на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовая установка граждан
длительность действия правовых установок;

- степень фиксированности установок;

- степень осознанности правовых установок;

- оценка личностью правовых предписаний (правовых норм и прин-ципов);

- оценка личностью собственного правового поведения;

- мотивы (причины, цели) правомерного и неправомерного поведе-ния;

- потребности, интересы личности;

- реальное поведение личности в ситуациях, предусмотренных нор-мами права. Марченко М. Н.Теория государства и права. - М., 1996. - С. 325.

1). Нормы, изданные различными государственными органами, нор-мы различных отраслей права имеют неодинаковую силу воздействия на поведение личности. Так, правовые установки у определенного круга лиц формируются под влиянием возможности применения санкций, а разли-чие санкций, к примеру, уголовного и трудового права, весьма суще-ственно. Нормы различных отраслей права регулируют разные виды дея-тельности граждан, а деятельность - реальное поведение.

2). Различие между правовыми принципами и правовыми предпи-саниями предопределило и различие между правовыми установками:

- правовые установки, связанные с действием принципов права, слу-жат характеристикой жизненной позиции личности;

- правовые установки, направленные на соблюдение конкретных правовых норм, должны прекратить свое существование с отменой пра-вовых предписаний.

3). Как правило, правовые установки делятся на фиксированные и актуально-моментальные.

4). Критерием осознанности правовой установки является отноше-ние личности к тем или иным правовым ценностям:

- осознанность правовых установок означает оценку личностью образа действий, предусмотренного в нормах права, т. е. возникает «иде-альная» правовая установка;

- правовая установка может быть определена по степени осознан-ности собственного поведения личности, его соответствия правовым нор-мам (позитивная, нейтральная, негативная правовая установка).

5). Сущность правовых установок, направленных на тот или иной вид социально-правовой активности, определяет мотивы и соответству-ющие им цели. Отсюда правовые установки могут быть направлены на:

- правомерное поведение;

- неправомерное поведение. Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. - С. 112.

Причем необходимо учитывать не только ведущий мотив, но и остальные, менее выявленные мотивы. Поэтому целесообразно выделить смешанные правовые установки.

6). За мотивом правомерного поведения «кроется» главный крите-рий правовых установок - потребность. Потребность является первона-чальным, глубинным фактором зарождения правовой установки на со-блюдение норм права. Потребность имеет свойственные ей характерные, специфические черты:

- потребность в создании, применении или реализации правового требования всегда выступает как выражение воли или общества в це-лом, или отдельных социальных групп. Личность в большинстве случа-ев обязана подчинить, согласовать свои потребности с потребностями общества;

- потребность в сфере правового регулирования всегда должна иметь четкое оформление;

- правовая потребность выступает как необходимость правового урегулирования тех или иных общественных отношений.

Исходя из этого, выделим следующие виды потребностей:

- потребности личности в участии в процессе разработки и приня-тия законов;

- потребности в деятельности по охране общественного правопо-рядка;

- потребности, возникающие в сфере трудовых правоотношений и др.

7). По типу поведения (соответствие и несоответствие нормам пра-ва и их целям) правовые установки в сфере действия права могут быть как позитивными, так и негативными. Новицкий И. Б. Римское право. - М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. - С. 180.

4. Механизм формирования правовых установок граж-дан

Формирование правовых установок целиком зависит от со-вокупности факторов социальной и психологической действительности.

Необходимо подчеркнуть, что под воздействием различных социально-психологических факторов как объективного, так и субъективного харак-тера человек осмысливает и усваивает правовые и нравственные нормы, регулирующие общественную жизнь в стране.

В процессе формирования правовой установки взаимодействуют познавательные, эмоциональные, волевые процессы, необходимые для успешного правового развития личности. Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту-альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ-юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. - С. 138. Органичес-кая связь всех социально-психологических явлений создает основу фор-мирования правовой установки.

В процессе восприятия правовой информации в сознании индиви-да протекают познавательные и оценочные процессы, которые составля-ют психологическую базу волевой деятельности личности.

Принимая решение, индивид должен осознать не только возмож-ные последствия, но и значение предпринимаемых действий как соци-альных актов, которые получают положительную или отрицательную оцен-ку. Процесс осознания юридической значимости конкретного деяния имеет особое значение для формирования содержания правовой уста-новки, так как в этот момент право воздействует на волю человека, обус-ловливая выбор решения и характер поведения.

Благодаря мыслительному процессу че-ловек способен на основе полученных знаний в области права ориенти-роваться в окружающей его действительности. При этом происходит по-стоянный отбор правовой информации в целях установления соответ-ствия реальности потребностям, интересам, социальной направленности субъекта.

От правовых источников, из которых личность получает правовую информацию зависит объем и глубина правовых знаний, непосредствен-ное отношение личности к праву, влияющие, таким образом, на форми-рование правовой установки.

К наиболее общим факторам, оказывающим воздействие на фор-мирование правовой установки, могут быть отнесены такие, как: полити-ческое устройство общества, уровень развития общественного правосоз-нания, система духовных ценностей общества, существующая правовая система и ряд других. Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. - М.: Юристъ, 1996. - С. 402.

Существенное влияние на отбор правовой информации оказывают специфические условия, в частности, так называемые первичные, мне-ния, оценки, суждения, которые имеют место в группе, коллективе, где человек не только осуществляет свою деятельность, но и проводит свой досуг.

Большое значение для отбора правовой информации имеют не толь-ко внешние факторы - общие и специфические, но и внутренние, т.е. те компоненты психики индивида, которые сами являются результатом воз-действия социальной среды.

Оттого, какие идеи, взгляды у человека, каково соотношение окру-жающих его социальных факторов с его социальной направленностью зависит состояние правовой установки и, соответственно, психологичес-кий облик человека. Иными словами, речь идет о мировоззрении челове-ка как полноправного гражданина своего государства. Явления, воспри-нимаемые индивидом, так или иначе соотносятся с его мировоззрением, насколько оно объективно, зависит поведение субъекта, направление его деятельности, а также взаимосвязь с обществом. Необходимо отметить, что мировоззрение включает в себя правовые представления, идеалы и убеждения. Безразличное отношение к правовым нормам, правовой ре-альности приводит к тому, что человек склонен совершать различные правонарушения. Это свидетельствует о наметившихся пробелах, изъя-нах, которые являются показателем содержания правовой установки.

В формировании правовых устано-вок людей особая роль принадлежит их волевой активности. Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: ос-новные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. - С. 18.

Воля - необходимое условие формирования правовых установок на достижение целей и реализацию своих желаний.

В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап - возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Затем определяются возможности достижения этой цели (второй этап) и мотивы (третий этап), подкрепляющие или опровер-гающие эти возможности. Дальше происходит борьба мотивов (четвер-тый этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (пятый этап). Продолжительность каждого из этапов различна и зависит от особеннос-тей личности и объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (спо-собность сделать окончательный выбор).

Заключительным этапом всякого волевого процесса является то или иное действие. Это действие может быть самым разнообразным и выража-ется в различных видах человеческой деятельности и поведении.

При рассмотрении вопроса о социально-психологических факто-рах, влияющих на формирование правовой установки, необходимо уде-лить особое внимание вопросу о социально-правовой активности лично-сти.

Социальная активность - довольно широкое понятие, которое вклю-чает в себя правовую активность. Социальная активность часто выступа-ет в форме правовой активности. Трудовая, производственная активность иногда столь тесно переплетается с активностью личности в сфере право-вого регулирования, что за повседневной трудовой деятельностью лично-сти, оказывается трудно увидеть проявление правовой активности. В дей-ствительности же человек изо дня в день следует (или не следует) право-вым предписаниям точно так же (а иногда и в большей степени), как и требованиям других социальных норм.

Помимо указанных факторов в основе формирования правовой установки лежит воспитание (нравственное, духовно-культурное, эстети-ческое и т.д.). Важное место в процессе формирования правовой уста-новки отводится правовому воспитанию, которое представляет собой довольно сложный, многоаспектный, целенаправленный процесс.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществ-ляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совер-шенствования государственности оно обосабливается как самостоятель-ный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Укрепление правосознания предполагает приобретение субъекта-ми правового воспитания должного уровня правовой подготовки, систе-мы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием не-обходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыка-ми реализации права. Итак, правовое воспитание состоит в передаче, на-коплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в форми-ровании соответствующего отношения к праву и практике его реализа-ции, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого ува-жения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеж-дение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон. Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной прак-тики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенчес-кой науч.-практ. конф. - Ростов н/Д: СГИ, 2000. - С. 37.

5. Нравственно-правовая социализация и пра-вовые установки граждан

Становление и развитие человека как личности,
как субъекта с активной жизненной позицией связано с усвоением и ос-мыслением всего огромного и многообразного социального опыта, с формированием различных форм сознания (политического, нравствен-ного, религиозного, правового). Так как личность является элементом действующей общественной системы, то ее социальная активность регу-лируется ценностями и механизмами этой системы, которые, в свою оче-редь, диктуют личности предписывающие варианты жизненных ситуа-ций и одновременно пути их разрешения, варианты и требования соот-ветствующего поведения. Пиголкин А. С. Общая теория права. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. - С. 295. Социально-общественная система объективно обязывает личность выполнять задаваемые интересами и потребностями членов общества многообразные функции и решать поставленные зада-чи.

Психическое развитие каждой личности изначально выступает как социальный процесс со всеми своими сложными и многообразными особенностями и свойствами.

Можно указать следующие особенности нравственно-правовой социализации личности:

а) нравственно-правовая социализация во-первых, есть восприятие индивидуумом общественных норм и ценностей, усвоение им социаль-ного опыта. Здесь активным субъектом является индивид. Во-вторых, она подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Здесь субъектом, наоборот, является общество. В отношении же к нему инди-вида на первое место выходит пассивное восприятие. Однако это воспри-ятие, в свою очередь, должно иметь результатом формирование актив-ной жизненной позиции личности;

б) формы нравственно-правовой социализации личности тематизи-руются соответственно таким формам отношения человека и общества, как образование и воспитание индивида;

в) нравственно-правовая социализация личности развивается толь-ко в тесном взаимодействии с деятельностно-адаптационной социализа-цией. При этом деятельностно-адаптационная форма является ведущей, субстанциальной в отношении общего процесса социализации личнос-ти. А нравственно-правовая - определяющей, но в то же время и вторич-ной по отношению к форме деятельностно-адаптационной, зависимой от нее. Во многом это определяется самой природой правовой нормы;

г) важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом, которое составляет собственно образовательный момент в процессе со-циализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уро-вень развития правосознания может свидетельствовать о степени социа-лизации личности.

С помощью передачи социального опыта общество влияет на фор-мирование правовых установок личности, ее сознания и поведения. По-лучение образования молодым поколением является важной формой передачи им соответствующего социального опыта и основным сред-ством формирования правовых установок, правовой идеологии и право-вой психологии, поскольку продукты, явления, ценности общей жизнеде-ятельности, передаваемые новым поколениям, образуют такое психоло-гическое свойство, как общественная память.

Правовое сознание как одна из форм общественного сознания имеет двойную связь с процессом социа-лизации личности. С одной стороны, приобретенный жизненный опыт и практический опыт человека в области права оказывают прямое влияние на формирование его правовых установок, отношений, взглядов, ценнос-тных ориентации. Уровень правосознания субъекта, а именно, его спо-собность ориентироваться в сфере права, умение дать оценку правовой действительности, мотивация юридически значимого поведения, зависит от его социальных связей, от отношения к правовой культуре общества, а также отклонение от нее в сторону иных субкультурных образований, которые влияют на характер воспринимаемой правовой информации. С другой стороны, правовое сознание не только накопитель правовых зна-ний, юридической практики гражданина. Формируясь под воздействием внешних влияний, правосознание, в порядке обратной связи, посредством сформировавшейся правовой установки, выполняет определенные фун-кции правового регулятора поведения индивида.

В процессе правовой социализации личность усваивает основные моменты правового регулирования общественных отношений внутри го-сударства, осваивает систему законодательства, сущность правовых от-ношений, а именно, социальные ценности, опосредованные правом, фун-даментальные стереотипы ориентации в социально-правовой сфере, ме-ханизмы саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках действия права, основы правовой культуры.

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что правовая установка личности, как составная часть правосознания, являющаяся предметом изучения право-вой психологии, включает в себя совокупность эмоций, чувств, привы-чек, переживаний, зафиксированных в сознании индивидов, постепенно приобретаемых в полном объеме в процессе жизнедеятельности и под воздействием социально-психологических факторов и выступающих в качестве устойчивой, надежной основы, оценки правовой действитель-ности.

С учетом вышеизложенного целесообразно сделать следующие выводы. Формирование любой личности протекает под непосредственным воздействием многообразных процессов ее социализации, под кото-рой понимается процесс становления и развития личности, усвоения зна-ний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общ-ности, группе.

Значимость правовой социализации состоит в формировании таких правовых установок у граждан, которые обеспечивали бы правовую ак-тивность, правомерное поведение, а также стремление к построению пра-вового государства.

Правовая установка и правовое сознание формируются в процессе правовой социализации и одновременно становятся существенным фак-тором этой социализации. По теоретическим соображениям в ходе пра-вовой социализации индивид, овладевая определенным набором право-вых знаний, юридических норм, принципов и требований, усваивает эти правовые ценности таким образом, что они превращаются в личные убеж-дения и намерения, становятся жизненной потребностью. Из сказанного видно, что правовая социализация должна быть в прямом соотношении с правовой установкой и, соответственно, правовым сознанием. Просле-живается определенная взаимозависимость, гармоническое сочетание между правовой социализацией, формирующейся правовой установкой и правовым сознанием в целом. Чем качественнее связь между этими категориями, тем реальнее выполнение задач, связанных с построением правового государства, государства с продуктивной, состоявшейся пра-вовой системой и жестким механизмом правового регулирования обще-ственных отношений.

Можно выделить следующие основные направления формиро-вания позитивных правовых установок.

1. Формирование у граждан положительного отношения к праву как социальной ценности - это, в первую очередь, воспитательное воз-действие правовых ценностей на поведение граждан в течение всей жиз-недеятельности; ценностный аспект права важен тем, что он является сти-мулирующим фактором образования позитивной правовой установки субъекта правовых отношений.

Во многих случаях социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находят в нем свое как бы «второе рождение». Социальные ценности возникли в сфере экономических, политических и идеологических отношений, но, будучи закреплены в праве, стали и правовыми ценностями, юридическими иде-ями-принципами.

Если рассмотреть ценностный аспект права в плане его влияния на генезис индивидуального поведения, нетрудно будет заметить существен-ные отличия его от влияния информационного аспекта.

Во-первых, ценностное воздействие права на поведение не столь конкретно, как информационное. Социальная ценность, содержащаяся в праве, большей частью не указывает на признаки конкретного поступ-ка, она лишь «дает направление» для действий, создает основу для приня-тия правомерного и нравственного решения. Стало быть, ценность, вы-раженная в праве, не способна подсказать, если можно так выразиться, юридическую тактику поведения, но зато она указывает на его стратегию. Ценностные представления входят в правовое и нравственное сознание лица, становятся неотъемлемой частью его психологии, а в коллективе образуют устойчивые традиции, стиль взаимоотношений людей. Иска-женные ценностные ориентации могут породить противоправное пове-дение.

Во-вторых, ценностный аспект права влияет на более глубокие эле-менты генезиса поведения, чем простая информация о желаемом или запрещенном. Правовые ценности способны воздействовать на все, в том числе и на самые отдаленные звенья причинной цепочки, из которой скла-дывается генезис поступка: на потребности, интересы, цели, выбор средств и совершение поступка. В стадии принятия решения ценностный аспект играет особенно существенную роль, потому что наряду с другими фак-торами определяет, какие из вариантов поступка могут быть избраны субъектом.

2. Повышение уровня правовых знаний граждан - в силу приобре-тенных правовых знаний индивид легко ориентируется в действующей правовой действительности. Наличие более полных знаний правовых пред-писаний, умение применять их на практике, выполняя юридически значи-мые действия, постоянно совершенствуя свои правовые знания, непос-редственно отражается на степени понимания государственно-правовых явлений и позволяет более рационально реализовывать свои права и вы-полнять обязанности, установленные государством.

3. Психологическое воспитание (подготовка) личности является важным звеном в механизме формирования позитивных правовых устано-вок; психологическое воспитание и обучение - это составляющие высо-кокультурного и образованного человека, это то, без чего индивид не может состояться как личность.

Психологическое обучение представляет собой постоянно действу-ющую систему знаний, установок, способов, приемов, навыков, с помо-щью которых в процессе обучения достигается практическая адаптация студента к своей будущей деятельности, гарантирующая ему успешную акклиматизацию в обществе.

Психологическое обучение как существенная часть становления высокообразованных граждан составляет надежную основу для фикса-ции, совершенствования, развития, утверждения правовых установок, а в конечном счете и правосознания в целом.

Истинная ценность позитивных правовых установок граждан про-является в полной степени только в сложных меняющихся ситуациях, ког-да и проверяется, насколько готов человек принимать оптимальные ре-шения и действовать в соответствии со своей правовой установкой.

В результате психологического обучения должен вырабатываться четкий, сложившийся стереотип относительно мировоззрения личности без каких бы то ни было упрощений, условностей, домыслов, абстракций. Основой устойчивого психологического состояния индивида и его пра-вовой установки могут служить его умственные, познавательные, эмоци-ональные, волевые качества, необходимые и достаточные для дальней-шей жизнедеятельности.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

2. Алексеев С. С. Государство и право. - М.: Юридическая литература, 1996.

3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 1994.

4. Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. - М., 1962.

5. Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. - Ярославль, 1995.

6. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. - М.: Инфра-М-Норма, 1996.

7. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. - М., 1996.

8. Комаров. Теория государства и права. - М., 1996.

9. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1886.

10. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. - М., 1976.

11. Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. - М., 1996.

12. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. - М., 1996.

13. Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001.

14. Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной прак-тики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенчес-кой науч.-практ. конф. - Ростов н/Д: СГИ, 2000.

15. Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1994.

16. Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту-альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ-юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.

17. Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотруд-ников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Мате-риалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999.

18. Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: ос-новные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.

19. Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. - М., 1996.

20. Мальтузов Н. И., Малько А. В. Курс лекций по теории государства и права. - М., 1996.

21. Марченко М. Н. Теория государства и права. - М., 1996.

22. Новицкий И. Б. Римское право. - М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995.

23. Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. - М.: Юристъ, 1996.

24. Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998.

25. Пиголкин А. С. Общая теория права. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996.

26. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. - Львов. 1985.

27. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1996.

28. Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. - М., 1995.

29. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1997.

30. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. - М., 1911.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.