на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правоведение
p align="left">В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с ко-торыми связывается вступление в законную силу доку-мента («с момента подписания», «с момента опублико-вания» и т. д.);

в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-право-вые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одно-временно по истечении десяти дней со дня их офици-ального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Пра-вительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Феде-рации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опублико-вания и подлежат государственной регистрации в Ми-нистерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происхо-дит в результате:

истечения срока, на который был принят юридичес-кий документ;

объявления об утрате юридической силы норматив-ного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

принятия управомоченным органом нового юриди-ческого нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общест-венных отношений;

устаревания юридического документа в связи с ис-чезновением обстоятельств, которые подлежали регули-рованию (например, утратили свою актуальность и по-тому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обрат-ной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный доку-мент действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в дей-ствие. Это правило -- необходимый фактор правовой ста-бильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут приме-няться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулирова-нию длящихся правоотношений.

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нор-мативный акт применяется на той территории, на кото-рую распространяется суверенитет государства или ком-петенция соответствующих органов. Поэтому акты феде-ральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации -- на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов -- на территории соответствую-щих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воз-душное пространство.

К государственной территории приравниваются мор-ские, речные и воздушные суда, находящиеся под фла-гом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда -- в водах и воздушном пространстве своего госу-дарства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории госу-дарства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические предста-вители иностранных государств признаются не находя-щимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещает-ся в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями со-ответствующих государств. Какие бы то ни было пося-гательства на здание посольства приравниваются к по-сягательствам на территорию государства и рассматри-ваются как факт нарушения международного права.

8.Правовой статус личности

Полное и реальное представление о правах и свобо-дах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, уни-версальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного пере-селенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуаль-ные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу право-вого статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих пра-вам юридических обязанностей, без юридической ответ-ственности в необходимых случаях, без правовых гаран-тий, без правоспособности и дееспособности как опре-деляющих черт волевого и осознанного поведения чело-века.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целост-ном, системном виде, дает возможность проводить срав-нение статусов, открывает пути дальнейшего их совер-шенствования.

Правовой статус личности -- это правовое положе-ние человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в пер-вую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (спе-циальный) и индивидуальный правовые статусы лич-ности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные между-народным сообществом и закрепленные в международ-но-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмот-рена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объ-единяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, сво-бодное развитие личности. Как любая основа, на кото-рой образуются новые качества, конституционный ста-тус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные обществен-ные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фак-тическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и вне-сения в них изменений закреплен в законе. Конститу-ция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабиль-ности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы -- гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении госу-дарственными делами и т. п.

9.Понятие правового государства.

Возникновение

1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государствен-ные учреждения в процессе развития своей интеллекту-альной и духовной сущности, совершенствования инди-видуальных и социальных черт, формирующего свобод-ное гражданское общество.

2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем разви-тии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

3. Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи,-- процесс сложный и проти-воречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непреры-вен, бесконечен и в определенной степени необратим.

4. Возникновение и эволюция идеи правового госу-дарства -- процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отража-ют соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

5. Человечество выстрадало идею правовой государ-ственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В разбитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение дейст-вительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство -- антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, аль-тернатива любой диктатуре.

Принципы -- это основополагающие идеи (требова-ния), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других эле-ментов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потен-циалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и пра-вовым существующего государственного устройства; на-личием или отсутствием стабильного механизма реали-зации правовых начал в деятельности государствен-ных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необхо-димых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной й го-сударственной практики и с позиций современного на-учного знания можно выделить такие принципы право-вого государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при ха-рактеристике правового государства очень часто употреб-ляется термин «господство права», происхождение кото-рого, очевидно, связано с английским «rull of low»-- «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вклады-ваемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и на-силия, а с другой -- фетишизации права как самодовле-ющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право нераз-рывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормально-го образа жизни. Во-вторых, государство не единствен-ный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референду-мы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общест-венной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.