на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовая природа Конституционного суда как судебного органа конституционного контроля
p align="left">4. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче заключения по дан - ному вопросу направляется в Конституционный Суд Советом Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления, предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.

Итак, мы рассмотрели основные полномочия Конституционного Суда РФ, закреплённые в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе.

В правоприменительной практике возникали случаи признания неконституционными законов и других нормативных актов иными, помимо Конституционного Суда РФ, судами. В связи с этим Конституционный Суд РФ дал толкование ст. 125-127 Конституции РФ в постановлении от 16 июня 1998 г.

Конституция РФ не предполагает проверку другими судебными органами конституционности нормативных актов, которые перечислены в ее ст. 125 в качестве предмета нормоконтроля со стороны Конституционного Суда РФ. Предусмотренное Конституцией РФ обращение иных судов в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности применённого или подлежащего применению в конкретном деле закона, если суд приходит к выводу о несоответствии закона Конституции, не может рассматриваться только как его право. Суд обязан обратиться с таким запросом, чтобы не соответствующий Конституции акт был лишен юридической силы в конституционно установленном порядке. Это исключило бы его дальнейшее применение.

Считаю целесообразным не рассматривать в контрольной работе вопросы статуса и полномочий судей и Председателя Конституционного Суда, Регламента, процедурные правила, особое мнение судей. Эти вопросы подробно освещены в учебной литературе, в научных статьях и на официальном сайте Конституционного Суда РФ. Остановлюсь лишь на некоторых положениях.

К числу принципов конституционного судопроизводства Закон относит независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нём не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Нельзя не отметить, что процесс интерпретации может привести к появлению новых норм равных по юридической силе нормам Конституции РФ. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции было предусмотрено, что поправки к ее главам 3-8 принимаются не по процедуре принятия федерального конституционного закона (как это было закреплено в ст. 136 Конституции РФ), а в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ. Фактически своим постановлением Конституционный Суд легализовал новый вид законов, который непосредственно не предусматривался конституционными нормами.

В то же время, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин комментируют правовую природу актов Конституционного Суда следующим образом: «Что касается постановлений, в которых устанавливается соответствие Конституции РФ конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, то они не относятся к числу нормативных актов. Таким актом является Конституция РФ, а постановления Конституционного Суда - лишь акты её применения». Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - стр. 546

Из практики Конституционного суда Российской Федерации

Объем работы Конституционного Суда РФ значителен и его практика достаточно обширна. В контрольной работе целесообразно будет рассмотреть, как при - мер, алгоритм рассмотрения КС, на первый взгляд рядовой, жалобы гражданина. Но Определение КС от 2 марта 2006 г. №16-О внесло ясность в подобные трудовые споры и обязало депутатов принять законодательные акты, соответствующие Конституции.

В Конституционный Суд РФ с жалобой обратился гражданин Корнилов В.П., решивший оспорить конституционность некоторых подзаконных нормативных актов. Проработав восемь лет в одной организации, он уволился по собственному желанию. На следующую работу устроился только спустя семь месяцев. Таким образом, его трудовой стаж прервался. Поэтому на новом месте работы бухгалтер рассчитал ему пособие по временной нетрудоспособности только в размере 60 процентов от его заработка.

Дело в том, что согласно действовавшим на 1 марта 2006 года правилам раз - мер пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности непрерывного стажа составлял: 100 процентов заработка - при непрерывном стаже 8 лет и более; 80 процентов - при непрерывном стаже от 5 до 8 лет; 60 процентов - при непрерывном стаже до 5 лет. Такой порядок был установлен п. 30 Положения, утверждённого Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N13-6, а также п.п. 25-27 Основных условий, утверждённых Постановлением Сов - мина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 №191. Непрерывный трудовой стаж определялся по продолжительности последней непрерывной работы в данной организации. В него также засчитывалось время предыдущей работы (п. 1 Правил, утверждённых Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N252).

По общему порядку с 1 сентября 1983 г., если работник увольнялся по собственному желанию без уважительных причин, непрерывный трудовой стаж за ним сохранялся только в течение трех недель (п. 2 Правил, утверждённых Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 №252).

Именно так и получилось в ситуации с заявителем - Корниловым В.П. Однако, по его мнению, существующий порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа нарушал его конституционные права. Поэтому Корнилов и обратился в Конституционный Суд РФ оспорить указанные нормы.

Рассмотрев жалобу, судьи согласились с заявителем, отметив при этом несколько существенных моментов. Во-первых, по их словам, подобная практика сложилась в условиях социалистической системы. Она преследовала цель сформировать стабильные трудовые коллективы, сократить текучку кадров, а также укрепить трудовую дисциплину. Однако еще в 2004 г. Конституционный Суд РФ за - являл, что такой порядок нарушает закрепленное в Основном законе право гражданина на свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, данный порядок противоречит целям и содержанию трудового договора (Определение КС РФ от 04.03.2004 №138-О).

Во-вторых, страховое обеспечение, необходимое для возмещения работнику временно утраченного заработка, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе. А это приводит к тому, что обязательное соцстрахование выполняет не свойственные ему функции, то есть снижает объем выплат. Сотрудники с одинаковым средним заработком и трудовым (страховым) стажем могут получать разную сумму выплат по больничному листу: тому, у кого стаж прерывается, выплатят меньше, чем работающему без перерывов.

В-третьих, установление размера страхового обеспечения, который зависит от непрерывности и продолжительности стажа, неизбежно приводит к тому, что у начинающих трудовую деятельность работников выплаты будут объективно ниже, чем у тех, кто работает постоянно более восьми лет. Хотя степень и характер заболевания у молодых сотрудников может быть не менее тяжелыми и длительными. Судьи обратили внимание на то, что этим нарушается равенство прав и свобод чело - века и гражданина (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ).

Суд отметил, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируемое каждому социальное обеспечение в случае болезни осуществляется на условиях, установленных в федеральном законе. В нормативном акте законодатели должны определить размер и порядок социальных выплат гражданам. Подобное положение содержит и Трудовой кодекс. В соответствии со ст. 183 при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает сотруднику пособие в соответствии с федеральным законом.

Однако, отметил Конституционный Суд РФ, подобный закон не был принят. Поэтому оспариваемые нормы (принятые ещё в Советском Союзе) действуют до сих пор (на 1.03.2006 г.), хотя и нарушают конституционные права граждан. Более того, по мнению Суда, их применение не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности и ограничивает права лиц на соцобеспечение, гарантированное Основным законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Рассмотрев дело, Конституционный Суд определил, что Положения пункта 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года N252), пунктов 25 - 27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждены Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года N191) и пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособия - ми по государственному социальному страхованию (утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года N13-6) в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 марта 2004 года N138-О и настоящем Определении, с 1 января 2007 года не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как противоречащие Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), и утрачивают силу.

Несмотря на то, что подзаконные акты противоречили на тот момент Конституции РФ, Суд отменил их только с 1 января 2007 г. А до указанного времени он предписал урегулировать порядок и условия предоставления социального обеспечения. Этот срок был необходим по двум причинам. Во-первых, если бы старые нормы были бы отменены, а новые ещё не приняты, возник бы пробел в законодательстве. Во-вторых, расходная часть бюджета ФСС РФ на 2006 г. уже была определена, и её неисполнение могло привести к массовому нарушению социальных прав работающих граждан.

Результат действенности Определения КС - с 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. N255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Он внёс коррективы и в расчёт оплаты больничных листов и в определение стажа для расчёта пособий. Немаловажным является и то, что теперь при работе у нескольких работодателей оплата больничного производится по каждому месту работы.

И сейчас, уже в Санкт-Петербурге Конституционный суд РФ продолжает плодотворно работать. На заседании 6 февраля 2009 года он вынес постановление по делу о проверке конституционной части 1 статьи 5 Федерального закона РФ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию».

Суд признал норму законной, но при этом обязал федерального законодателя усовершенствовать механизм выплат. Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Автозаводского районного суда Тольятти по делу инженера «АВТОВАЗа» М. Ермолова. Он оформил больничный по уходу за здоровым годовалым сыном на время, пока его жена находилась в больнице. Однако предъявленный им на работе лист нетрудоспособности не был оплачен, несмотря на справку из больницы о госпитализации матери ребенка. После этого М. Ермолов обратился в мировой суд с иском о взыскании с «АВТОВАЗа» пособия в размере 8 тысяч 321 рубля. Суд ему отказал. Тогда он обжаловал дело в вышестоящей судебной инстанции - Автозаводской районный суд, который и запросил мнение КС РФ,

«Конституционный Суд счёл, что в настоящее время порядок предоставления отцу или другому члену семьи права на отпуск и на пособие по уходу за ребенком в случае болезни матери не обеспечивает в полной мере защиту интересов семьи и ребенка. Несмотря на то, что действующее законодательство не препятствует отцу ребенка получить пособие по уходу за ним, процедура реализации этих социальных прав довольна затруднительна.

Конституционный суд в своём постановлении подчеркнул, что законодателю необходимо устранить недостатки действующего правового регулирования и раз - работать простой механизм, позволяющий отцу оформить больничный лист по уходу за ребенком и получать пособие, если мать ребенка больна. Судья КС РФ Сергей Маврин пояснил, что смысл постановления в том, чтобы максимально упростить процедуру предоставления отпуска и получения пособия по уходу за ребенком отцу или другому члену семьи в случае невозможности матери ухаживать за ребенком. Вместе с тем судья заметил, что «суд рассматривал конкретный случай, но именно с точки зрения обращения заявителя - Автозаводского районного суда», а что касается, М. Ермолова, то он хотел оформить пособие по временной нетрудоспособности, на которое не имел права, а должен был оформлять пособие по уходу за ребенком на время болезни матери.

Судья сообщил также, что Минздрав в оперативном порядке подготовил и опубликовал постановление, разъясняющее порядок назначения и выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком в случае болезни матери. С. Маврин добавил, что М. Ермолову может быть выплачено пособие, если данная ситуация повторится в будущем, и он оформит все надлежащим образом».Механизм выплат пособий по уходу за ребенком необходимо упростить - Конституционный суд РФ. Балтийское информационное агентство БИА, Санкт-Петербург, 06.02. 2009, http://www.bia-news.ru/news/75214.

Федеральным Конституционным Законом от 05.02.2007 г. №2-ФКЗ внесены изменения в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями, местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург. В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда Российской Федерации с иными органа - ми государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в г. Москве, содействия в осуществлении Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий создается представительство Конституционного Суда Российской Федерации в г. Москве.

Заключение

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль служит стимулом к постоянному совершенствованию системы государственной власти и гармонизации непрестанно меняющихся общественных отношений. Он формирует вкус к государственному мышлению и необходимое качество общественного сознания.

Данную работу хотелось бы завершить высказываниями Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина. «Живая Конституция - это не только текст и не только решения КС по толкованию тех или иных норм Основного закона. Живая Конституция - это еще и законы, и вся правоприменительная практика, которая показывает, в каком направлении двигается наше право. Ядром этой практики является, конечно, конституционное правосудие. То есть важен не только сам текст Конституции, но и его реальное воплощение в жизнь. Важен не столько перечень прав и свобод, сколько то, как они реализуются. КС - участник этого большого процесса, он играет важнейшую роль хранителя живой Конституции. Наши решения дополняют живую Конституцию, но не создают новый текст.

Погоня за сиюминутными изменениями, как это делал Съезд народных депутатов, когда каждый день - новая статья, а каждому правителю - своя Конституция - это правовая шизофрения. Конечно, страна может подойти к тому моменту, когда необходимо будет внести изменения в Основной закон. Но пока есть возможность Конституцию не менять, её нельзя менять. До тех пор надо Конституцию интерпретировать. Несомненно, что суд своими решениями уясняет норму Конституции». Интернет-интервью с В.Д. Зорькиным, Председателем Конституционного Суда РФ: "15-летие Конституционного Cуда Российской Федерации", 2006, http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002933

«На основе Конституции и заложенного в ней всеобщего принципа юридического равенства и справедливости выстраивается все российское право как цивилизованная форма нашей жизни. И это в широком смысле конституционное право - не косное монолитное целое, способное существовать в качестве неизменяемой данности. Конституция и основанное на ней право - это живая сверхсложная система, чувствительная к культуре и религии, к политике и экономике, к социальной жизни и техническому прогрессу. Любое другое понимание Конституции и права превращает нас, отвечающих за человеческое доверие к данному институту, - в догматических жрецов, не способных хранить огонь в потухших, мертвых светильниках. На основе Конституции мы отстоим то, что нам завещали предки - великий принцип симфонии, создавшей Россию, сделавшей её великой, открытой миру, смело глядя - щей в будущее». Зорькин В.Д. Доклад Председателя Конституционного Суда РФ на конференции, посвящённой 15-летию россий- ской Конституции. Москва. БКД. 12. 12. 2008г. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации -http://www.ksrf.ru

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Ось-93», 2004.

2. Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Cуде Российской федерации» (в ред. от 05.02.2007 г.).

3. Федеральный Конституционный Закон от 05.02.2007 г. №2-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

4. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М., 2007, -189 с.

5. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебн. пособ. - М.: Эксмо, 2006, - 608 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, - 320 с.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002, - 800 с.

8. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации - http:// www.ksrf.ru

9. Брежнев О.В. Правовая природа конституционного суда как судебного органа конституционного контроля. Государственная власть и местное самоуправление, 2005, №6, http://www.lawmix.ru/comm.php? id=961.

10. Исмаилов Б.И. Становление системы конституционного контроля в правоприменительной практике зарубежных государств, 2008, Всероссийская цифровая энциклопедия «ПОРТАЛУС», http://www.portalus.ru/mo dules/politics/rus read - me.php? subaction=showfull&id= 1204930991& archive= &start from =&ucat=&

11. Механизм выплат пособий по уходу за ребенком необходимо упростить - Кон - ституционный суд РФ. Балтийское информационное агентство БИА, Санкт-Петербург, 06.02. 2009, http://www.bia-news.ru/news/75214

12. Интернет-интервью с В.Д. Зорькиным, «15-летие Конституционного Cуда РФ», 2006, http://www.ippnou.ru/article.php? idarticle= 002933

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.