p align="left">В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов: в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу; в результате указания на иные обстоятельства, с ко-торыми связывается вступление в законную силу доку-мента («с момента подписания», «с момента опублико-вания» и т. д.); в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-право-вые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одно-временно по истечении десяти дней со дня их офици-ального опубликования, если в тексте акта не указано иное. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Пра-вительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования. Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Феде-рации. Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опублико-вания и подлежат государственной регистрации в Ми-нистерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности). Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно. Прекращение действия нормативного акта происхо-дит в результате: истечения срока, на который был принят юридичес-кий документ; объявления об утрате юридической силы норматив-ного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте); принятия управомоченным органом нового юриди-ческого нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общест-венных отношений; устаревания юридического документа в связи с ис-чезновением обстоятельств, которые подлежали регули-рованию (например, утратили свою актуальность и по-тому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР). Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов. Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обрат-ной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный доку-мент действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в дей-ствие. Это правило -- необходимый фактор правовой ста-бильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом. Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут приме-няться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулирова-нию длящихся правоотношений. Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нор-мативный акт применяется на той территории, на кото-рую распространяется суверенитет государства или ком-петенция соответствующих органов. Поэтому акты феде-ральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации -- на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов -- на территории соответствую-щих административных единиц. К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воз-душное пространство. К государственной территории приравниваются мор-ские, речные и воздушные суда, находящиеся под фла-гом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда -- в водах и воздушном пространстве своего госу-дарства, открытом море и воздушном пространстве. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории госу-дарства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические предста-вители иностранных государств признаются не находя-щимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещает-ся в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями со-ответствующих государств. Какие бы то ни было пося-гательства на здание посольства приравниваются к по-сягательствам на территорию государства и рассматри-ваются как факт нарушения международного права. 8.Правовой статус личности Полное и реальное представление о правах и свобо-дах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности. Во-первых, эта категория носит собирательный, уни-версальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного пере-селенца. Во-вторых, данная категория отражает индивидуаль-ные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений. В-третьих, права и свободы, составляя основу право-вого статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих пра-вам юридических обязанностей, без юридической ответ-ственности в необходимых случаях, без правовых гаран-тий, без правоспособности и дееспособности как опре-деляющих черт волевого и осознанного поведения чело-века. В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целост-ном, системном виде, дает возможность проводить срав-нение статусов, открывает пути дальнейшего их совер-шенствования. Правовой статус личности -- это правовое положе-ние человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Классификация правовых статусов личности в пер-вую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (спе-циальный) и индивидуальный правовые статусы лич-ности. Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные между-народным сообществом и закрепленные в международ-но-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмот-рена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Конституционный (базовый) статус личности объ-единяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, сво-бодное развитие личности. Как любая основа, на кото-рой образуются новые качества, конституционный ста-тус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные обществен-ные отношения не изменятся в корне и большинстве своем. Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фак-тическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и вне-сения в них изменений закреплен в законе. Конститу-ция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабиль-ности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы -- гражданским, трудовым, административным правом и др. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении госу-дарственными делами и т. п. 9.Понятие правового государства. Возникновение 1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государствен-ные учреждения в процессе развития своей интеллекту-альной и духовной сущности, совершенствования инди-видуальных и социальных черт, формирующего свобод-ное гражданское общество. 2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем разви-тии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми. 3. Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи,-- процесс сложный и проти-воречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непреры-вен, бесконечен и в определенной степени необратим. 4. Возникновение и эволюция идеи правового госу-дарства -- процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отража-ют соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом. 5. Человечество выстрадало идею правовой государ-ственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В разбитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение дейст-вительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство -- антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, аль-тернатива любой диктатуре. Принципы -- это основополагающие идеи (требова-ния), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других эле-ментов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потен-циалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и пра-вовым существующего государственного устройства; на-личием или отсутствием стабильного механизма реали-зации правовых начал в деятельности государствен-ных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необхо-димых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной. С учетом исторических данных, общественной й го-сударственной практики и с позиций современного на-учного знания можно выделить такие принципы право-вого государства. 1. Принцип приоритета права. В литературе при ха-рактеристике правового государства очень часто употреб-ляется термин «господство права», происхождение кото-рого, очевидно, связано с английским «rull of low»-- «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вклады-ваемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и на-силия, а с другой -- фетишизации права как самодовле-ющего и самоуправляющегося явления. Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право нераз-рывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормально-го образа жизни. Во-вторых, государство не единствен-ный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референду-мы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общест-венной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|