнейшей жизни. В этой связи ведущее место занимает обучение воспитанников, которое позволяет профили-ровать учреждения. Выделены дома-интернаты для обучаемых де-тей, где основная деятельность направлена на привитие бытовых и трудовых навыков, а также обучение элементам грамоты. Кроме таких, имеются дома-интернаты для необучаемых детей (с глубо-кой степенью умственной отсталости, нередко сочетающейся с, поражением опорно-двигательного аппарата, судорожными при-падками и т.д.), где они получают медицинский уход и лечение. Современный детский дом-интернат системы социальной за-щиты населения представляет собой довольно сложную организацию. В общей системе медико-социального обслуживания тесно1 интегрированы различные виды медицинской помощи и меры пе-дагогического воздействия на детей в рамках учебно-воспитательного процесса. В основу выделения детских стацио-нарных учреждений положен принцип многоуровневой специа-лизации обслуживания. Это выражается в том, что дети в возрасте до 4 лет, страдающие тяжелыми поражениями опорно-двигатель-ного аппарата и умственной отсталостью, получают лечение и уход в специализированных домах ребенка Министерства здраво-охранения. Детей с нерезко выраженными аномалиями в физи-ческом и умственном развитии обучают в специализированных школах (школах-интернатах) Министерства народного образова-ния. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с глубокой степенью умст-венной отсталости и выраженными физическими дефектами про-живают в домах-интернатах Министерства труда и социального развития РФ. Внутриведомственная специализация отражает раз-деление учреждений системы социальной защиты На дома-интер-наты для детей с физическими недостатками и имеющих умствен-ную отсталость. Необходимость такой специализации обусловле-на тем, что доминирование того или иного вида дефекта опреде-ляет организацию медико-социального обслуживания . Практическая деятельность детских домов-интернатов показа-ла, что четкое соблюдение профилирования учреждений невозможно. Это объясняется рядом факторов, среди которых ос-новными являются трудность диагностики степени умственной отсталости. Как правило, требуется определенное время наблюде-ния ребенка в динамике, чтобы установить истинную степень ин-теллектуального дефекта. Особенно это касается детей дошколь-ного возраста, которых переводят из домов ребенка. Ошибочность диагностики глубокой степени умственной отсталости и направ-ление ребенка в детский дом-интернат для необучаемых детей, где в штате нет воспитателей, обрекает его на длительное пребы-вание в условиях учреждений призренческого типа и негативно отражается на дальнейшей судьбе. Указанное обстоятельство яви-лось основанием для функционирования детских домов-интер-натов смешанного типа, куда помещают детей с трудно диагнос-тируемыми состояниями, требующими динамического наблюде-ния. В этих учреждениях вступает в силу внутриучрежденческая специализация обслуживания, на основе которой с учетом психи-ческой патологии, сомато-неврологического статуса выделяют группы обучаемых грамоте, воспринимающих трудовые навыки и необучаемых детей. В соответствии с этим можно решить вопросы организации и медицинской помощи. По-видимому, детские дома-интернаты смешанного типа более приемлемы для медико-социального обслуживания умственно отсталых детей. В соответствии с нормативными актами, в детский дом-интер-нат для детей с аномалиями психического развития принимают больных со следующими заболеваниями и состояниями: олигофрения в степени имбецильности, идиотии; эпилепсия с редкими (не чаще 5 раз в месяц) припадками при наличии слабоумия; шизофрения с выраженным дефектом без продуктивной симптоматики; слабоумие после перенесенных органических поражений головного мозга; умственная отсталость всех степеней, включая дебильность, при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение во вспомогательных классах соот-ветствующих специализированных школ-интернатов (не передвигающихся без посторонней помощи, не обслужива-ющих себя в силу тяжести двигательных нарушений, требу-ющих индивидуального ухода); слепота (слабовидение) или глухота (слабослышание) с ум-ственной отсталостью всех степеней, включая дебильность при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение в специализированных школах-ин-тернатах. Противопоказаниями к направлению в детский дом-интернат для детей с аномалиями психического развития являются: шизофрения с наличием продуктивной симптоматики без выраженного дефекта личности; эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому ста-тусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям; психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозоло-гической принадлежности; психические заболевания, сопровождающиеся грубыми на- рушениями влечения и расстройством поведения, опасным для самого больного и окружающих; любые психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в общеобразовательной школе или специа-лизированных учреждениях системы народного образования. Психоневрологические интернаты для взрослых входят в об-щую систему психиатрической помощи населению и предназна-чены для проживания больных с хроническими формами заболе-ваний. Обычно это люди, неспособные жить в семье и обществе в силу утраты либо недоразвития способностей к самообслужива-нию, самообеспечению и продуктивной коммуникативной дея-тельности. В соответствии с нормативными актами в психоневрологичес-кие интернаты принимают лиц с умственной отсталостью в степе-ни выраженной дебильности, имбецильноети и идиотии, а также больных, страдающих затяжными формами психических заболева-ний. У больных не должно быть проявлений острой симптоматики и грубых психических Дефектов, опасных для самого больного. . Психоневрологические интернаты в значительной степени отли-чаются от психиатрических стационаров (больниц) системы здравоохранения по структуре контингента. Обычно больные поступа-ют в учреждения социальной защиты населения на постоянное проживание, т.е. до естественного конца. В этой связи в организа-ции работы психоневрологических интернатов значительное место занимают вопросы социального и бытового устройства инвалидов, не просто находящихся в этих учреждениях, а проживающих в них. Из-за этого возникает и требует решения множество вопросов, связанных с введением и эксплуатацией помещений бытового и досугового характера. Элементы быта также своеобразны, по-скольку включают режим больничного учреждения и общежития. Последнее обстоятельство определяет тактику медицинского пер-сонала в отношении максимального самообслуживания проживающих. Это весьма важно для больных, находящихся длительно в однообразных условиях, способствующих возникновению прояв-лений госпитализма. Поскольку определенная часть больных, на-ходящихся в учреждении, не гарантирована от обострений психо-тической симптоматики, существует постоянная необходимость в медикаментозной поддерживающей терапии. Последняя также имеет отличия от таковой в рамках лечебно-профилактических учреждений. Характерно смещение акцентов с купирующей на поддерживающую терапию, с симптоматической на общеукрепля-ющую. В целом характерен переход с медикаментозного лечения на немедикаментозное, в частности на терапию занятостью. В от-личие от больничных учреждении она также имеет выраженные особенности. Терапевтическое воздействие занятости больных с отдаленными последствиями заболеваний имеет в большей степе-ни не клинический, а социальный вектор. Иначе говоря, терапия занятостью в условиях психоневрологических интернатов направ-лена на восстановление утраченных (либо формирование новых) трудовых и коммуникативных навыков, на поддержание или фор-мирование активного образа жизни, поэтому наиболее широко используют хозяйственно-бытовой труд, стимулирующий самооб-служивание и неформальные контакты. Представление о структуре контингента больных, находящих-ся в психоневрологических интернатах, можно составить по изложенным выше критериям отбора. В основном там проживают люди с длительно протекающими хроническими заболеваниями как эндогенного, так и любого другого характера. Самой многочисленной является группа больных олигофренией (40,7%). Вто-рое место по численности занимают больные шизофренией (25,0%), третье -- сосудистой деменцией (17,9%). Эпилепсией бо-леют 6,1% проживающих, а другие виды деменции (травматичес-кого, инфекционного, интоксикационного генеза) составляют 5,6%. История таких учреждений в России берет начало в 1993 г., когда Министерство социальной защиты населения разработало временное положение. Дом-интернат (отделение) милосердия обычно организуют для обслуживания принятых на государствен-ное обеспечение престарелых граждан и инвалидов первой и вто-рой групп и детей-инвалидов, находящихся на постельном режи-ме или передвигающихся в пределах палаты с постоянной посто-ронней помощью. Возможно постоянное, временное (на срок от двух до шести месяцев) и пятидневное в неделю проживание. В настоящее время возможно перепрофилирование старых домов-интернатов под такие учреждения, создание новых домов или отделений милосердия. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Ю.А.Блинков,С.А.Игнатьева,Н.К.Горшунова М.: Просвещение, 2002. Таким образом, основными задачами, поставленными перед службами, оказывающими социально-медицинскую помощь лицам страдающими психическими заболеваниями , можно считать: социально-бытовое обслуживание проживающих, оказание медико-социальной помощи; совершенствование социально-бытовой и психологической приспособляемости лиц, находящихся на постельном режиме. Заключение Успешное оказание социально-медицинской помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями невозможно без тесного кон-такта с родственниками больного. Род-ственники должны предоставлять специалистам необходимые сведения о поведении больного дома и на работе, своевременно сообщать обо всех изменениях, происходящих в его состоянии, особенно о при-знаках ухудшения, следить за точным выполнением всех врачеб-ных назначений. Амбулаторная терапия должна способствовать социальной адаптации и соответственно является терапией щадящей, которая не приводит к заметному ухудшению соматического состояния и не вызывает выраженных побочных явлений. Выбор форм и методов оказания социально-медицинской помощи согласуется с трудовой деятельностью больного. Необходимость организации специализированной социально-медицинской службы обусловлена тем, что обслуживание больных с психическими нарушениями имеет свои особенности. Это связано в первую очередь с тем, что данный контингент больных часто является социально опасным и требует применения при-нудительных мер при госпитализации, так как у них нередко отмечается анозогнозия заболевания (неосознание своей болез-ни) или сознательное сопротивление помещению их в больни-цу. Важное значение имеет тот фактор, социально-медицинскую помощь оказывают на основании клинического обследования без объективных инструментальных методов, а это требует соответствующей подготовки медицинс-кого персонала. Лица, оказывающие социально-медицинскую помощь должны систематически проходить специализацию по вопросам психиатрии, токсикологии, невропатологии и др. Наиболее актуального решения требует проблема ухода за не-излечимыми психическими больными. Следует использовать толь-ко персонал, подготовленный психологически для такой работы. Очень важны личные качества: умение сочувствовать, доброта, неистощимое терпение и тактичность. Нередко отсутствие таких качеств может привести не только к профессиональной непригод-ности, но и развитию патологических наклонностей, чреватых уголовным наказанием. Литература 1.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование -М.: Наука,1999 2.Федеральный закон « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 № 3185 3.Постановление Правительства Российской Федерации от 25,05.1994 г. № 522. . 4.Черносвивтов Е.В. Социальная медицина: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.М.,2000 5.Ткаченко В.С. Основы социальной медицины. Учебное пособие . М.:2004. 6.Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов.М.:1996. 7.Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Ю.А.Блинков,С.А.Игнатьева,Н.К.Горшунова М.: Просвещение, 2002. 8.Справочник по организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений. М.: Грантъ, 1999.
Страницы: 1, 2
|