на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовая природа концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции

Правовая природа концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции

1. Правовая природа концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции

Концессия (от лат. concessio - предоставленное разрешение, уступка) - сдача государством в эксплуатацию какой-либо фирме, иностранной или отечественной, части своих природных богатств, предприятий и технологических комплексов, других объектов. К. как форма привлечения инвестиций в национальные экономики широко распространена в современном мире. На территории бывшего СССР законодательство о К. после более чем 60-летнего перерыва стало возрождаться в начале 90-х годов. Первым соответствующий закон принял Казахстан еще в 1991 г. К 1993 г. этот акт уже перестал отвечать потребностям республики и был отменен Законом Республики Казахстан «О признании утратившим силу Закона Республики Казахстан «О концессиях в Республике Казахстан» от 8 апреля 1993 г. Предусматривалось, что должен быть разработан новый закон о концессионных соглашениях, но это помешал сделать роспуск Верховного Совета Казахстана в 1994 г. Несколько позднее, чем в Казахстане, был принят Закон Республики Кыргызстан «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан» от 6 марта 1992 г., действующий до настоящего времени. В 1995 г. вступили в силу: Закон Республики Грузия «О порядке предоставления концессий зарубежным странам и компаниям» от 21 декабря 1994 г. Закон Республики Узбекистан «О концессиях» от 30 августа 1995 г. Закон Республики Молдова «О концессиях» от 13 июня 1995 г.

В России разработка концессионного законодательства затянулась. Первый проект закона о концессиях был разработан еще в Верховном Совете, второй - принят Государственной Думой, но отклонен Президентом. В апреле 1996 г. Государственной Думой был принят в первом чтении подготовленный Правительством альтернативный проект закона «О концессионных договорах, заключаемых с иностранными и российскими инвесторами».

К 1997 г. основу правового регулирования в этой сфере составляла ст. 40 Закона «Об 3иностранных инвестициях в РСФСР» 4 июля 1991 г., согласно которой предоставление иностранным инвесторам 49прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляются на основании концессионных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами Правительством РФ или иным уполномоченным на то государственным органом в порядке, установленным законодательством РФ о концессиях. Срок действия концессионного договора определяется в зависимости от характера и условий концессии, но не может быть более 50 лет. Одностороннее изменение условий концессионного договора не допускается, если иное не оговорено в договоре. Концессионные договоры могут содержать изъятия из действующего на территории РФ законодательства. В этом случае они подлежат утверждению Федеральным Собранием - Парламентом России.

Следует отметить, что пока шло обсуждение проектов законов, в название которых были включены слова «концессия» или «концессионный договор», «режущие слух» 2481определенным специалистам, 30 декабря 1995 г. был принят и введен в действие Федеральный закон РФ «О соглашениях о разделе продукции», направленный на регулирование отношений, возникающих в процессе заключения частного вида концессионных договоров - т.н. договора о разделе продукции. Согласно этому закону под 0393соглашением о разделе продукции понимается договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. В свою очередь субъект предпринимательской деятельности обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Упомянутый выше закон должен был бы быть принят в развитие более общего закона о концессионных договорах. Так в статье 5 проекта закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» говорится, что соглашение о разделе продукции является одним из видов концессионных договоров.

Концессионное соглашение (концессионный договор) - соглашение о предоставлении концессии.

В действующем в настоящее время Законе РСФСР об иностранных инвестициях в РСФСР существуют нормы о концессионном соглашении. В нем содержится положение о том, что порядок заключения концессионных договоров будет предусмотрен в законодательстве о концессиях, поэтому с момента принятия этого закона ведется работа над принятием закона о концессионном соглашении. Концессионные соглашения применяются, как правило, в области добычи полезных ископаемых. Они были широко распространены в 60-ые годы при привлечении иностранных инвестиций в нефтедобывающие отрасли промышленности в развивающихся странах. В 70-ые годы в результате изменений в практике заключения концессионных соглашений наибольшее распространение получили соглашения о разделе продукции, которые практически заменили собой концессионные соглашения в области нефтедобычи. В России действует специальный ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225, применяемый при привлечении иностранных инвестиций в области добычи полезных ископаемых. Концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции имеют одну правовую природу и связаны с предоставлением иностранному инвестору разрешения на добычу полезных ископаемых.

Выдача концессии (разрешения на осуществление экономической деятельности) означает предоставление разрешения частному лицу государством.

Важной отличительной чертой концессии, широко практиковавшейся еще со времен феодальных отношений, является то, что стороной в правоотношении всегда является государство (носитель суверенной власти, государь), а разрешение на осуществление деятельности связано с монопольным правом государства на объект деятельности ( вещей, находящихся в государственной собственности, или вещей, изъятых из оборота), либо на занятие деятельностью, являющейся прерогативой государства. Эта черта отражена и в толковании самого понятия концессия, которое дают отечественные и зарубежные толковые словари, как «уступка, передача, разрешение, отдача права, присвоенье».

ГК РФ в части II, принятой в 1995г., впервые регулирует отношения, вытекающие из договоров о предоставлении «коммерческой концессии «(франшизы). В отличие от традиционного понимания концессии, связанной с актом государства, в данном случае речь идет о гражданско-правовом договоре и о предоставлении исключительного права одним субъектом гражданского права другой стороне по договору. «Предметом договора коммерческой концессии (франшизы) является комплекс исключительных прав, предоставляемых правообладателем и приобретаемых (покупаемых) пользователем».

Толкование договора франшизы как «коммерческой концессии» не снимает существующей проблемы определения правовой природы Концессионном соглашении как особого вида соглашений, заключаемых между государством и иностранным частным лицом, а поэтому остающихся за пределами сферы регулирования гражданско-правовых договоров.

Концессия, как акт государства, может содержать в себе различные условия, на которых предоставляется концессия. В области недроприродопользования таким условием непременно являются условия, обеспечивающие экологическую безопасность местности, где ведется добыча природных ресурсов. Для того, чтобы концессия могла создавать у концессионера не только права, предусмотренные в концессии, но также и обязывать концессионера к соблюдению условий, т.е. предусматривать исполнение концессионером определенных обязательств перед государством, перечисленных в концессии, концессиям, в частности, концессиям, которые практиковались в зарубежных странах в период после второй мировой войны, стали придавать форму концессионного договора или концессионного соглашения. Однако форма концессионного договора не может сама по себе изменить правовую природу отношений, возникающих на основании концессии. Концессионный договор, как и «безусловная» концессия в чистом виде, продолжает оставаться легальным основанием, позволяющим иностранному лицу - стороне в договоре приступить к той или иной деятельности, например, начать добычу полезного ископаемого на условиях, указанных в самом акте о предоставлении концессии или в концессионном договоре.

Определение концессионных договоров содержится в Законе об иностранных инвестициях в РФ 1991г. Согласно этому определению «предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляется на основании концессионных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами Советом Министров РСФСР или иным уполномоченным на то государственным органом в порядке, установленном законодательством РСФСР о концессиях.» Из определения, содержащегося в действующем в настоящее время законе следует, что концессионные договоры регулируют отношения между государством и иностранным частным инвестором и могут быть использованы в любых случаях осуществления иностранным частным лицом своей хозяйственной деятельности на территории РФ (на это указывают слова «и проведение хозяйственной деятельности»), а не только в связи с освоением природных ресурсов. Иными словами концессионные договоры являются более общей категорией, связанной с законодательством об иностранных инвестициях, а не категорией какой-либо отрасли народного хозяйства и соответствующему этой отрасли законодательству, например, категорией законодательства о недропользовании, даже если область добычи полезных ископаемых и является основной сферой приложения концессии.

В качестве основной особенности правовой категории «концессионный договор» закон об иностранных инвестициях выделяет то, что «концессионные договоры могут содержать изъятия из действующего на территории РСФСР законодательства», а также то, что «одностороннее изменение условий концессионного договора не допускается, если иное не оговорено в договоре». Приравнивание категории «концессионный договор» к законодательному акту по своему действию («содержат изъятия из действующего законодательства») и по порядку принятия («подлежат утверждению Верховным Советом РСФСР») не только позволяет говорить о концесионных договорах как особой правовой категории, но также и позволяет выделить основные их черты: неизменяемость условий концессионных договоров (отсюда и проблема неизменяемости концессионных договоров, которая возникает в любом случае, как результат осуществления государством законодательной деятельности за пределами действия концессионного договора), особый порядок их заключения (одобрение в той или иной форме органом власти). Решение возникающих в связи с особенностями концессионных договоров проблем должно составлять содержание законодательства о концессионных договорах, как это и предусмотрено в действующем законе об иностранных инвестициях.

В самом факте принятия закона об иностранных инвестициях, на основании которого стало возможной экономическая деятельность иностранного лица на территории РСФСР, выражена готовность государства определить условия предоставления иностранному лицу права на осуществление экономической деятельности иностранным лицом на территории РСФСР. Основным недостатком действующего в России закона об иностранных инвестициях остается отсутствие в нем общего порядка и процедуры предоставления такого права иностранному лицу, включая ст.40 закона о концессионном договоре. В законе об иностранных инвестициях, в статье, касающейся концессионных договоров, expresis verbis предусмотрено: «Концессионные договоры могут содержать изъятия из действующего на территории РСФСР законодательства.»(ст.40) В этом случае они подлежат утверждению органом, обладающим функциями законодательного органа (Верховным Советом РСФСР в момент принятия закона). Концессионный договор, таким образом, следует рассматривать как особую форму допуска иностранного лица к экономической деятельности на основании договора с государством, предусматривающего условия на которых предоставляется разрешение на осуществление экономической деятельности, в частности, в области добычи полезных ископаемых. В то же время в ст.40 лишь указан концессионный договор как форма допуска иностранного лица к хозяйственной деятельности, но в отношении порядка предоставления права иностранному лицу - концессионеру на предпринимательскую деятельность содержится отсылка к будущему концессионному законодательству.

Основываясь на толковании ст.40 закона об иностранных инвестициях как формы допуска иностранного лица к предпринимательской деятельности, можно предположить, что в законе об иностранных инвестициях должен быть предусмотрен перечень отраслей народного хозяйства, где иностранному лицу запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, отраслей народного хозяйства, где иностранному лицу можно осуществлять хозяйственную деятельность на условиях, указанных государством (концессионные договоры) и отраслей народного хозяйства, где иностранному лицу разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. перечень открытых для иностранного капитала отраслей народного хозяйства.

Проблема неизменяемости условий Концессионном соглашении и иных соглашений «гибридного» типа, включающих в себя гражданско-правовые и административно-правовые отношения, в том числе и соглашений о СРП, как они урегулированы в действующем законодательстве, была решена в зарубежной практике применения таких договоров. Концессионном соглашении и связанные с неизменяемостью их условий споры составляют основную часть инвестиционных споров, рассматриваемых Международным Центром по рассмотрению инвестиционных споров (МЦУИС), созданным на основании Вашингтонской Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и иностранным инвестором, подписанной в 1965г. Хотя Россия до сих пор и не ратифицировала эту конвенцию, однако даже в этих условиях нельзя игнорировать специально созданный международно-правовой механизм разрешения инвестиционных споров. Создание МЦУИС свидетельствует об одном из возможных путей разрешения проблемы Концессионном соглашении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.